Содержание материала

Схема сигнальных реле.

Сигнальные реле включаются по 2-й цепи межблочных соединений. При возбуждении сигнальных реле контролируется выполнение условий, проверяемых в схеме контрольно-секционных реле.
В поездных и маневровых маршрутах на путь в цепи сигнального реле контактом 11-13 исключающего реле НИР или ЧИР блока П-62 проверяется, что не задан встречный враждебный маршрут. Кроме того, в поездном маршруте на путь контактами 21-22 реле ЛР1 блока П-62 контролируется свободность приемного пути. В маршрутах отправления на перегон проверяется свободность первого участка удаления (контакты реле ЖР или ЛР).


Рис. 171. Схема релейного блок-участка пути типа УП-65

В блочной системе электрической централизации для осуществления движения в маневровых маршрутах вагонами вперед принято, что маневровый светофор перекрывается на запрещающее показание только после прохода последнего ската за светофор. Основная цепь питания маневрового сигнального реле после вступления состава за светофор первым скатом разрывается фронтовым контактом реле КСР, но сигнальное реле остается под током от цепи подпитки, проходящей в сигнальных блоках через контакт 21-23 реле КСР (см. рис. 168) или 31-33 реле КСР (см. рис. 167), тыловой контакт реле ИПР, контакты 31-32 реле СР (МСР — в блоках BI, ВII и BIll), а далее по третьей межблочной цепи проходит в блоки СП-69 (см. рис. 170) и в зависимости от направления движения через контакты 41-42 IMP или 2МР (поезд уже вступил на первую секцию за сигналом и это фиксируется возбуждением первого по ходу поезда маршрутного реле), 31-33 реле 2МР или IMP, 21-23 реле СПР1, 51-53 реле ЗР, 21-22 реле 1MP или 2МР и дальше по основной цепи питания сигнального реле.
Дополнительные сигнальные реле ЛСР и ЗСР в блоках BI—Bill включаются по пятой цепи межблочных соединений в момент установки маршрута, когда пятая цепь в блоке СП-69 и УП-65 контактом 41-42 реле КСР соединяется по всей трассе маршрута и связывает обмотки реле ЛСР и ЗСР с контактами реле, контролирующими открытие впереди стоящего поездного светофора.
Чтобы на выходном светофоре не было проблеска желтого огня в момент вступления за него поезда, реле ЛСР в блоках BI и BIll или ЗСР и ЛСР в блоке ВП имеют цепь блокировки через контакты сигнального реле и 51-53 реле КСР в блоке ВД (см. рис. 167).

Схема маршрутных и исключающих реле.

Маршрутные реле 1MP и 2МР в блоках СП-69 и УП-65 служат для замыкания стрелок в маршруте, посекционного размыкания их при проследовании поезда по маршруту и исключения размыкания при неправильной работе путевых реле. Непосредственное замыкание стрелок осуществляется контактами замыкающего реле ЗР, являющегося прямым повторителем контактов 71-72 маршрутных реле.
Маршрутные реле 1MP и 2МР имеют две обмотки. Одна из обмоток каждого реле включена в цепи 3—4—5 межблочных соединений, а другая — в цепь самоблокировки. Схемы обоих маршрутных реле являются симметричными.
Нормально оба реле находятся под током по цепям самоблокировки через собственные контакты и тыловые контакты реле КСР. При установке маршрута с возбуждением контрольно-секционного реле данной секции цепь самоблокировки и цепь возбуждения маршрутных реле обрываются контактами 11-13, 31-33, 51-53 и 71-73 реле КСР, в результате оба реле обесточиваются.
При движении поезда секции маршрута размыкаются возбуждением маршрутных реле, причем очередность их работы меняется в зависимости от направления движения. Первое по направлению движения маршрутное реле, например 1MP, возбуждается с проверкой вступления поезда на данную секцию (41-43 реле СПР) и размыкания предыдущей секции (31-32 реле 1MP и 41-42 реле 2МР).

Если маршрутная секция является первой за светофором, то первое по направлению движения маршрутное реле возбуждается с проверкой обесточенного состояния реле КСР реле СПР. В цепи питания второго по направлению движения реле 2МР контролируется освобож дение поездом данной секции (31-32 реле СПР), возбужденное состояние реле 1МР (51-52 реле 1МР) и вступление поезда на следующий изолированный участок (61-63 СПР1 блока СП-69 или 51-53 реле ПР1 блока УП-65 впередилежащей секции).
При обратном направлении движения схема работает аналогично описанному, только сначала будет работать реле 2МР, а затем —  реле 1МР.
Контактами 21-22, 61-62, 81-82 реле разделки РР включаются маршрутные реле при отмене и искусственном размыкании маршрута.
Схема маршрутных реле блока УП-65 отличается от рассмотренной схемы блока СП-69 наличием в цепи питания реле 1МР и 2МР контактов конечных маневровых реле 1КМР и 2КМР. В маневровых маршрутах секция УП-65 должна размыкаться при занятом ее состоянии. Второе по ходу движения маршрутное, реле возбуждается через контакты 51-52 1КМР или 2КМР и 61-62 1МР и 2МР в соответствии с направлением движения поезда.
Реле ЧИР и НИР путевого блока П-62 исключают задание на путь с двух сторон враждебных друг другу маршрутов: поездных маршрутов или поездного и маневрового маршрута (см. рис. 169).
Нормально исключающее реле находится под током. При установке маршрута на путь с возбуждением соответствующего реле КСР контакт 11-13 последнего обрывает одну цепь питания исключающего реле, а при обесточивании замыкающего реле примыкающей к пути стрелочной секции обрывается и вторая цепь питания.

Обесточенное состояние реле НИР (ЧИР) проверяется в цепи сигнальных реле.          
Исключающее реле включается после использования маршрута через фронтовой контакт замыкающего реле примыкающей к пути стрелочной секции и самоблокируется через контакты 41-42 и 11-13 реле КСР.
Схема отмены маршрутов и размыкания неиспользованных частей маневровых маршрутов при угловых заездах. Для работы схемы в блоках СП-69 и УП-65 (см. рис. 170 и 171) устанавливается реле разделки РР, которое включается в схему последовательно, с контактами повторителей путевых реле всех секций маршрута, обеспечивающими контроль свободности всего маршрута.
Необходимый участок шестой цепи межблочных соединений для отмены маршрута подключается контактами начальных и конечных реле в сигнальных блоках.
Неиспользованный маршрут отменяется с выдержкой  времени, зависящей от свободности или занятости участка приближения и от рода установленного маршрута.
При занятом участке приближения маневровый маршрут отменяется выдержкой времени 1 мин, а поездной маршрут с выдержкой 3 мин после закрытия дежурным светофора. Этого времени достаточно для остановки поезда или маневрового состава перед закрытым светофором, если занятие участка приближения произошло непосредственно перед закрытием светофора, если же за это время поезд вступит на маршрут, тогда отмена маршрута будет исключена контактами 71-72 повторителей путевых реле в блоках СП-69 и УП-65.
При свободном участке приближения отмена поездного или маневрового маршрута происходит с выдержкой времени 4—6 сек. Выдержка времени в этом случае необходима для исключения возможности отмены маршрута при потере шунта на изолирующем стыке рельсовой цепи и движения по ней короткой единицы.
Питание в схему реле РР подается через контакты реле отмены ОТР, устанавливаемого в сигнальных блоках (см. рис. 167). При отмене неиспользованного маршрута реле ОТР возбуждается с контролем закрытия светофора (тыловой контакт сигнального реле), свободности маршрута (81-82 реле КСР), состояния участка приближения (контакт реле ИПР) и свободности комплекта выдержки времени (наличие питания на шинах СМБ-ГОТ, СМБ-МВ, СМБ-ПВ).
С возбуждением реле ОТР соответствующий комплект выдержки времени включается по проводу ГОТ при выдержке времени 6 сек, по проводу МВ1 при выдержке 1 мин и по проводу ПВ1 при выдержке 3 мин.
После срабатывания комплекта выдержки времени подается питание в провода СПБ-ОВ (6 сек), СПБ-МВ (1 мин) или СПБ-ПВ (3 мин) и далее в схему реле РР соединением блоков по шестой цепи.
Возбуждение реле РР приводит к выключению реле КСР в блоках СП-69, УП-65 и сигнальном блоке с одновременным включением питания маршрутных реле.
Когда обесточиваются реле КСР и реле ОТР в сигнальном блоке, а в поездном блоке и реле ОКСР в конце маршрута, шестая цепь межблочных соединений приходит в исходное состояние.
Часть неиспользованного маневрового маршрута при угловом заезде размыкается контактами реле разделки РР и реле отмены ОТР в сигнальных блоках маневровых светофоров. При этом цепь питания реле ОТР проходит через контакты 51-52 реле СР, 71-72 реле HP, 61-63 и 81-83 реле КСР и 51-53 реле ИПР.
Контактами реле СР, КСР и ИПР в цепи питания реле ОТР проверяется занятие поездом первой секции за светофором и участка приближения при открытом маневровом светофоре. После возбуждения реле ИПР лишается питания, но удерживает свой якорь за счет замедления на отпадание, создаваемого конденсатором 500 мкф.
В неиспользованную часть маршрута питание при угловом заезде по данному светофору подается через контакты 81-82 СР и 51-52 реле ОТР (блоки Ml и Мll).
Импульс разделки неиспользованной части маршрута в этом случае определяется замедлением на отпадание сигнального реле. Питание в схему реле РР при угловых заездах по светофору противоположного направления движения, когда данный светофор открывался для протягивания маневрового состава, во всех типах маневровых сигнальных блоков поступает через контакты 61-62 реле HP, 31-32 реле ОТР, 31-32 реле ИПР и 51-53 реле КСР. В этом случае импульс разделки неиспользованной части маршрута создается за счет замедления реле ОТР.

Полюс СМБ в конец маршрута подается соответствующим контактом реле КМР.

Схема включения ламп табло.

Индикация положения стрелок в маршруте или белая полоса включается из блоков СП-69 при задании маршрута по седьмой цепи межблочных соединений через фронтовой контакт стрелочного путевого реле СПР1, тыловой контакт реле искусственной разделки РИР и тыловые контакты реле IMP и 2МР.
Сигнализация занятого состояния рельсовых цепей или красная полоса включается также из блоков СП-69 по восьмой цепи межблочных соединений при обесточивании повторителя путевого реле СПР1 (см. рис. 170).
Лампы белой и красной полосы в стрелочной секции выбираются контактами контрольных реле ПКР и МКР стрелочного блока С (см. рис. 165).
Для проверки положения стрелок предусматривается кнопка Контроль стрелок  табло, при нажатии которой включаются лампы белой полосы на табло.
При нажатии кнопки Контроль стрелок подается полюс КСХ на клемму 2-18 блока СП-69, далее на фронтовые контакты маршрутных реле. В зависимости от состояния контрольных реле стрелок ПКР и МКР блоков С, входящих в изолированные секции, загораются белые полосы, определяющие положение стрелок секций, не замкнутых в маршруте.
. При искусственной разделке маршрутной секции через контакты 61-62 реле РИР блока СП-69 к белым лампам табло подключается мигающее питание СМ. При искусственном размыкании занятой секции на табло горят одновременно непрерывным светом красные лампы и мигающим светом белые. Если участок занят и стрелка потеряла контроль, красные лампы горят по плюсовому и минусовому положению стрелок.
Белые лампы приемо-отправочных путей при задании маршрута включаются из блока пути П-62 (см. рис. 169) через тыловой контакт реле ЧИР и НИР и фронтовой контакт реле ПР1. Красные лампочки на путях включаются раздельно: три красные лампы, расположенные под шильдиком наименования пути, через тыловой контакт реле ПР1 и горят все время при нахождении на пути состава, а остальные красные лампочки горят при вступлении состава на путь до момента полного использования маршрута. Лампочки контроля приемо-отправочных путей питаются только переменным током.