Разработка котлованов.
Разработку котлована выполняют вручную или котлованокопателем, буровой машиной с поля либо с пути.
До начала работ на расстоянии не менее 1,5—2 м от существующей опоры (вдоль оси пути) намечают ось котлована, устанавливают расстояние Г от оси пути до передней стенки котлована и согласовывают возможность производства земляных работ.
Копку котлована вручную проводят с минимальным объемом земляных работ. Для промежуточных опор контактной сети котлован разрабатывают ступенями вдоль оси пути, а для анкерных — перпендикулярно к оси пути. Глубину котлована определяют измерительной рейкой до дна котлована от уровня головки рельса (у.г.р.)
Для опор контактной сети высотой 13,6 м глубина котлована от у. г. р. должна быть 4,5 м. Допускаются отклонения от этой высоты ±100 мм.
Рытье котлована механизмами выполняют с поля без снятия напряжения с контактной сети или с пути со снятием напряжения с контактной сети и закрытием движения поездов. На месте производства работ с пути вертикальный котлованокопатель останавливают против оси котлована, затормаживают ручным тормозом, разворачивают установку перпендикулярно к оси пути с необходимым вылетом, устанавливают выносные опоры, затем включают бур. На участках переменного тока при большом габарите (Г> 3,5 м) или в сырую погоду не рекомендуется прикасаться к металлическим конструкциям котлованокопателя из-за выноса им потенциала рельсов. При наличии грунтовых вод разработку котлована осуществляют в зимнее время года.
Установка опоры.
Опоры разгружают у котлована с раскладочной платформы на опорные бруски. Установку или замену опор контактной сети массой до 3 т выполняют краном автомотрисы АГВ (с удлиненной стрелой) или автокраном с поля. Строповку опоры осуществляют тросовой петлей на расстоянии 1—2 м от центра тяжести в сторону вершины опоры. Две расчалки крепят ниже центра тяжести. Опору поднимают до вертикального положения на высоту 0,5 м от земли. Стрелой крана перемещают опору, направляют расчалками и погружают опору в котлован. При непосредственной близости опоры от дна котлована приспособлением разворачивают и регулируют положение опоры относительно пути. Опору опускают на дно котлована, расчалками и стрелой регулируют ее наклон и фиксируют. Проверяют расстояние от оси пути до внутреннего края опоры и положение отметки условного обреза фундамента относительно у. г. р. Котлован засыпают и трамбуют грунт. В нижней и верхней части опоры укладывают лежни. После закрепления опоры в котловане опускают крюк и снимают стропу. Подъем на опору для снятия стропы выполняют с приставной лестницы. Не допускается поднимать опору, засыпанную землей и примерзшую к земле, подтаскивать груз крюком крана, работать крану при срабатывании ограничителя грузоподъемности. Люди не должны находиться в котловане, стоять между грузом и стеной здания, вагоном. Расстояние между стрелой крана (грузом) и частями контактной сети, ВЛ, находящимися под напряжением, должно быть не менее 2 м. В ночное время место работ должно быть освещено. Связь между руководителем работ и водителем автомотрисы осуществляют по радио или знаковой сигнализацией: движением руки, днем с развернутым желтым или красным флагом, как показано выше, ночью — с фонарем: верхние рисунки — направление движения; средние — скорость; остальные — движение стрелы и крюка.
Обеспечение работы железнодорожных кранов на электрифицированных путях.
До постановки крана на место работы со съемной вышки или автодрезины на прилегающих пролетах к месту работы крана демонтируют фиксирующие устройства, воздушные стрелки, при необходимости — поперечные электрические соединители. Разъединяют нижний фиксирующий трос, предварительно закрепив его на временных струнах.
До прибытия крана несущий трос выкладывают из седла и на полиспастах удерживают контактную подвеску.
После остановки крана на месте работ контактную подвеску опускают на полиспастах и смещают от оси пути. Если кран имеет грузоподъемность до 60 т и работает с разворотом стрелы не более 180°, подвеску на прилегающих опорах смещают на 1,6—2 м и фиксируют ее над краном. Если кран работает с разворотом стрелы на 360°, контактную подвеску на прилегающих опорах опускают вниз. В пределах крана подвеску опускают до у. г. р., смещают на 2—3 м от оси пути и закрепляют. Подвеску опускают равномерно, не допуская перегрузки соседних опор, защемления деталей, звеньевых струн, электрических соединителей, проводов и тросов в конструкции крана, вагонов, локомотива и т. п. Во время работы крана не допускают соприкосновения крана с опорой, трения контактной подвески о конструкции крана, стальные канаты и стропы. Восстанавливают контактную подвеску в обратной последовательности. При подъеме несущего троса обращают внимание на недопустимость перегрузки опор. Контактную подвеску поднимают полиспастами одновременно и равномерно, вначале на двух прилегающих опорах к крану, затем на всех остальных опорах. Обеспечение работы кранов требует постоянной корректировки в зависимости от местных условий и работы крана.