Система организации технического обслуживания машин.
Путевые ремонтные механизированные бригады на железных дорогах эксплуатируют большой парк разнообразного по номенклатуре и назначению оборудования. В их число входят машины и оборудование на рельсовом ходу (моторные дрезины, машины для удаления балласта под шпалами, машины для удаления старых и установки новых шпал, подбивочно-выправочные машины, дозировщики балласта и др.), небольшое легкое переносное оборудование для сверления, обрезки и шлифования рельсов и оборудование на комбинированном ходу (см. раздел 27). Кроме того, на железных дорогах в большом количестве применяются механизированный путевой инструмент, компрессоры, машины общестроительного назначения. Поэтому большинство железных дорог собственными силами производят техническое обслуживание и ремонт путевых машин и оборудования.
Типовая система организации технического обслуживания и ремонта машин на железных дорогах состоит из двух основных частей: централизованные стационарные ремонтные предприятия (некоторые дороги имеют несколько таких предприятий) и линейные передвижные ремонтные подразделения. Она может также включать и некоторые дополнительные элементы, например мастерские для предварительного осмотра и небольших ремонтов машин и оборудования, которые обычно размещаются на отделениях дороги.
Такие ремонтные мастерские располагают ограниченными техническими возможностями по сравнению с централизованными стационарными ремонтными предприятиями, но обладают и некоторыми преимуществами. Например, они позволят отказаться от перевозок машин на большие расстояния и производить ремонт на месте в случаях, когда не требуется полная разборка машины. Ремонтные работы в мастерских, особенно зимой, могут выполняться за счет привлечения местных квалифицированных механиков, операторов и путевых рабочих.
Некоторые железные дороги привлекают для выполнения ремонтов машин и оборудования специализированные сторонние организации. В отдельных случаях эксплуатационное техническое обслуживание тяжелых машин на рельсовом ходу, например железнодорожных кранов, путевых стругов, щебнеочистительных машин и др., производится в локомотивных и вагонных депо.
Организация технического обслуживания машин в полевых условиях.
Местный технический персонал дороги обычно используется не только для выполнения работ по периодическому техническому обслуживанию, мелких ремонтов машин, но и для их технического освидетельствования и осмотров. Этот персонал часто привлекается для технического обучения операторов машин и работает в тесном контакте с дорожными инспекторами и мастерами в процессе эксплуатации машин.
Многие железные дороги имеют штатных технических инспекторов, отвечающих за работоспособность и надежность машин и оборудования. Обычно они закрепляются за отделениями дороги, в их распоряжении находятся линейные механики. Технические инспектора привлекаются также для обслуживания линейных работ и ремонтных мастерских.
В распоряжении линейных механиков и технических инспекторов имеются самоходные транспортные средства для оперативного выезда на объекты работ, доставки нужных для ремонта машин инструмента и материалов. К числу таких транспортных средств относятся небольшие моторные дрезины, легкие инспекторские дрезины, автомобили на комбинированном ходу, оборудованные инструментальными ящиками и емкостями для перевозки материалов, передвижные мастерские на железнодорожном ходу.
Планово-предупредительный ремонт.
Каждый отказ в механической, электрической или гидравлической системе машины приводит к нарушению графика выполнения путевых ремонтных работ и к необходимости замены механизированного способа производства работ ручным. Отказы и поломки путевых машин и оборудования на линии могут повлечь за собой нарушение графика движения поездов. Выход из строя лишь одной машины приводит к снижению производительности всего комплекта машин, занятого в технологическом процессе ремонта пути, и соответственно снижению выработки механизированной бригады.
Для поддержания высокой степени готовности машин и оборудования и продления срока их службы нужно проводить регулярные осмотры, своевременное техническое обслуживание, регулировку и смазку всех узлов машин и мелкие ремонты в полевых условиях.
Система планово-предупредительного ремонта оборудования, позволяющая подготавливать машины к рабочему сезону с высокой степенью готовности,— одно из основных условий эффективной их эксплуатации.
Операторы машин получают техническую подготовку, позволяющую им выполнять осмотры и необходимое техническое обслуживание. В первую очередь в начале и в конце смены осматривается гидрооборудование, сильно потертые и изношенные гибкие шланги подлежат замене. Обрыв шлангов у рельсо- и шпалоукладчиков и других машин вызывает остановку работы всей технологической цепочки машин, простои оборудования, связанные с заменой поврежденных коммуникаций и восполнение потерь рабочей жидкости в гидросистемах. Во время осмотра машин перед началом смены нужно выявить утечки масла, указывающие на неплотности в уплотнениях гидрооборудования, соединениях трубопроводов и шлангов, и своевременно устранить их.
Постоянного внимания требуют подверженные механическому износу трущиеся детали и элементы машин, например бандажи ходовых колес и тормозные колодки машин на рельсовом ходу. Неравномерный износ рельсовых металлических колес с ребордами и пневмоколес может привести к нарушению прямолинейности передвижения машин. Своевременной замены требуют стальные канаты при обнаружении первых признаков их повреждения и износа.
Операторы машин должны осмотреть систему подачи топлива и охлаждения двигателя, масляные радиаторы, маслобаки, фильтры и трансмиссию, обнаружить и устранить утечки. Регулярному осмотру подлежат аккумуляторные батареи и их контакты, которые в случае необходимости зачищают.
Ежедневному осмотру подлежат: грузовые канаты — проверяется прочность их заделки и соединений, наличие оборванных проволок; клиноременные передачи — проверяется износ ремней и степень их натяжения; уровень смазки в картере приводного двигателя.
На некоторых железных дорогах организованы специальные инспекторские службы для проведения ежедневных технических осмотров находящихся на линии машин и оборудования, которые выполняют ревизию всех узлов машин, ежесменное их техническое обслуживание и составляют рапорты о техническом состоянии и готовности машин, а в случае необходимости — о потребных ремонтах.
Периодические осмотры.
Наряду с ежедневными осмотрами, выполняемыми водителями и операторами машин, некоторые железные дороги ввели в практику эксплуатации периодические осмотры машин и оборудования в полевых условиях. Такие осмотры наиболее тяжелых и сложных машин выполняются в течение месяца высококвалифицированными специалистами. Во время периодических осмотров выявляют изношенные узлы и детали машин, своевременна замена которых предотвращает отказы и выход из строя оборудования в течение рабочего сезон
Стационарные централизованные ремонтные предприятия.
Большинство крупных железных дорог США располагают собственными стационарными централизованными ремонтными предприятиями. Как правило, один такой ремонтный завод обслуживает все подразделения дороги, но отдельные железные дороги с разветвленной сетью линий организуют два и более стационарных ремонтных предприятий для обслуживания удаленных регионов.
Размеры и годовой объем выпускаемой продукции централизованного ремонтного предприятия зависят от ряда факторов и в том числе от номенклатуры и количества эксплуатируемых на дороге машин. В цехах завода имеются мостовые краны, грузоподъемность которых рассчитана на погрузку и транспортирование отдельных узлов и машин в сборе, железнодорожные пути со смотровыми канавами, площадки для отстоя ожидающего ремонта оборудования и готовой продукции. На многих заводах предусмотрен участок, где машины очищают от грязи, снега и льда паровой обработкой перед их осмотром и разборкой.
Один из основных участков завода — сборочный, где машины разбирают, а после ремонта собирают. Сборочный участок обязательно оборудуется мостовым краном. После демонтажа машины отдельные ее узлы и агрегаты, подлежащие проверке и ремонту, направляются в специализированные цехи и на участки: гидрооборудования, электрического и электронного оборудования, бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания, сварочный, деревообрабатывающий и стекольный участки.
Сборочно-разборочный цех ремонтного завода желез ной дороги Atchisson Topeka and Santa Fe. На перед нем плане размещены две подлежащие разборке подбивочные машины и находящиеся в стадии ремонта три бульдозера. В конце цеха находится участок ремонта гидрооборудования, в правой стороне цеха—участок ремонта моторных путевых домкратов и компрессоров
Для ускорения ремонтного процесса на заводах применяют метод обменного ремонта, когда отдельные изношенные или поврежденные детали, элементы и узлы машин заменяются получаемыми со склада запасных частей изделиями. Демонтированное с машины оборудование в свободное время ремонтируется и направляется на склад для пополнения комплекта запасных частей. Вновь собранная после ремонта машина окрашивается и отправляется на площадки отстоя или на объект.
Установка дозировщика балласта на ремонтную площадку мостовым краном грузоподъемностью 25 т на стационарном ремонтном заводе железной дороги Canadian National в г. Монреале
Специализированные цехи и участки ремонтных заводов.
Участок гидрооборудования.
Основная характерная особенность современных путевых и строительных машин — замена механического привода (цепи, шкивы, канаты) гидравлическим. Поэтому обслуживающий и ремонтный персонал теперь специализированы в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта гидравлических насосов и двигателей, золотников и распределителей, а также их контрольно-регулирующей аппаратуры.
Разборка гидрооборудования машин (насосов, распределителей, цилиндров и др.) должна производиться с тщательным соблюдением мер предосторожности от загрязнения. Попадание пыли и грязи в гидросистему машин может привести к нежелательным последствиям и отказам ее компонентов. На ряде ремонтных заводов для этой цели выделяется отдельный, изолированный от других рабочих площадей участок. Подаваемый на участок воздух предварительно очищается от пыли во входных фильтрах, доставляемые конвейером элементы гидросистем проходят специальную очистку.
Участок электрооборудования.
Все виды электрической аппаратуры и приборов обязательно подвергаются контрольной проверке, а в случае необходимости — ремонту. Как правило, поврежденная электрическая аппаратура и арматура не заменяется, а ремонтируется и восстанавливается.
Здесь же осуществляется контроль и проверка электронной управляющей аппаратуры, а если необходимо — и ремонт ее. В некоторых случаях поврежденные электронные блоки направляют для ремонта специализированным фирмам-изготовителям и заменяют их на машине запасными.
Участок механической обработки.
На этом участке выполняют все виды механической обработки деталей и исполнительных органов машин, подлежащих ремонту или изготовлению вновь, в тех случаях, когда затраты времени на доставку запасных частей велики или нужно модернизировать отдельные узлы машин.
Обычно на этом участке размещают различные токарные, радиально-сверлильные, фрезерные, продольно-строгальные, винторезные, шлифовальные станки и в том числе станки для шлифовки коленчатых валов двигателей. Предусмотрен большой набор ручного и механизированного инструмента.
Сварочный участок.
Участок оснащен установками для автоматической сварки изделий, переносными сварочными агрегатами для установки электрозаклепок, позиционерами, шлифовальным оборудованием и широкой гаммой кислородноацетиленовых сварочных горелок. Здесь производят наплавку изношенных поверхностей трущихся элементов и рабочих органов машин, например лопаток шпалоподбоек, ножей бульдозерных отвалов и другого экскавационного оборудования, челюстей грейферных ковшей, отвалов дозировщиков балласта и др., а также устраняют при помощи сварки различные трещины и повреждения несущих конструкций машин.
Участок ремонта автомобилей.
Здесь производят техническое обслуживание и ремонт автомобилей общего назначения и автомобилей на комбинированном ходу, широко используемых железными дорогами. Участок оснащен станками: продольно-расточными; шлифовальными для восстановления поверхностей клапанов; для притирки и хонингования поверхностей цилиндров и поршней двигателей; для расточки цилиндров, а также установками для клепки тормозных колодок и фрикционных муфт и другим оборудованием.
На участке предусмотрено диагностическое оборудование для испытаний бензиновых и дизельных двигателей, проверки работы стартеров, электрических генераторов, карбюраторов, систем зажигания, аппаратуры подачи топлива.
Кроме этих работ, на участке ремонтируют кузова и обшивку автомобилей, для чего здесь имеются механические ножницы для резки металлических листов, штампы и прессы.
Участок ремонта деревянных конструкций.
Автомобильные и железнодорожные транспортные средства включают в себя ряд деревянных элементов, требующих периодических ремонтов, которые производятся на этом участке. Здесь также изготавливают упаковочные материалы для перевозки различных грузов, выполняют остекление кабин путевых и строительных машин.
Участок окраски.
На этом завершающем ремонтные операции участке окрашивают подготовленные к отправке на объекты машины и оборудование, наиболее часто — при помощи легких переносных краскопультов и трафаретов. Участок окраски размещается в закрытом помещении с кровлей и входными дверями из огнеупорных материалов. Помещение участка оборудуется системами вытяжной вентиляции для удаления огнеопасных испарений и очистки пола от остатков краски.
Система управления ремонтными предприятиями.
Наибольший объем работ стационарные ремонтные предприятия обычно выполняют зимой, когда снижается активность производства работ по текущему содержанию пути. Постоянный штат рабочих и технического персонала ремонтного завода в этот период может увеличиваться за счет привлечения освобождающихся линейных механиков, а в ряде случаев и операторов машин.
Ремонтный процесс управляется на плановопрограммной основе на крупных железных дорогах при помощи средств вычислительной техники. Планирование ремонтных работ основывается на ежедневных и еженедельных рапортах линейных механиков, данных периодических технических осмотров машин, а также сведениях, поступающих из линейных ремонтных мастерских.
Оптимизация процесса эксплуатации железных дорог в значительной мере зависит от эффективности использования имеющегося у них большого парка путевых машин и оборудования, которая в свою очередь зависит от степени технической готовности машин. Например, одна из железных дорог США, эксплуатирующая около 20 тыс. миль пути, для учета и планирования использования 11 тыс. единиц машин и оборудования применяет ЭВМ. В памяти вычислительной машины накапливаются и систематизируются сведения о технических параметрах, количестве, месте нахождения степени технической готовности всех имеющихся на дороге путевых машин, оборудования, механизированного инструмента, а также данные о стой мости выполнения с их помощью различных путевых ремонтных работ. В результате обработки этих данных на ЭВМ администрация дороги регулярно получает подробную информацию (содержащую около 5700 позиций) о текущем состоянии использования техники. Эти сведения оперативно передаются стационарному ремонтному предприятии дороги, где на крупномасштабной схеме всего путевого развития дороги обозначены места нахождения всех механизированных ремонтных бригад в том числе бригад по смене шпал, рельсов, выправке пути и др.
В техническую документацию каждой машины заносятся все сведения о продолжительности е эксплуатации, объеме выполненных работ, имевшихся случаях отказов и повреждений как все машины в целом, так и отдельных ее узлов, произведенных ремонтах.