Содержание материала

После подъемки, подбивки и рихтовки выполняют отделочные работы: заполняют междушпальные ящики, оправляют обочины балластной призмы, очищают верхнюю постель шпал от остатков балласта. В прошлом отделка балластной призмы составляла предмет особой гордости путейцев и выполнялась особенно тщательно. Эту операцию выполняли вручную бригады путевых рабочих, численность которых достигала 40 чел.
Приведение балласта в порядок — необходимая операция, поскольку помимо улучшения внешнего вида преследуются и другие цели.
В связи с непрерывным увеличением протяженности бесстыкового пути для предотвращения его выброса нужно постоянно поддерживать балластную призму в соответствии с нормами AREA. На многих железных дорогах разработаны нестандартные поперечные профили балластной призмы.
Для ухода за балластной призмой создано много специализированных машин, выполняющих распределение и дозирование балласта, используемых при текущем содержании балластной призмы и осмотрах пути. Все эти машины управляются одним человеком. Несмотря на конструктивные различия, эти машины выполняют все или часть следующих операций:

  1. очистка верха шпал от балласта в обе стороны от оси пути с разравниванием балласта в шпальных ящиках и пополнением недостающего количества на обочинах балластной призмы;
  2. перемещение балласта с одной обочины на другую, если на одной из обочин его больше, чем нужно, а на другой не хватает. Настроив очиститель на перемещение балласта, выполняют эту операцию не менее чем за два прохода. Это особенно эффективно, если нужно переместить балласт в кривой с внутренней части пути на наружную: повышается устойчивость пути в кривой и улучшается водоотвод с внутренней обочины. Важно также переместить балласт на многопутных участках, так как избыток балласта можно сместить от оси участка к полевым обочинам, что позволит сделать их однообразными;
  3. отделка обочин с использованием балластоотделочной машины и балластных бункеров. Избыточный балласт на обочинах убирается или перемещается в балластных бункерах и равномерно разравнивается. Ножи и балластные бункера можно использовать для сгребания балласта на удалении примерно 11 футов от оси пути, сберегая балласт и создавая ступенчатый поперечный профиль. Это улучшает внешний вид и основание верхнего строения пути;
  4. разравнивание балласта в пределах шпальных ящиков — завершающая операция при отделке пути. Разравнивающие щетки состоят из барабана, на котором укреплено большое число отрезков проволоки или шланга. При вращении барабана щетки очищают верх шпал: удаляются излишки балласта со шпал и одновременно заполняются шпальные ящики или разравнивается в них балласт.  Современные балластировочные машины значительно сокращают трудовые затраты и при правильном использовании обеспечивают высококачественную отделку и безопасность пути. Остается только одно место, где необходимы затраты ручного труда, это стрелочные переводы.

При всех операциях с балластом на стрелочных переводах пространство между пером стрелки и рамным рельсом должно быть очищено, чтобы обеспечить правильную работу стрелочного перевода. Это же должно быть выполнено и на стрелочных переводах с ручным управлением. Стрелочные переводы нужно ежедневно по окончании работ тщательно осматривать, чтобы убедиться, что переводные тяги имеют достаточное пространство для перемещения. Пространство вокруг переводных брусьев или станины переводного механизма должно быть хорошо очищено, чтобы обеспечить безопасные условия труда каждому, кто обслуживает стрелочный перевод.
На участках вновь уложенного пути после замены шпал или балласта скорость движения поездов ограничивается на период пропуска нескольких поездов до необходимого уплотнения балласта.
В условиях расширяющегося полигона бесстыкового пути внимание должно быть уделено уплотнению балласта под движущимися поездами или другими способами во избежание потери боковой устойчивости пути под воздействием температурных напряжений в местах с резкими колебаниями температур.
Созданы машины для уплотнения балласта, в том числе в шпальных ящиках и на обочинах, позволяющие быстро восстановить боковую устойчивость пути для повышения скоростей движения поездов. Источник уплотнения — вибрация, близкая к собственным колебаниям балласта. Эти машины могут сразу после подъемки, рихтовки и отделки пути уплотнять балласт одновременно в двух шпальных ящиках и (или) на двух обочинах, соответствующих шпальным ящикам, в которых уплотняется балласт.
Завершены исследования с использованием двух различных частот для уплотнения — свободных колебаний или вынужденных.

Организация путевых бригад и производительность труда.

Выработка бригады зависит от ее состава и в большей степени — от длительности полезного времени в сутки. Выделяют три основных источника потерь времени: поездка к месту работы и обратно; движение поездов; неисправности механического оборудования.
Многие путевые бригады живут в специальных вагонах, установленных в тупиках недалеко от места работ, а людей и инструмент доставляют к месту работ по автомобильной или железной дороге. Но в некоторых районах страны, где нет подходящих тупиков, жилье для путевых бригад может находиться на большом удалении от места работ, а в густонаселенных районах на доставку по загруженным дорогам в часы пик может потребоваться много времени.
Местоположение поселков для бригад по текущему содержанию пути нужно определять в комплексе с общими вопросами работы участка. Нужно изучить несколько вариантов: укладка временных стрелочных переводов и устройство тупиков; возможность изменения времени начала и окончания работ. Наиболее распространена 4-дневная неделя при 10-часовом рабочем дне.
Наибольшее влияние на производительность путевой бригады оказывает движение поездов: если поезда проходят участок работы путевой бригады по жесткому графику, практически нельзя обеспечить высокую выработку. Подбивочные машины приходится доставлять от тупика к месту производства работ, а затем удалять в тупик. Ограничение скоростей движения поездов отнимает еще больше рабочего времени.
Управлять движением поездов в период путевых работ нельзя только силами службы пути. На многопутных участках нужно максимально использовать обходы. Целесообразно применять пакетный или групповой график движения поездов, пересмотреть график движения поездов на время ремонта.
Неисправности оборудования могут не только вызвать потерю целого рабочего дня, но и повлиять на движение поездов. Поэтому на некоторых железных дорогах организованы специальные бригады для ремонта механического оборудования.
На производительность путевой бригады оказывают влияние и другие факторы: тип оборудования, число проходов подбивочных машин, входящих в комплект, способ производства работ и т. п.
На разных железных дорогах принята различная организация путевых бригад и обязанности у них разные. Бригада на подъемке пути выполняет три дополнительные операции: выгрузку балласта, обработку переездов и подъемку стрелочных переводов. Разгрузку балласта и работы на переездах целесообразно поручать специализированным бригадам. На некоторых железных дорогах и подъемку стрелочных переводов поручают отдельной бригаде.
Если путь поднимают машиной, которая в то же время позволяет производить работы и на стрелочных переводах, то эту операцию выполняют вместе с остальными. Основная (ведущая) подбивочная машина поднимает и подбивает путь за пределами стрелочного перевода, а машина для работы на стрелочных переводах следует за ней и обрабатывает пропущенные места. На некоторых железных дорогах выделяют специализированные бригады для замены неисправных переводных брусьев во время подъемки пути и подбивки ручными шпалоподбойками.