Содержание материала

Включение стрелочных электроприводов.

В ЭЦ малых станций применяются четырех- и двухпроводные схемы управления стрелочными электроприводами с возможностью местного управления электроприводами из путевых ящиков при помощи специального ключа местного управления. 


Рис. 172. Четырехпроводная схема управления стрелкой ЭЦ с местным питанием

В четырехпроводной схеме (рис. 172) при нажатии на пульте кнопки МК или ПК для перевода стрелки в минусовое или плюсовое положение током соответствующей полярности возбуждаются стрелочное управляющее пусковое реле СУПР и стрелочное замыкающее СЗР.
В цепи питания реле СУПР включаются фронтовые контакты реле НПОЗР, чем проверяется отсутствие замыкания стрелки в маршруте и свободность стрелочного путевого участка, а в цепь реле СЗР —  контакты замыкающих реле НПЗР и ЧОЗР. При помощи реле СЗР осуществляется дополнительное замыкание стрелки в маршруте.
Реле СУПР возбуждается по обмотке 4-1 и блокируется по обмотке 43-23, включенной в рабочую цепь электропривода. С переключением поляризованного якоря реле СУПР обесточиваются стрелочные контрольные реле СКР и СКР1 и их повторители ПКР или МКР- После перевода стрелки контактами автопереключателя размыкается цепь электродвигателя и удерживающей обмотки 43-23 реле СУПР и замыкается цепь контрольных реле СКР и СКР1 другой полярности тока с проверкой правильности работы их поляризованных якорей в цепи повторительных реле МКР или ПКР.
При передаче стрелок на местное управление включается децентрализующее реле МДР, а при изъятии ключа из колонки местного управления обесточивается контрольное реле ключа КР, после чего реле СУПР и стрелочный электропривод управляются из путевого ящика.
При местном управлении возбуждение реле СУПР и перевод стрелки осуществляются без контроля свободности стрелочного путевого участка от подвижного состава. Перевод стрелки контролируется работой звонка постоянного тока напряжением 48 в.
В двухпроводной схеме (рис. 173) при нажатии кнопки МК или ПК сначала возбуждается нейтральное стрелочное управляющее реле НСУР (НМШ4-3000), а затем через его фронтовые контакты поляризованное управляющее реле ПСУР (ΠΜШ1-400) с проверкой свободности стрелочного участка (СПР) и отсутствия замыкания стрелки в маршруте (ЗР).
Контактами реле НСУР и ПСУР замыкается цепь питания пускового стрелочного реле ПСР (СКПШ1А) и реле СЗР (НМПШ-1000), которые включают в действие стрелочный электропривод. Реле ПСУР включает еще стрелочное фрикционное реле НСФР (НМШМ2-3500), которое, возбуждаясь, размыкает цепь реле НСУР и ПСУР и шунтирует контакт реле НСУР в цепи замыкающего реле СЗР. С возбуждением реле НСФР загорается контрольная лампа КП, сигнализирующая о восприятии устройствами нажатия кнопки МК (ПК) и необходимости прекращения этого нажатия.
С возбуждением реле НСУР и переключением поляризованного якоря пускового реле ПСР размыкается цепь питания стрелочного контрольного реле СКР, которое тыловым контактом подключает к обмотке реле НСФР конденсатор Сф и резистор Rф, замедляющие отпадание реле НСФР при выключении егo контактом реле НСУР.
Замедление реле НСФР на отпадание должно перекрывать время перевода двух спаренных стрелок, т. е. быть не менее 7—8 сек. После перевода стрелки реле СКР контактом 11-13 отключает контур Сф—Rф от реле НСФР. Последнее опускает якорь, замыкая цепь питания управляющих реле и обеспечивая этим возможность перевода других стрелок данной горловины станции.
При работе электропривода на фрикцию реле НСФР по истечении выдержки времени замедления отпускает якорь и выключает реле СЗР, которое размыкает рабочую цепь пускового реле ПСР и стрелочного электропривода.

Таблица 53

* В числителе указано сопротивление резистора для схемы управления стрелкой с пусковым реле типа СКПШ1А, а в знаменателе — с пусковым реле СКПР3.

Для многократного перевода электропривода, работающего на фрикцию, вместе с кнопкой ПК или МК нажимают (и отпускают) стрелочную вспомогательную кнопку СВК, шунтирующую контакт реле НСФР в цепи питания управляющих реле.
Контакты реле СКР и ПСУР и диоды в цепи контрольного реле СКР исключают получение ложного контроля положения стрелки на случай, когда при возбуждении контрольного реле СКР его поляризованный якорь по каким-либо причинам не переключается. В этом случае цепь реле МКР (или ПКР) будет разомкнута поляризованными контактами ПСУР и СКР. С возбуждением реле ПСУР током обратной полярности обмотка реле СКР будет зашунтирована контактами СКР и ПСУР и диодом в цепи реле СКР.
При местном управлении (цель показана штриховой линией) резистор R (ПЭВ-7,5 Вт) переносят из релейного шкафа в путевой ящик, а на его месте устанавливают предохранитель на 2а.
Двухпроводная схема может применяться при наложении диспетчерского управления с последовательным переводом стрелок.
Вариант двухпроводной схемы управления стрелкой ЭЦ с более экономичным расходом кабеля от релейного шкафа до стрелки показан на рис. 174.
Схемы включения реле НСУР, ПСУР, НСФР, ПКР и МКР и контрольной лампочки КП прекращения нажатия кнопки ПК и МК аналогичны первому варианту. В этой схеме для питания пускового реле ПСР (СКПР3-2800) используется трансформатор ПОБС-3А с кремниевыми диодами и преобразователь ПРПБ, который включается в действие контактами аварийного реле АР при выключении переменного тока. Удерживающие обмотки реле ПСР включаются параллельно.
В табл. 53 приведены тип контрольного реле СКР, величина сопротивления резистора R и дальность управления стрелкой.
При необходимости перевод стрелки контролируется вольтметром М-4200, устанавливаемым на пульте ЭЦ и шунтируемым в релейном шкафу резистором R = 0,15 Ом, включенным в общий провод рабочих цепей стрелок (РПБ-РБС)

Включение сигнальных реле (рис. 175).

От нажатия кнопки НПУСК возбуждается сигнальное реле нечетного приема НПСР с проверкой положения стрелок в маршруте (НКМР), отсутствия враждебных маршрутов отправления в своей горловине станции (ЧОЗР), приема в другой (ЧПЗР и ЧКМР), свободности путевого участка А (НА ПР), свободности стрелочного участка (НСПР), свободности приемного пути (НОИПР), отсутствия маневров в своей горловине станции (РМР, НРМР и НМСР) и в другой горловине (ЧРМР, ЧВМР и ЧМСР).
Затем реле НПСР блокируется через контакт указательного реле разрешающего сигнала НПРУР.


Рис. 176. Схема включения сигнальных реле входного светофора нечетной горловины станции

От нажатия кнопки ЧОУСК включается сигнальное реле четного отправления ЧОСР с проверкой положения стрелок в маршруте (НКМР), свободности участка А (НАПР), свободности стрелочного участка (НСПР), установленного четного направления движения на перегоне (НСНР), свободности первого блок-участка удаления (Н1ИПР), отсутствия маневров в своей горловине станции (РМР, НРМР и НМСР) и враждебных маршрутов приема в своей горловине (НПЗР) и наличия ключа-жезла на пульте (ЧКЖР).
При нажатии кнопки НПУСК или ЧОУСК обесточивается реле ОНСР, цепь питания которого размыкается тыловыми контактами реле НПСР и НПРУР или ЧОСР и ЧОРУР. Реле ОНСР выполняет роль противоповторного реле, исключая повторное открытие сигнала, если кнопка управления осталась в нажатом положении.
С возбуждением реле НПСР на посту ЭЦ включается сигнальное реле главного пути ГСР или бокового пути БСР в релейном шкафу (рис. 176). Выбор их осуществляется контактами контрольно-маршрутных реле Н1КМР и Н3КМР.
Реле ГСР или БСР возбуждается током плюсовой или минусовой полярности в зависимости от того, открыт или закрыт выходной светофор с главного пути 1 (Н1РУР) или с бокового пути 3 (Н3РУР). Контактами реле НПЛСР включается реле пригласительного сигнала ЛСР. В цепь его питания введен контакт реле НППР, контролирующего правильную работу счетчика пригласительного сигнала.
Для производства маневров с выездом на перегон на обратной стороне входного светофора устанавливается светофорная головка маневрового сигнала, а в релейном шкафу — маневровое сигнальное реле МСР, в цепи возбуждения которого проверяется: освобождение первого блок-участка удаления (Н1ИПР, шунтируемый при открытии маневрового сигнала фронтовым контактом указательного реле НМУР), установленное четное направление движения поездов на перегоне в сторону выезда маневрового состава (НСНР), закрытое положение входного светофора (НПСР и НПЛСР). Все другие зависимости осуществляются в схеме включения управляющего маневрового сигнального реле НМСР, установленном на посту ЭЦ.
Схема включения сигнальных огней на входном светофоре показана на рис. 177. С возбуждением сигнального реле ГСР включается один желтый огонь; при измененной полярности тока, когда через поляризованный контакт реле ГСР возбуждается реле ЗСР, включается зеленый огонь. С возбуждением реле БСР включаются два желтых огня, при измененной полярности тока, когда через поляризованный контакт реле БСР включается трансмиттер МТ, а через его контакт — мигающее реле МГР, верхний желтый горит мигающим огнем.
При возбуждении реле пригласительного сигнала ЛСР также получают питание трансмиттер МТ и реле МГР, которые в свою очередь включают контрольные реле КМГР, проверяющее заданный режим и импульсную работу реле МГР.
Сигнальные показания входного светофора контролируют огневые реле АОР и БОР и указательные реле НПКУР, НПРУР, НМУР и НПЛУР (см. рис. 176).
Схема включения сигнальных реле в релейном шкафу и ламп выходного светофора 41 нечетной горловины станции показана на рис. 178. Когда под током находится общее сигнальное реле ЧОСР, через контакты контрольно-маршрутных реле осуществляется выбор и включение необходимого сигнального реле в релейном шкафу —  реле 1СР или 2СР. С возбуждением сигнального реле 1СР через контакт реле ЗР на светофоре загорается лампа желтого или зеленого огня в зависимости от состояния второго блок-участка удаления Н2ИП.
Сигнальные показания выходного светофора 41 контролируют огневое реле 10Р и указательное реле ЧОРУР.


Рис. 177. Схема включения входного светофора


Рис. 178. Схема включения выходного светофора

Включение маршрутно-замыкающих реле (рис. 179). Замыкающие реле нечетного приема НПЗР и четного отправления ЧОЗР и маршрутные реле Н1МР и Н2МР нормально находятся под током. Замыкающие реле обесточиваются при возбуждении соответствующего из сигнальных реле: нечетного приема НПСР или четного отправления ЧОСР, а маршрутные — при возбуждении сигнального реле и обесточивании реле участка приближения (при приеме обрывается цепь питания реле Н1ИПР и при отправлении — реле НОИПР).


Рис. 179. Схема включения маршрутно-замыкающих реле

Когда обесточивается только замыкающее реле при свободном участке приближения, маршрут имеет предварительное замыкание и может быть разомкнут сразу с закрытием сигнала. Если обесточиваются маршрутные реле, маршрут замыкается окончательно и может быть разомкнут: нормально — при проследовании поезда по маршруту или искусственным путем. С вступлением поезда на первый по ходу изолированный участок маршрута приема срабатывает первое маршрутное реле 1MP, которое самоблокируется. При занятии приемного пути и освобождении всей горловины станции срабатывает второе маршрутное реле 2МР, которое включает замыкающее реле НПЗР.
Искусственное размыкание маршрута, например при повреждении рельсовой цепи стрелочного участка, когда реле МНСПР будет без тока, производится с выдержкой времени при помощи стабилитронного реле времени СВШ. От нажатия кнопки НИРК возбуждается реле искусственного размыкания НРИР. Реле НРИР замыкает цепь реле ОРИР, которое включает реле ПРИР и стабилитронный блок времени СВШ (на схеме не показаны). После срабатывания стабилитронного блока и подключенного к нему реле ВВР образуется цепь 1—2 питания реле Н2МР, которое, возбуждаясь, включает замыкающее реле НПЗР (ЧОЗР). С возбуждением замыкающего реле обесточиваются реле НРИР, ОРИР, ПРИР и ВВР, схема приходит в нормальное состояние. По цепи 3—4 осуществляется искусственное размыкание маршрутов четной горловины станции.