Содержание материала

В устройствах электрической централизации применяется большое количество различных типов реле и релейных блоков, от устойчивой и надежной работы которых зависит безопасность движения поездов. Для обеспечения надежной работы реле и блоков необходимо в определенные сроки производить их визуальный осмотр и проверку на месте, а также ремонт и испытание в контрольно-испытательном пункте (КИПе).
Реле и релейные блоки, находящиеся в эксплуатации и имеющие отклонение механических и электрических характеристик от установленных норм и технических условий или имеющие дефекты, необходимо немедленно заменять.
К дефектам (неисправностям) приборов относятся: повреждение кожухов и колпаков; трещины или наличие коробления в платах, штепсельных разъемах или карболитовых деталях; коррозия наружных и внутренних металлических деталей и нарушение гальванических покрытий; сильное обгорание контактов и наличие трещин и выщербин на них; образование грибка внутри реле или в блоке; обильное отложение угольной пыли; заедание и перекос в осевых направляющих якоря, направляющих планках или контактных группах; нечеткая работа якоря или заедание его при обесточивании реле; изменение установленного зазора между контактами и их неодновременное замыкание и размыкание; изгиб или излом пружин штепсельных разъемов; нарушение целости пломб и др.
При наружном осмотре реле и блоков проверяют целость стекол, состояние контактов, хлопчатобумажной обмотки и наконечников, а также надежность закрепления штепсельных реле и блоков на штепсельных основаниях. При установке штепсельных реле и блоков на штепсельных основаниях нужно наблюдать за тем, чтобы направляющие штыри и контактные ножи входили в штепсельные розетки без перекоса и плотно и надежно закреплялись стяжными винтами.
Для повышения надежности контакта при установке реле НШ, КШ, ДСШ на штепсельных розетках А. Е. Баенко (Одесско-Кишиневская дорога) предложил изменить форму контактных пружин так, как показано на рис. 52, где а — существующая форма контактной пружины штепсельной розетки; б — новая форма контактной пружины; высота упорных плеч пружин уменьшается с 5 до 3,5 мм.

Рис. 52. Изменение формы контакт ной пружины розетки реле НШ

Перед установкой штепсельного реле тщательно промывают контактную систему розетки щеткой, смоченной в спирте, так как в контактных гнездах скапливается очень много пыли, что может привести к нарушению электрической цепи. После установки реле проверяют отсутствие качки в контактах розетки, к которым припаяны провода монтажа. При проходе поездов реле на полках релейных шкафов и в путевых ящиках подвергаются вибрации и перемещению. Сотрясение реле вызывает размыкание тыловых контактов и разрыв проходящих через них электрических цепей, при этом происходит преждевременный износ и подгорание контактов, ослабляется крепление осевых винтов якорей и даже обрыв. Поэтому реле устанавливают на пружинные или резиновые амортизаторы, а при отсутствии их — на войлок толщиной 10—12 мм.
В процессе эксплуатации необходимо следить за тем, чтобы реле и релейные блоки согласно установленной периодичности проходили проверку на контрольно-испытательном пункте (КИПе). Регистрация проверки и ремонта реле ведется на КИПе или на участке старшего электромеханика.
После первого срока эксплуатации наружная проверка реле и блоков и снятие электрических и временных характеристик могут производиться на месте установки без вскрытия с использованием для этой цели переносного измерительного чемодана; при этом все параметры приборов должны соответствовать установленным техническим условиям. Последующие проверки производятся со вскрытием в установленные сроки.
Проверенному реле, блоку, ячейке дается гарантийный срок работы или определяется необходимость производства капитального его ремонта. Внутри проверенного реле или блока наклеивается ярлык «Проверено, удовлетворяет требованиям ТУ» с указанием даты проверки и подписи лица, производившего осмотр и испытание, а все параметры реле с указанием его заводского номера и типа заносятся в учетный журнал, который ведется при контрольно-испытательном пункте.
Перевозка реле, ячеек и блоков во избежание их порчи производится в специальных ящиках с амортизационными прослойками из резины, поролона, войлока, или обрезков сукна, которые укрепляются на дне и боковых стенках ящика.
Прежде чем включить новый прибор в схему, электромеханик должен проверить, что прибор запломбирован и имеет внутри ярлык с датой проверки и подписью лица, производившего проверку; несколько раз перевернуть прибор и посмотреть, нет ли внутри каких-либо посторонних предметов и выпавших деталей и как свободно перемещается якорь (сектор).
Блоки, реле штепсельного типа, а также ячейки и трансмиттеры, снабженные съемными штепсельными платами, дают возможность их быстрой и безошибочной замены, однако замена этих приборов связана с кратковременным разрывом электрических цепей действующих устройств электрической централизации. Заменяя тот или другой прибор, электромеханик обязан точно определить, в каких цепях участвует данный прибор, чтобы не допустить нарушения замыкания маршрута или его размыкания и перекрытия светофора.
Замена прибора должна производиться с разрешения дежурного по станции без прекращения работы устройств электрической централизации. В тех случаях, когда на станции производится замена двух и более реле, электромеханик делает запись в Журнале осмотра с указанием (названием) статива, реле или релейного шкафа. Одновременно с этим в конце записи электромеханик указывает порядок пользования устройствами. Для напоминания дежурному по станции о том, что на данном сигнале (стрелке) производится работа, необходимо на сигнальную
(стрелочную) рукоятку или кнопку управления навесить табличку или красный колпачок.

Закончив проверку, электромеханик совместно с дежурным по станции делают запись в Журнале осмотра: «Работа по замене реле закончена, правильность их действия проверена».