4. Неисправности аккумуляторов и их устранение
При эксплуатации аккумуляторов могут быть следующие их повреждения: внутреннее короткое замыкание и сульфатация.
Внутреннее короткое замыкание характеризуется уменьшением напряжения аккумулятора (при буферной работе менее 2 в), понижением плотности электролита и повышением его температуры. Короткое замыкание может быть вызвано образованием мостиков между пластинами выпавшей активной массы или соприкосновением пластин при короблении. Замеченное короткое замыкание устраняют удалением мостика деревянной или стеклянной палочкой или при помощи резиновой груши, втягивая и с силой выталкивая электролит. При соприкосновении пластин их разъединяют, вставляя стеклянные трубки или фанерную площадку между пластинами. Если разъединить замкнувшиеся пластины не удается, то поврежденный аккумулятор выключают из батареи, промывают, разбирают и осторожно выпрямляют покоробившиеся пластины между двумя обструганными досками.
Удаление сульфата в отдельных случаях может быть произведено более быстрым способом — путем заряда и перезаряда допустимым максимальным током. Этот способ основан на том, что при сильном газообразовании поверхностный слой сернокислого свинца отваливается и освобождает активную массу пластин.
Устранение сульфатации аккумуляторов типа АБН сводится к тому, что аккумулятор разряжают током 12-часового режима до напряжения 1,8 в, выливают электролит и заменяют его дистиллированной водой, после чего производят заряд током 2,25 а. Повышение плотности электролита во время заряда является признаком начала удаления сульфата.
Если при заряде плотность электролита поднимается выше 1,1, то электролит заменяют дистиллированной водой и опять заряжают аккумулятор тем же током. Этот процесс повторяют до тех пор, пока при очередном заряде плотность электролита, оставаясь постоянной, не будет иметь значения ниже 1,1. После этого аккумулятор освобождают от электролита, заливают новым нормальной плотности и производят подзаряд током 4,5 а до интенсивного газообразования. Затем проверяют плотность электролита и в случае необходимости доводят ее до нормы.
В том случае, когда при разряде емкость аккумулятора будет нормальной, считают, что сульфатация пластин устранена и аккумулятор можно ставить в работу. В противном случае электролит вновь выливают из элемента, наливают дистиллированную воду и проводят новые заряды по методу, указанному выше.
Другой способ удаления сульфатации заключается в том, что пострадавшие аккумуляторы многократно заряжают и разряжают током 1,5 а, причем электролитом служит серная кислота удельного веса 1,04 г/см3. По мере повышения плотности электролит разбавляют водой. Этот процесс продолжают до тех пор, пока не будет уверенности в том, что аккумулятор стал работоспособным. При этом учитывают, что при малой плотности электролита емкость аккумулятора будет значительно меньше нормальной.
После устранения сульфатации электролит доводят до нормы доливкой электролита плотностью 1,4 г/см3.
Возможные неисправности свинцово-кислотных аккумуляторов и способы их устранения приведены в табл. 26.
Таблица 26
Признаки неисправности | Причины неисправности | Устранение неисправности |
При работе аккумуляторной батареи в буферном режиме подзаряда часть аккумуляторов не кипит и напряжение на них находится в пределах 1,9—2,2 в | Наличие частичного соединения между положительными и отрицательными пластинами. При визуальном осмотре внешних признаков соединения может быть не обнаружено | Вставлением стеклянных трубочек между пластинами ликвидировать соединение между положительными и отрицательными пластинами. Через несколько часов аккумуляторы начнут кипеть и давать нормальное напряжение 2,4—2,6 в |
Продолжение
Продолжение