Содержание материала

В устройствах электрической централизации с центральной системой питания лампы светофоров питаются с поста централизации через сигнальные трансформаторы, установленные в трансформаторных ящиках на мачтах светофоров.
На входных светофорах центральное питание предусматривается только для ламп разрешительных огней. Лампы красных и пригласительных огней на случай выключения переменного тока питаются от местной батареи 14 а в течение 24 ч.                                                             
В зависимости от системы питания приборы коммутации ламп размещаются на посту централизации или в релейных шкафах в непосредственной близости от светофоров.
При центральном питании предусматриваются три режима горения светофоров ламп: дневной — при напряжении источника питания 2204 ночной — при 180 В и пониженный — при 90 В. Лампы входного светофора с местным питанием имеют два режима горения: дневной и полусниженный.

Для контроля горения ламп при центральном питании последовательно с первичными обмотками сигнальных трансформаторов включаются огневые реле, устанавливаемые на посту ЭЦ. Если перегорит лампа, через обмотку огневого реле будет протекать только ток холостого хода трансформатора, который меньше тока отпадания реле, н последнее опустит якорь.
В случае снижения сопротивления изоляции сигнального кабеля общий ток холостого хода трансформатора и утечки в кабеле может превысить ток отпадания огневого реле и перегорание ламп не будет контролироваться. Емкость жил кабеля также влияет на чувствительность огневых реле. По указанным причинам лампы типа ЖС12-15 включают при длине сигнального кабеля не более 3 км, а лампы типа ЖС12-25 — при длине кабеля не более 3,5 км. Схемы сигнальных цепей защищают предохранителями 0,3 или 0,4 а.
При местном питании огневые реле включаются непосредственно в цепь горения контрольных ламп, при этом длина сигнальных кабелей ограничивается величинами допустимых падений напряжения питающего тока.
Для управления огнями входного светофора предназначены блоки типов ВХ и ВхД (рис. 166), которые имеют основное сигнальное реле СР и вспомогательные сигнальные реле ЖСР и ЗСР.
С возбуждением только реле СР на сигнале включаются два желтых огня. При приеме на главный путь возбуждается реле ЖСР, являющееся повторителем стрелочных контрольных реле, выбирающих этот маршрут. Реле ЖСР отключает цепь нижней желтой лампы в схеме управления огнями, а в цепи сигнального реле отключает контроль горения этой лампы. Реле ЗСР контролирует открытое положение выходного светофора с главного пути и включает на входном светофоре зеленый огонь. В релейном шкафу последовательно с желтой и зеленой лампами включены огневые реле. При включении разрешающих показаний эти реле возбуждаются и тыловыми контактами отключают красную лампу.
Пригласительным огнем управляет реле ПСР. Возбуждаясь от нажатия кнопки ПС, реле ПСР включает пригласительный сигнал на светофоре и одновременно замыкает цепь питания реле МГР, осуществляющего мигание пригласительного огня. Резисторы и конденсаторы в цепи реле МГР обеспечивают горение пригласительного огня в течение 1 сек через 0,5 сек. Когда реле МГР под током, светофорная лампа гаснет, так как в ее цепь включается дополнительная обмотка реле ЛОР, благодаря чему уменьшается искрение на контакте реле МГР и обеспечивается надежное удержание якоря реле ЛОР.
Горение ламп красного и пригласительного огней контролируют реле КОР и ЛОР и их повторители ПКОР и ПЛОР в блоке Вх.
Увязка схемы блока управления огнями входного светофора Вх со схемами установки и размещения маршрутов осуществляется в блоке ВхД (см. рис. 166).
Выходные светофоры в зависимости от места установки и типа автоматической блокировки имеют различную сигнализацию. Поэтому для выходных светофоров применяются три основных блока типов ВΙ, ВП и ΒΠΙ и один дополнительный типа ВД-62. Схема включения релейных блоков типов ΒΙ и ВД-62 приведена на рис. 167.
Схемы управления поездными разрешающими огнями имеют двухполюсное включение при общем обратном проводе (в блоке BIII каждая лампа разрешающего огня имеет отдельный обратный провод, так как при включении желтого огня и сообщении проводов желтого и зеленого огней на светофоре появится более разрешающее показание).
В блоках выходных светофоров размещаются поездное сигнальное реле СР и маневровое МСР.
Желтый или зеленый огонь выбирается контактами линейно-сигнального реле ЛСР, а два зеленых или два желтых огня в блоке ВЦ и желтый с зеленым в блоке BΙll — контактами сигнального реле ЗСР. Для получения двух желтых огней в блоке BII дополнительно используется контакт реле ЛСР.
Совместно с блоками BI, ВΙΙ и BΙΙΙ включается дополнительный блок ВД-62, обеспечивающий увязку основных блоков со схемами установки и размыкания маршрутов (см. рис. 167).
Для управления маневровыми светофорами в зависимости от места их установки и назначения применяются блоки трех типов: MI, МΙΙи MΙΙΙ. Схема включения релейного блока типа MI показана на рис. 168.
Сигнальные лампы маневрового светофора включаются по схеме с однополюсным размыканием. В такой схеме коммутируются только прямые провода огней, а обратный провод — общий.
Горение ламп светофора на табло контролируется одной белой лампочкой в повторителе, при перегорании запрещающей лампы светофора огневое реле обесточивается и повторитель включается мигающим светом. При разрешающем  показании через фронтовой контакт сигнального реле СР лампочка повторителя горит ровным светом.


Рис. 167. Схема релейных блоков управления выходным светофором типов B и ВД-62

Релейные блоки путевых устройств, включая блок приемо-отправочного пути П-62 (рис. 169), блок стрелочнопутевого участка СП-69 (рис. 170) и блок участка пути УП-65 (рис. 171) осуществляют контроль состояния рельсовых цепей, замыкание стрелок (СП-69), исключение враждебных маршрутов и контроль последовательного проследования поезда по секциям маршрута (СП-69 и УП-65).
Соединяя выходные клеммы перечисленных релейных блоков МРЦ в порядке размещения их по плану станции, собирают основные схемы; контрольно-секционных реле, начальных и конечных реле, сигнальных реле, маршрутных и исключающих реле, отмены маршрутов и размыкания неиспользованных частей маневровых маршрутов при угловых заездах, включения белых и красных лампочек путевой схемы табло.

Рис. 168. Схема релейного блока управления маневровым светофором типа ΜΙ

Схема контрольно-секционных реле КСР (см. рис. 167—171). Реле КСР, включаемые по первой цепи межблочных соединений, контролируют установку маршрута. Реле КСР устанавливаются на каждый изолированный путевой участок, каждый конец станционного пути и каждый светофор. Реле КСР включаются последовательно.
В схеме реле КСР проверяется свободность стрелочных изолированных участков и участков пути в горловине станции (контакты реле СПР и ПР в блоках СП-69 и УП-65); положение стрелок (реле ПКР и ВЗР в блоках С); отсутствие взреза стрелок, контроль охранных стрелок, свободность негабаритных участков, отсутствие местного управления по данным стрелкам (контактами 11-12 взрезного реле ВЗР в блоках С); отсутствие установленных враждебных маршрутов на приемо-отправочный путь с противоположной горловины (контактами 21-22 реле НИР или ЧИР в блоках П-62).
Шунтированием контакта 21-22 исключающего реле последовательно включенными контактами конечных маневровых реле ЧКМР и НКМР достигается возможность одновременной установки маневровых маршрутов с противоположных горловин на один и тот же путь.
Задание враждебных маршрутов в своей горловине станции, совпадающих по положению стрелок, исключается, так как начальное и конечное реле не возбуждаются при обесточенном состоянии соответствующего замыкающего реле.

Нормально тыловыми контактами маневровых начальных и конечных реле схема реле КСР соединена для установки поездных маршрутов. При установке маневровых маршрутов контактами начальных и конечных реле в сигнальных блоках УП или П из общей схемы выделяется соответствующий маршруту участок схемы.
Питание в цепь реле КСР поступает через контакт противоповторного реле. После возбуждения реле блокируются через фронтовой контакт реле КСР сигнального блока. В поездных маршрутах имеется цепь дополнительной блокировки реле КСР через фронтовой контакт поездного сигнального реле, чем исключается перекрытие поездного сигнала с разрешающего на запрещающее при переключении фидеров электропитания устройств централизации.


Рис. 170. Схема релейного блока стрелочно-путевого участка типа СП-69

С возбуждением реле КСР обесточиваются маршрутные и замыкающие реле (блоки СП-69), замыкаются стрелки в маршруте, выклю чается соответствующее исключающее реле (блок П-62) и, следовательно, исключается возможность задания враждебного маршрута на путь.

Для маршрутов отправления на однопутный перегон с возбуждением неблочного реле ОКСР невозможна смена направления. Фронтовыми контактами реле ЛОР в сигнальных блоках включаются сигнальные реле. Цепь питания реле КСР обрывается контактами повторителей путевых реле в блоках СП-69 при вступлении поезда на маршрут.