Содержание материала

ГЛАВА 3
РЕЛЕ
1. Общие сведения

В электрической централизации реле применяются для управления стрелками и сигналами и контроля свободности путей. При помощи реле осуществляются зависимости и взаимозамыкания устройств централизации, необходимые для обеспечения безопасности движения поездов. К реле СЦБ предъявляются высокие требования как в отношении точности и надежности работы, так и длительности срока службы. Реле применяются постоянного и переменного тока. По принципу действия реле подразделяются на электромагнитные, индукционные, термические и электронные.
В электромагнитных реле магнитное поле, возбужденное в обмотках электромагнитов, действует на подвижной якорь, притягивая его. В индукционных (секторных) реле используется принцип взаимодействия индуктируемого в подвижном секторе тока и магнитного поля обмотки реле. Термические реле основаны на физическом свойстве одностороннего изгибания биметаллических пластинок, нагреваемых током.
В электронных реле коммутация тока осуществляется при помощи полупроводниковых, магнитных и других видов бесконтактных элементов.
Электромагнитные реле постоянного тока применяются со следующими магнитными системами: нейтральной (Н), поляризованной (П) или нейтрально-поляризованной, т. е. комбинированной (К); последняя может дополняться самоудерживающей арматурой (С) для удержания нейтрального якоря в притянутом положении при перемене полярности тока в обмотках реле. Реле с поляризованной магнитной системой, предназначенные для импульсной работы (И), выпускаются с нейтральной регулировкой и с регулировкой якоря на преобладание, т. е. с возвращением его в исходное положение при выключении тока.
По надежности действия реле СЦБ разделяются на реле I, II и III классов надежности.
Реле I класса надежности имеют утяжеленный якорь или специальные пружины, обеспечивающие с максимальной гарантией отпадание якоря с размыканием фронтовых контактов при выключении тока в обмотках или уменьшении его до предусмотренной величины надежного отпадания якоря. Коэффициент возврата, т. е. отношение напряжения отпускания якоря к напряжению срабатывания, у путевых реле должен быть не менее 0,5, у остальных — не менее 0,3.                            
К реле II класса надежности относятся реле, у которых отпадание якоря гарантируется в меньшей степени и в основном осуществляется под действием сил реакции контактных пружин. Коэффициент возврата якоря этих реле должен быть не менее 0,2.
Реле I и II классов надежности должны отвечать следующим требованиям: при замыкании хотя бы одного фронтового контакта все тыловые контакты должны размыкаться и наоборот; фронтовые контакты должны быть выполнены из угля (графита) или другого материала, исключающего их сваривание; изоляция токонесущих частей должна выдерживать напряжение не менее 1500—2000 В переменного тока 50 Гц в течение 1 мин.
Реле I класса применяют во всех ответственных цепях устройств СЦБ, обеспечивающих безопасность движения, без контроля отпадания якоря.
Реле II класса могут применяться в указанных цепях с обязательной проверкой отпадания якоря схемным путем.
Реле III класса используются в устройствах СЦБ для выполнения вспомогательных функций, не связанных с прямым назначением этих устройств. В качестве реле III класса применяются кодовые реле и реле связи различных типов.
Применяемые на железных дорогах СССР реле СЦБ по своему конструктивному оформлению разделяются на следующие группы: штепсельные (большие), обозначаемые буквой Ш; малогабаритные: закрытые со штепсельным включением и открытые для установки в релейных блоках, обозначаемые соответственно буквами МШ и М; с винтовым присоединением проводов, обозначаемые буквой Р; кодовые с паечным и штепсельным включением, обозначаемые буквами КДР и КДРШ. 
Для всех реле СЦБ принято: контакты нейтрального якоря, замыкаемые при его притяжении, называть фронтовыми (ф), замыкаемые при отпадании — тыловыми (т), работающие на переключение — тройниковыми (фт); контакты поляризованного якоря, замыкаемые при подключении плюса источника тока к плюсу реле, — нормальными (н), замыкаемые при другом положении якоря, — переведенными (п); передвижные контактные пружины обозначать буквой «о» —  общие; усиленные контакты дополнительно обозначают буквой «у», например: фу, ту и т. д.
Для удобства проектирования, монтажа и эксплуатации устройств принята единая система нумерации выводов обмоток и контактов реле, при которой выводы (концы) обмоток нумеруются 1, 2, 3 и 4. Контакты нейтрального якоря нумеруются двузначными числами, первая из которых обозначает порядковый номер контакта (1, 2,3 и т. д.), вторая —  характер контакта: общий подвижной (1), фронтовой (2) или тыловой (5), например, 11-12-13, 21-22-23 и т. д. Контакты поляризованного якоря нумеруются трехзначными числами, первая цифра которых обозначает поляризованный контакт (1), вторая — порядковый номер контакта (1, 2, 3 и т. д.), третья — общий подвижной (1), нормальный (2) и переведенный (5) контакты, например, 111-112-113, 121-122-123 и т. д.