Содержание материала

Условное обозначение аккумуляторов указывает следующее: буквы АБ — область преимущественного назначения "автоблокировка" буква Н тип пластин "намазные"  и цифры — величину номинальной емкости аккумуляторов — 72 или 80 α·ч. Номинальное напряжение аккумуляторов 2 в.

Рис 79. Аккумулятор типа АБН-72

Таблица 23

Электрические характеристики аккумуляторов АБН приведены в табл. 23.
Срок службы аккумулятора АБН-80 при эксплуатации в режиме заряд—разряд составляет 275 циклов при условии снятия указанного количества циклов течение не более 2 лет; при эксплуатации в буферном режиме — 3 года. Аккумуляторы считаются вышедшими из строя, когда отдаваемая ими емкость будет меньше 75% от номинальной.
Приведение аккумуляторов в рабочее состояние. В зависимости от климатического района аккумуляторы заливают различными по плотности растворами аккумуляторной серной кислоты, указанными в табл. 24.
Для заливки одного аккумулятора АБН требуется около 2 л электролита. Для получения электролита плотностью 1,17 на 1 л воды надо взять 0,188 л серной кислоты удельного веса 1,83; для получения электролита плотностью 1,19 на 1 л воды надо 0,216 л кислоты и соответственно: 1,21—0,245; 1,24— 0,294; 1,27— 0,345;1,40— 0,650. До заливки аккумуляторов электролитом нужно вывернуть пробки и снять с них герметизирующие пленки, а у полиэтиленовой пробки — срезать выступ, закрывающий вентиляционное отверстие.
Аккумуляторы АБН-72 заливают так, чтобы уровень электролита на 20—30 мм был выше предохранительного щитка, устанавливаемого на сепараторах. Уровень электролита в аккумуляторах АБН-80 должен быть выше предохранительного щитка на 30—40 мм.

Проверку уровня электролита в аккумуляторах АБН-80 производят при помощи стеклянной трубки диаметром 3—5 мм, имеющем на нижнем конце риски на высоте 35—40 мм. Погрузив трубку в электролит до упора в предохранительный щиток, зажимают пальцем ее верхний конец, затем трубку приподнимают и по ее заполнению определяют уровень электролита в аккумуляторе.       

Разряд.

Разряд аккумуляторов АБН можно вести силой тока более 5 а, а при кратковременных нагрузках — не более 20 а, при этом не допускается разряжать аккумулятор ниже 1,8 в. Напряжение измеряют подтоком, так как при отключении нагрузки получаются более высокие значения напряжения.       

Сохранение аккумуляторов в бездействующем состоянии.

Новые не бывшие в работе аккумуляторы можно хранить в неотапливаемом помещении при температуре до —30°С. Аккумуляторы при этом устанавливают в нормальном положении, выводами вверх, пробки должны быть плотно ввинчены, герметизирующая изоляционная лента на пробках с вентиляционными отверстиями не должна удаляться. Аккумуляторы размещают на расстоянии не менее 1 м от отопительных печей или обогревательных- приборов и защищают от попадания прямых солнечных лучей.
При необходимости иметь резервную заряженную батарею, бывшую до этого в работе, ее заряжают по правилам первого заряда и в таком состоянии сохраняют, отключив от распределительных и зарядных цепей и каждый месяц производят разряд батарей с последующим зарядом, а перед включением в работу вновь повторяют заряд по правилам первого заряда. Крышки и пробки плотно закрывают на все время бездействия аккумуляторов. Саморазряд батареи, отключенной от питания и нагрузки, не должен превышать: за 15 суток—21% и 30 суток— 30% ее емкости.
Для сохранения в сухом виде батарею разряжают током силой 3 а до напряжения 1,8 в на один элемент. После этого электролит выливают, аккумулятор заливают дистиллированной водой и оставляют стоять 3—4 ч. Затем воду удаляют из элементов, наливают новую и опять оставляют на несколько часов. Такие промывки производят до тех пор, пока вода, сливаемая из элементов, не перестанет окрашивать смачиваемую лакмусовую бумажку в красный цвет. Убедившись в отсутствии признаков кислоты в воде, последнюю выливают, элементы продувают воздухом и закрывают пробками. В таком виде батарею можно сохранять очень продолжительное время.
Техническое содержание аккумуляторов АБН. При работе в буферном режиме (при смешанной системе питания) ток подзаряда аккумулятора должен быть отрегулирован таким образом, чтобы компенсировать ток саморазряда. Напряжение каждого аккумулятора должно быть 2,2—2,3 в, при этом в электролите слегка выделяются пузырьки. При выключенном переменном токе напряжение заряженного аккумулятора должно быть 2,1—2,2 в. Напряжение измеряется не менее чем через 5— 10 мин после выключения переменного тока при нагруженной аккумуляторной батарее. Если напряжение будет меньше 2,0 В, то аккумулятор является разряженным и подлежит заряду, для чего на несколько часов (до суток) увеличивают силу зарядного тока выпрямителя.
После каждого перерыва в подаче переменного тока продолжительностью более 6 ч зарядный ток следует увеличить, чтобы напряжение на каждом аккумуляторе за несколько часов повысилось до напряжения не менее 2,5 в. После того как плотность электролита увеличится До нормы, напряжение на аккумуляторах снижают до величины, соответствующей ранее установленному буферному режиму. При этом проверяют напряжение каждого аккумулятора при выключенном переменном токе.
Если оно будет больше 2,2 в, то зарядный ток уменьшают, а если меньше 2,2 в, то аккумулятор оставляют в режиме заряда.
Уровень электролита в аккумуляторе должен быть всегда выше верхних кромок сепараторов. Электролит доливают дистиллированной водой при помощи резиновой груши со стеклянным наконечником. После доливки увеличивают напряжение на аккумуляторе до 2,5 в на 30—40 мин, чтобы усиленное «кипение» обеспечило быстрое выравниванье плотности электролита.


Рис. 80. Устройство для определения уровня электролита

При измерении плотности электролита одновременно измеряют его температуру, чтобы учесть температурную поправку к показанию ареометра. Так, при температуре электролита +60° С поправка равна +0,03; при +45° С +0,02; при +30° С —4-0,01; при 15’С показание ареометра является абсолютным; при 0° С поправка равна +0,01 при —15° С— +0,02; при —30° С +0,03; при —45°С — +0,04.

При осмотрах аккумуляторов проверяют их состояние с измерением напряжения и плотности электролита каждого аккумулятора при выключенном переменном токе и доливкой воды. 

Таблица 25

Аккумуляторы обтирают чистой сухой тряпкой от пыли и влаги, подтягивают зажимы и смазывают все соединения техническим вазелином. Чистку аккумуляторов производят при закрытых пробках, чтобы никакие посторонние вещества и грязь не попали внутрь аккумуляторов. Отверстия в пробках должны быть всегда чистыми, для чего их периодически прочищают проволокой и промывают.
Обращаться с аккумуляторами надо осторожно. При перевозке или переноске аккумуляторов необходимо следить за тем, чтобы пробки были плотно ввернуты в крышки. Для развозки аккумуляторов АБН-72 по участку следует оборудовать к дрезине прицеп с решеткой, в каждую ячейку которой должен помещаться одни аккумулятор. При установке аккумуляторов пространство между их стенками и решеткой, а также и дно прицепа должны быть выложены войлоком. Это необходимо, чтобы не побить и не испортить стеклянные сосуды при перевозке. По высоте стенки решетки должны быть не менее 2/3 высоты аккумуляторов. Аккумуляторы АБН-80 допускается транспортировать установленными плотно друг к другу.
Установленные на стеллажах или полках батарейных помещений аккумуляторы соединяют перемычками при помощи колпачковых гаек. Контактные поверхности полюсных выводов перед монтажом зачищают. После подтягивания гаек их смазывают техническим вазелином. Сопротивление изоляции аккумуляторной батареи относительно земли должно быть не менее 50 ком.