Содержание материала

ГЛАВА 12
ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ
И ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. Общие положения

Правильная организация производства имеет важнейшее значение для безопасных условий работы. Необходимы точное соблюдение установленных технологических режимов и трудовой дисциплины, четкий контроль работы всего персонала, правильная расстановка рабочей силы и целесообразное распределение рабочего времени.
Большинство работ по текущему содержанию устройств электрической централизации выполняют на путях станции два, три или четыре человека. При таком составе бригады не представляется возможным выделить специального сигналиста для предупреждения работающих на путях о приближении поезда. Это в значительной степени усложняет ведение работ и делает их небезопасными.
При нахождении на станционных путях каждому работнику необходимо соблюдать особую осторожность как во время работы, так и во время прохода по путям. Переходить пути следует только под прямым углом и не ближе 5 м от концов стоящего поезда или расцепленных вагонов. Всегда нужно внимательно следить, нет ли приближающихся поездов или маневровых единиц. При пересечении пути за хвостом прошедшего поезда требуется посмотреть на соседний путь, по которому может в это время проходить другой поезд или маневровый состав. Выходя из помещения, необходимо посмотреть, нет ли поблизости поезда. Если требуется переходить через пути, занятые подвижным составом, то проходить необходимо только через тормозные площадки стоящего поезда или обходить составы. При переходе через тормозную площадку вагона следует предварительно убедиться в исправности поручней и подножек. При сходе с площадки требуется убедиться в том, нет ли на соседнем пути движущегося поезда. Вскакивать на тормозные площадки движущегося поезда нельзя. Головки рельсов в своем большинстве имеют скользкую поверхность, поэтому при переходе через пути становиться на головку рельса нельзя, так как можно поскользнуться и упасть.
При производстве работ на централизованных стрелках и в междупутье необходимо всегда наблюдать за проходящим по соседнему пути поездом, чтобы не получить ранения от сдвинувшегося или плохо закрепленного груза. Отходить нужно на наиболее дальнее расстояние от поезда, но не менее 5 м.

Инструмент, оборудование и материал размещают в междупутье или на обочине пути на расстоянии не ближе 2 м от внутренней грани головки ближнего рельса при высоте груза (материала) до 1,2 м и не менее 2,5 м при высоте более 1,2 м.
При проходе вдоль путей нужно идти по обочине или междупутью и следовать со стороны пути, обеспечивающей наилучшую видимость движения в обе стороны, с приближением поезда обязательно отойти в сторону поля или широкого междупутья на расстояние не ближе 2 м от рельса пути. Нельзя пропускать поезд, стоя на соседнем пути, а при проходе поезда следить, чтобы не было опасности от случайно сдвинувшегося на подвижном составе груза, распустившейся вязальной проволоки, открывшихся дверей спецвагонов и т. п.
Оказавшись на междупутье между двумя движущимися составами, лучше лечь на землю. При встрече с движущимися путевыми машинами и снегоочистителями следует отойти в сторону от путей не менее чем на 10 м.
Запрещается производить работы на путях и стрелочных переводах в условиях плохой видимости (метель, туман и т. д.); в исключительных случаях при повреждении напольных устройств электрической централизации, а также при необходимости очистки их допускается производство работ бригадой из двух человек.

2. Производство работ


Рис. 181. Шаблон-закладка

Работы на централизованных стрелках должны производиться без перерыва движения поездов и с ведома дежурного по станции или поездного диспетчера. Перед началом работы необходимо тщательно и детально продумать весь план организации ее с подбором исправного и соответствующего инструмента. Если работа на стрелке связана с разъединением остряков, то в этом случае требуется присутствие сигналиста и работника пути. До ограждения места работ (стрелки) переносными сигналами остановки, которые устанавливаются со стороны крестовины — против предельного столбика на осях каждого из сходящихся путей, а с противоположной стороны — в 50 м от остряка стрелки — к работам приступать нельзя. В период производства работ, а также при осмотре деталей стрелочного электропривода курбельный контакт должен быть выключен. Если появится необходимость пропустить подвижной состав по стрелке, на которой разъединены остряки, то работник пути по указанию сигналиста закрепляет (зашивает) или запирает на закладку с висячим замком остряки стрелки в требуемое положение. При этом необходимо убедиться, что весь материал, инструмент и приборы были убраны с рельсов, а сами работники удалились на обочину или широкое междупутье.

Рис. 182. Торцовая закрутка

Плотность прилегания остряка стрелки к рамному рельсу необходимо проверять шаблоном с удлиненной рукояткой, изготовленной по опыту ряда дорог (рис. 181). На одном конце рычага 2 длиной 700 мм осью 3 закреплены закладки 2, 3 и 4 мм и упор 1.
После соответствующего оформления и согласования с дежурным по станции на перевод стрелки проверяющий выдвигает из шаблона щуп 4 или 2 мм и располагает его вдоль рычага. Шаблон держит в руке так, чтобы упор был направлен в сторону проверяющего. Чтобы вынуть зажатый между рамным рельсом и остряком щуп, следует нажать рычаг вниз до соприкосновения упора с головкой рельса и дальнейшим движением рычага вниз вытащить зажатый щуп.
Гаечные ключи рекомендуется подбирать строго по размерам гаек и головок болтов, не применяя при этом прокладок между зевом ключа и гранями гайки или головки болта. Закрутки на болтовых соединениях централизованной стрелки рекомендуется устанавливать специальной торцовой закруткой (рис. 182). Чтобы сделать проволочную закрутку на болте проволокой диаметром 4 мм, необходимо концы проволоки, надетой на болтовое соединение, пропустить в отверстия круга — закрутки и несколько раз повернуть поворотный рычаг.

3. Выполнение работ в устройствах, находящихся под напряжением

Поражение электрическим током человека происходит при прохождении тока через его тело или при внешнем воздействии электрической дуги. Часто оба эти фактора действуют совместно. Переменный и постоянный ток в равной степени вреден для организма человека. Установлено, что ток 0,05 а вызывает потерю сознания, а ток 0,1 а опасен для жизни. В рельсовых цепях электрической централизации на трансформаторах ПОБС, ПТМ, дроссель-трансформаторах, в электроприводах и других приборах может быть напряжение до 250 В,    неумелое их обслуживание или производство работ под таким опасным напряжением может вызвать случаи травматизма. Поэтому все работы, связанные с соприкосновением к токоведущим частям, следует производить с предварительным выключением тока с этих приборов. Когда нельзя отключить напряжение, то требуется применять диэлектрические перчатки, галоши, маты (резиновые коврики) и обязательно иметь инструмент с изолированными ручками, а выполнять работы стоя на изолирующем материале.
При замене изолирующих трансформаторов рельсовых цепей нельзя разрывать цепь обмотки высокого напряжения без предварительного отключения или замыкания накоротко обмотки низкого напряжения, соединенной с дроссель-трансформатором или рельсами. Нельзя отключать среднюю точку путевого дроссель-трансформатора или нарушать иным способом цепь обратного тягового тока. Перед отключением одного усовика дроссель-трансформатора необходимо рельс, к которому прикреплен подлежащий замене усовик, соединить с противоположным рельсом, со средней точкой дроссель-трансформатора или с тяговым рельсом соседней рельсовой цепи. Все соединения должны осуществляться надежным закреплением временного обходного провода сечением не менее 120 мм2. Отключение или включение отсасывающего фидера от рельса или средней точки путевого дроссель- трансформатора производят только после снятия напряжения контактной сети данного участка.
На заземленных контактных опорах проверку искровых промежутков, а также отключение и выключение на этот период заземлений выполняют работники дистанций контактной сети в присутствии электромеханика СЦБ. Нельзя касаться металлических опор и поддерживающих конструкций контактной сети, а также отсоединенных от рельсов отсасывающих фидеров. Крепление и замену заземляющих проводов, искровых промежутков и измерения на них нужно производить в диэлектрических перчатках.
Если светофоры или маршрутные указатели и другие металлические конструкции расположены от проводов контактной сети на расстоянии менее 2 м, то работы на них можно производить только при снятом напряжении и в присутствии работника дистанции контактной сети. В том случае, если релейные шкафы, светофоры всех типов и другие металлические устройства имеют расположение от проводов контактной сети не более 5 м, их нужно заземлить на среднюю точку дроссель-трансформатора или к тяговому рельсу.
При обслуживании устройств рельсовых цепей на электрифицированных участках дорог переменного тока необходимо соблюдать не только общие, но и некоторые особые правила техники безопасности. Эта необходимость вызывается наличием магнитного и электрического влияния высокого напряжения контактной сети на цепи сигнализации. Все светофорные мачты должны иметь металлические лестницы.
Работы, связанные с установкой или снятием светофоров, выполняют при помощи механизмов или специальных приспособлений, которые исключали бы случайное падение мачты, под руководством старшего электромеханика. Состав бригады должен быть в пределах установленных норм, исходя из размеров конструкций. При подъеме мачты нельзя допускать, чтобы в том месте, куда опускается мачта, находился кто-либо из работающих. Работы на мачте должны выполнять только работники, хорошо знающие приемы влезания на мачту и работу на ней. До полного и надежного закрепления мачты нельзя начинать работу на ней; не разрешается работать на одной мачте двум работникам, находящимся на разных уровнях. Запрещается производство работ внизу, непосредственно у мачты, если второе лицо в это время производит работу наверху. Во время прохождения поезда, а также в грозу нельзя находиться на мачте светофора и консольном мостике.

4. Кабельные работы

Работы по прокладке подземных кабелей производят под наблюдением старшего электромеханика или опытного электромеханика. При рытье траншей для прокладки кабеля, особенно под путями, необходимо делать надежные распорки, чтобы шпалы не перемещались.
Разрешение на рытье траншеи через пути дают дорожный мастер и начальник станции. Для наблюдения выделяется ответственный работник службы пути (не ниже бригадира пути). На ночь ямы и траншеи незасыпанными оставлять нельзя. В исключительных случаях, когда траншея еще не засыпана, ее необходимо надежно закрыть досками и установить на ночь охрану с освещением этого места, а также произвести запись об этом в «Журнале осмотра».
Переносные электрические приборы, применяемые при кабельных работах, а также в сырых помещениях и других местах, где работающий находится на земле или соприкасается с заземленными предметами, должны быть рассчитаны на напряжение не более 36 в.
Кабельную массу разогревать можно только на открытом воздухе, а не в помещениях. Во избежание взрывов и пожаров запрещается доливать горючее в неостывшую паяльную лампу.
При монтаже кабельных муфт и разделке кабелей должны быть выполнены следующие требования. Броню снимать с кабеля и металлической оболочки можно только в рукавицах. Свинцовую и алюминиевую оболочки кабеля следует резать специальными ножами; разогревать кабельную массу разрешается только в специальной посуде с крышкой и носиком или эмалированном чайнике. Запрещается разогревать кабельную массу в герметически закрытой посуде и в посуде без крышки, переносить ее в разогретом виде и заливать в муфты только в рукавицах и защитных очках. Не разрешается работать с разогретой кабельной массой без спецодежды, с засученными рукавами и открытым воротом; при разогревании кабельной массы необходимо принять меры, чтобы в массу не попала влага; посуда с кабельной массой при работе должна стоять на ровной плоскости ниже уровня лица работающего. Посуду с разогретой кабельной массой нельзя ставить на край траншеи или котлована.
К работам с кабелем эпоксидных компаундов допускаются специально обученные работники, не имеющие и не имевшие в прошлом кожных заболеваний.. Работу необходимо выполнять в спецодежде и головном уборе, в пластмассовом фартуке, с пластмассовыми (текстолитовые) нарукавниками и резиновыми перчатками.
На участках пути с электротягой переменного тока все работы, связанные с необходимостью или возможностью прикосновения к броне, оболочке и незаземленным жилам действующего кабеля, следует производить в диэлектрических перчатках и ботах. Монтаж и ремонт кабеля на линии, а также все работы во вводно-кабельных шкафах требуется выполнять в комбинезоне с рукавами, застегнутыми у кистей рук, и в головном уборе. При снятии с кабеля джута, брони и его прокладке или откапывании поверх диэлектрических перчаток надевают хлопчатобумажные рукавицы, которые должны быть короче диэлектрических. Перед вскрытием оболочки кабеля броню его необходимо заземлять изолированным многожильным проводом сечением не менее 10 мм2. Каждую жилу кабеля до начала работы заземляют. Отсутствие напряжения на оболочках кабеля проверяют индикатором с неоновой лампочкой или переносным вольтметром.

5. Обслуживание питающей установки

Корпуса вводной, релейной панелей и панелей выпрямителей 24 и 220 В и трансформаторы типа ТС должны быть заземлены, а сами установки с боковой стороны иметь защитное ограждение от свободного доступа к ним. На ограждениях устройств вывешивают предупреждающие надписи, а с лицевой и задней сторон у всех перечисленных панелей и трансформатора ТС подстилают диэлектрические коврики шириной не менее 0,75 м и по всей длине установки. Величина сопротивления заземления должна быть не более 10 Ом, исправность заземляющей проводки и сопротивление заземления необходимо проверять по установленному графику технологического процесса.
При работах на панелях, находящихся под напряжением, всегда необходимо стоять на диэлектрическом коврике или в диэлектрических калошах, на руки надевать диэлектрические перчатки и работать инструментом с изолирующими ручками, нельзя применять напильники, металлические метры, ножовки и другие неизолированные предметы.
При проверках штепсельных предохранителей, а также при подключении амперметра, для измерения тока в цепях, чтобы исключить кратковременный обрыв цепи, па Северной дороге пользуются простым приспособлением, представляющим собой предохранитель на клемме с проводами, концы которых заканчиваются зажимами типа «Крокодил» (рис. 183). При смене предохранителя к клеммам его зажимами подключается данное устройство 2, после чего вынимается действующий предохранитель 1. Когда предохранитель будет заменен, устройство отключается.
Для измерения тока предохранитель на клемме вынимается и на болты клеммы присоединяется амперметр. «Крокодильчик» присоединяется зажимами к болтам клеммы действующего предохранителя. 

Действующий предохранитель вынимается и по амперметру определяется ток в данной цепи.

Рис. 183. Приспособление для смены предохранителя

При обслуживании вводной панели типа ПВ-60 необходимо следить за тем, чтобы фактическая потребляемая мощность установки не превышала коммутационную мощность панели, которая определяется величиной тока контакта, ток на фазу в этом случае не должен превышать 100 а. Особое внимание требуется обращать на регулировку реле контроля фаз типа РН-53/400. При напряжении питания 380 В их регулируют на притяжение от 340 В (380— 10%), а при напряжении обоих фидеров 220 В —  на притяжение от 200 В. Плавкие вставки
(предохранитель типа Пр2-500 В), установленные на вводе каждого питающего фидера, должны плотно входить в губки основания, чтобы обеспечивался надежный и устойчивый контакт. Пакетные выключатели типа ПВМЗ-100 являются только ремонтными для снятия напряжения с контактов, поэтому включать и отключать нагрузку ими нельзя.
На участках с электротягой постоянного тока во избежание подмагничивания блуждающим тяговым током трансформаторы релейной и выпрямительной панелей необходимо подключать ко второй обмотке изолирующего трансформатора типа ТС. Блуждающий тяговый ток может появиться при понижении изоляции фазового провода питающего фидера.

6. Инструмент и защитные устройства

До начала работ электромеханик, бригадир или старший электромеханик должен ознакомить всех работников с правильными и безопасными приемами пользования инструментом, вспомогательными и предохранительными приспособлениями и защитными средствами, которыми им придется пользоваться при выполнении работ. Перед выдачей рабочим инструмента, вспомогательных, предохранительных приспособлений и защитных средств руководитель работ обязан убедиться в их исправности.
Ручки напильников, ножовок, отверток, буравов, стамесок, долот и других инструментов должны быть прочно закреплены и не иметь трещин; на концах ручек, подвергающихся в процессе работы ударам молотка, должны быть надеты металлические кольца. Концы отверток и зубил должны быть хорошо заточенными и не иметь заусенец. При работах с зубилом необходимо пользоваться защитными очками.
Все электромеханики и электромонтеры должны быть проверены в знании правил технической эксплуатации электрооборудования и техники безопасности.

Электрооборудование с номинальным рабочим напряжением выше 36 в должно иметь надежное защитное заземление корпуса. Заземляющая жила провода сечением не менее 1,5 мм2 присоединяется с одной стороны к металлическому корпусу электроинструмента, а с другой — к специальному заземляющему штырьку штепсельной вилки. Заземляющий штырек должен быть длиннее рабочих для того, чтобы при включении штепсельной вилки в розетку вначале был заземлен корпус инструмента, а затем было подано напряжение.
Электромеханикам и электромонтерам приходится работать в условиях значительной влажности, заземленных металлических конструкций и других токопроводящих устройств — это обязывает их содержать переносные электроинструменты в полной исправности, чтобы при работе исключить возможность поражения электрическим током. Исправность электроинструментов требуется проверить перед включением напряжения, при этом особое внимание следует обратить на отсутствие замыкания на корпус, целость заземляющего провода, состояние изоляции питающих проводов и токоведущих частей. Исправность изоляции инструмента необходимо проверять мегомметром не реже одного раза в месяц с обязательной регистрацией в специальном журнале.
Перед началом работы электроинструмент необходимо внимательно осмотреть и проверить на холостом ходу в течение 1—2 мин. Включать электродвигатель электрической дрели нужно после установки сверла в накерненную точку, удалять из-под сверла стружку голыми руками нельзя.
Всю работу с переносным электроинструментом необходимо выполнять в резиновых перчатках; в сырых помещениях следует надевать и галоши, при отсутствии последних можно применять резиновые коврики или использовать деревянные решетки на изоляторах.
Запрещается подключать электроинструмент к сети путем скручивания проводов. Электроинструмент, работающий от напряжения выше 36 в, должен присоединяться при помощи шланговых проводов. Допускается использование для этих целей многожильных гибких проводов с изоляцией на напряжение не ниже 500 В, заключенных в гибкий шланг.