Содержание материала

РАЗДЕЛ 24.
Борьба с растительностью.

Борьба с растительностью — одна из постоянных забот каждой железной дороги, ведется ежегодно. Нерегулируемый рост растительности затрудняет успешную работу и содержание железной дороги, а иногда делает их невозможными.
Полоса отвода железной дороги классифицируется в зависимости от назначения. На одной части полосы отвода размещаются различные сооружения, в том числе выемки, насыпи, мосты, трубы, водоотводные сооружения, балласт, шпалы, рельсы и другие постоянные устройства, а на другой — сигналы, линии связи и другие сооружения. Эта часть полосы должна образовывать коридор, в котором движутся поезда с минимальной угрозой для безопасности людей. Остальные части полосы отвода, такие как станции, создают проблемы другого рода из-за интенсивности и характера работ, которые выполняются для обеспечения успешного функционирования железной дороги.
Если к этому добавить географические различия, выражающиеся в климате, грунтах и характере растительности, станет ясно, что борьба с растительностью — непростая задача. На железных дорогах она становится задачей, требующей для своего решения концентрации всего опыта и знаний в области уничтожения вредных растений и стимулирования роста полезных.
Основной аспект полезного роста растительности в полосе отвода железной дороги лежит в сфере экономической. Вредная растительность ускоряет разрушение всех составных частей постоянных устройств, существенных для эффективной работы железной дороги. Кроме того, нужно учесть снижение экономической эффективности работы персонала и механизмов, занятых на текущем содержании пути и в эксплуатационных службах.
Железная дорога на начальном этапе своего развития оголяет растительный слой грунта, но он непрерывно зарастает. Изменения окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации железной дороги приводят к возникновению многочисленных экологических ниш, остающихся незаполненными, испытывающих сильное воздействие от проникновения агрессивных биологических видов. Оставленные без надзора, эти ниши последовательно занимаются устойчивыми растениями, которые мешают нормальному содержанию и эксплуатации железной дороги. Поскольку железные дороги окружены территорией, занятой различными видами растительности, а рост растительности — динамическое и естественное явление, борьба с растительностью остается постоянной составной частью работ по текущему содержанию.
Пропущенные сроки проведения работ по текущему содержанию, включая борьбу с растительностью, показали: разрушение постоянных сооружений железной дороги быстро ускоряется неконтролируемым ростом растительности. Значительный рост затрат на смену материалов, оплату труда рабочих и работу машин для оздоровления железной дороги не позволяет относиться с безразличием к этим работам по текущему содержанию. Вопрос не в том, нужно ли это делать, а как это сделать лучшим образом для обеспечения максимальной отдачи от сооружений.
Кроме максимальной производительности постоянных устройств и чистых затрат на эксплуатацию, нужно учитывать требования в отношении растительности, выдвигаемые различными правительственными органами относительно обеспечения условий труда и безопасности людей. В нормативах безопасности движения на железных дорогах AREA содержатся такие требования: «Растительность в полосе отвода железных дорог, находящаяся на путях или близ них, не должна: а) создавать пожарную опасность для сооружений и устройств, обеспечивающих движение поездов; б) мешать видимости железнодорожных знаков и сигналов; в) влиять на нормальное производство работ, выполняемых при эксплуатации железной дороги; г) препятствовать нормальной работе сигналов и линий связи; д) мешать персоналу, работающему на железной дороге, наблюдать за подвижным составом со своих обычных рабочих мест».
Кроме того, в большинстве штатов приняты законодательные требования в отношении габаритов видимости на всех переездах общего пользования. Помимо этого, сельскохозяйственные департаменты многих штатов предъявляют требования к уничтожению отдельных вредных растений в любой части полосы отвода. А в некоторых штатах, особенно в центральных и западных, узаконены требования к уничтожению растительности в отдельных пожароопасных” районах. Таким образом, административные органы требуют от железных дорог уделять большое внимание борьбе с растительностью — это должна быть повседневная операция в составе работ по текущему содержанию пути.
Не менее важно, что бесконтрольное развитие растительности в непосредственной близости от железнодорожных сооружений представляет значительную опасность для этих сооружений. Растительность может нанести ущерб земляному полотну, балласту, шпалам и другим элементам пути, а также близлежащим водоотводным сооружениям. Добавим к этому растительность, врастающую в линии сигнализации и связи, затрудняющую осмотр поездов при движении их в кривых и даже создающую опасность сохранности ценных грузов при их
перевозке, и станет ясно, что борьба с растительностью должна рассматриваться как важнейший элемент программы работ по текущему содержанию пути и сооружений.
Необходимость борьбы с растительностью не трудно уяснить. Однако нет надежных данных для точной оценки эффективности ежегодных затрат на нее. Несмотря на это, представляется целесообразным провести некоторые прикидки. Если эти прикидки основывать на реально установленных сроках службы шпал и рельсов, можно сформулировать некоторые гипотезы.
Рассмотрим для примера железную дорогу III класса с объемом грузовых перевозок 30 млн. т брутто при скоростях движения около 40 миль/ч. На такой железной дороге укладывают примерно 3100 шпал на милю пути. Их средний срок службы 30 лет. Балласт должен удовлетворять нормативам FRA. В нормальных условиях при пятилетием цикле ремонтных работ смене подлежат около 500 шпал на милю и досыпается около 500 т балласта на 1 милю для поддержания расчетного очертания балластной призмы, нарушенного в процессе подъемки пути. Эти работы выполняют в два этапа: один в конце пятилетия, предусматривающий только замену совсем плохих шпал; другой через каждые 10 лет, когда выполняется весь комплекс работ.
Во всяком случае, если за счет хорошего состояния балласта и земляного полотна окажется возможным перейти от пятилетнего цикла к шестилетнему, а капитальные работы выполнять через 12 лет, это приведет к существенной экономии. При этом, конечно, предполагается, что ни число заменяемых шпал, ни объем пополняемого балласта не изменятся.
Переход от пятилетнего цикла к шестилетнему дает экономию 20% числа заменяемых шпал. Примерно на столько же сокращается расход балласта. Такое улучшение удлиняет срок службы шпал с 30 до 36 лет. Потребность в новых шпалах для замены уменьшается в годовом исчислении со 100 до 83 шпал на милю (примерно на 17 шпал на милю). Аналогично обстоит дело с балластом. Экономия его составляет 83 тонны на милю. Общая экономия:

Если использованные предпосылки не вызывают возражений, можно сформулировать программу ежегодных затрат и получаемой отдачи от них. Конечно, затраты на борьбу с растительностью и отдача от них различаются в зависимости от географического района из-за климата, типа грунтов, балласта и т. п. Но предполагается, что норма прибыли и затраты на борьбу с растительностью изменяются пропорционально и эти изменения можно учесть.
Интенсивная борьба с растительностью на магистральных железных дорогах обычно проводится в полосе шириной по 5 футов в каждую сторону от оси пути. Это означает, что на железных дорогах III класса очистке подлежат 2,5 фута поверхности балласта и 2,5 фута откоса балластной призмы и обочины земляного полотна. 

Участок железной дороги перед обработкой (слева) и после обработки гербицидами (справа)
С учетом современных цен на химикаты и затрат по их применению можно определить средние расходы следующим образом:
10 футов поверхности балласта X 25 долл.= 31,25 долл./милю
10 футов откоса и обочин X 55 долл.= 68,75 долл./милю
Итого на 1 милю пути .                                            100 долл.
1 переезд на 1 милю пути (площадь 1 акр) . .                     25 долл.
Борьба с кустарником на площади 1 акр на 1 милю пути в год              50           долл.
Итого годовые затраты на борьбу с растительностью на 1 милю пути    175          долл.
Годовая экономия на балласте и шпалах на
1 милю пути ... 442   долл.
За вычетом годовых затрат на борьбу с растительностью на 1 милю пути              175          долл.
Чистая прибыль                                                             267 долл.
Здесь не учтено влияние изменения износа рельсов и шпал на другие затраты. Но найдется мало аргументов, что каждая статья затрат оказывает влияние на другие статьи. Если это влияние благоприятное при хорошей борьбе с растительностью, очень вероятно получение большей экономии.