Сигнальные огни светофоров должны быть отчетливо и непрерывно видны локомотивной бригаде на всем пути следования поезда на расстояниях, определяемых требованиями ПТЭ. Для этого необходимо определить на пути места, с которых должны быть видны сигнальные огни, и отрегулировать направление световых лучей, отрегулировать и поддерживать напряжение на лампах светофоров в установленных пределах при любом режиме питания; систематически чистить оптическую систему светофоров, особенно наружную поверхность линз от загрязнений.
Наводку сигнальных огней мачтового линзового светофора производят при помощи визирного приспособления (рис. 85), состоящего из крестовины 5, распорного винта 2 и зрительной трубы 6.
Визирное приспособление устанавливают на головке следующим образом. В корпус головки 1 вводят распорный винт 2 и развинчивают до упора в стенки. К краям кожуха, очищенным от грязи и ржавчины, прикладывают крестовину 5 так, чтобы ее лапка легла на одну стенку кожуха, а другая стенка оказалась между штифтами других лапок крестовины. Вилкой 4 зацепляют за борт распорного винта и, завинчивая барашек 3, закрепляют крестовину на головке. В гнездо крестовины вставляют зрительную трубу 6 так, чтобы одна из нитей креста была расположена вертикально.
Рис. 85. Наводка линзовых светофоров при помощи визирной трубы
На участках, имеющих ночной режим питания ламп, видимость сигналов проверяют как в дневное, так и в ночное время.
Напряжение на лампах линзовых светофоров должно быть 11—12 в, на лампах прожекторных светофоров 9—10 В при питании, как переменным, так и постоянным током (при смешанной системе питания).
Ночью без ущерба для видимости сигналов напряжение на лампах линзовых светофоров может быть понижено до 7—8 в, а прожекторных до 5—6 в. Снижение напряжения дает экономию электроэнергии и повышает срок службы ламп. При двойном снижении напряжения последнее должно быть на лампах линзовых светофоров примерно 4,5 в, а прожекторных —3 д.
Смену ламп на линзовых светофорах производят в следующие сроки: на входных, выходных, маршрутных и проходных светофорах — один раз в 40 дней по методу последовательного перемещения, т. е. новую лампу устанавливают на место красного огня, старую лампу красного огня на место верхнего желтого огня, старую лампу желтого огня на место зеленого огня, а старую лампу зеленого огня на место лунно-белого огня маневрового сигнала, совмещенного с основным;
лампы нижних желтых огней на входных светофорах, пригласительных сигналов 'и лунно-белых огней на маневровых светофорах меняют один раз в 6 месяцев, синих огней на маневровых светофорах — один раз в 2 месяца.
Лампы прожекторных светофоров заменяют в сроки, указанные в табл. 30.
Установку новых и смену старых ламп производят одновременно на всех светофорах в пределах рабочего участка (околотка). После смены ламп проверяют напряжение на лампах и видимость сигналов. В случае перегорания лампы ранее установленного срока вместо нее ставят новую, не изменяя порядка перестановки ламп. О смене ламп и результатах измерения напряжения записывают в карточку учета.
Со светофорными лампами следует обращаться осторожно, не подвергая их резким сотрясениям. Лампа, вставленная в патрон, должна сидеть в нем достаточно прочно, чтобы исключалась возможность ее качания и смещения.
Каждую лампу перед установкой в линзовый комплект тщательно проверяют на отсутствие механических дефектов и контрольное горение: ламп линзовых светофоров при напряжении 13 а в течение 4 ч, ламп прожекторных светофоров при напряжении 11 в в течение 3 ч. Чрезмерная яркость накала нити, а также потускнение колбы или появление на ней белого налета указывают на недоброкачественность лампы.
Таблица 30
После испытания остывшая нить должна иметь блестящую поверхность. Потемнение нити означает ее недолговечность.
Лампы должны храниться в закрытых сухих проветриваемых помещениях при отсутствии в воздухе кислотных, щелочных и других примесей, вредно на них влияющих.
Срок службы ламп зависит от напряжения на них.
Для правильного восприятия сигнальных огней при ярком солнце важное значение имеют защитные козырьки, которые при определенных размерах предохраняют оптику от попадания на нее прямых лучей солнца. При отсутствии козырьков или недостаточных их размерах прямые лучи солнца, попадая на оптику, смешиваются со световым потоком сигнального огня и в результате этого локомотивная бригада может красный огонь светофора принять за желтый.
На светофорах, расположенных на кривых участках с рассеивателями Р1-10, для исключения экранирования сигнального огня боковые стенки защитных козырьков рекомендуется срезать по линии, проектируемой от нижней части наружной линзы до конца козырька и составляющей с плоскостью передней стороны головки угол 76° для козырьков длиной 750 мм и угол 52° для козырьков длиной 300 мм.
Внутренний монтаж светофора от сигнальных трансформаторов выполняют проводом марки ПРГ-500 сечением 1,5—2,5 мм2 или сигнальным кабелем с дублированием жил. Жгут проводов в светофорной мачте прокладывают свободно, без натяжения. Через каждые 10—15 см жгут перевязывают просмоленной каболкой, чтобы он не касался металла. В местах перехода жгута из стакана или ящика в мачту, из мачты в шланг и из шланга в головку светофора должно быть сделано уплотнение из просмоленной каболки или изолирующей ленты. Концы монтажных проводов заделывают в металлические наконечники и с обоих концов оставляют запас, достаточный на две-три перезаделки.
Мачтовые светофоры, установленные на электрифицированных участках дорог, заземляют. Заземление выполняют круглой стальной проволокой диаметром не менее 10—12 мм. Заземляющий провод присоединяют под головку фундаментного болта. Другим концом провод присоединяют или к нулевой точке дросселя, или к ближайшему тяговому рельсу. Провод к рельсу присоединяют при помощи болтового зажима. Металлическую оснастку светофоров на железобетонных мачтах также заземляют.
В соответствии с установленной периодичностью проверяют состояние монтажа светофора, чистят и окрашивают трансформаторные ящики и кабельные муфты, при необходимости доливают последние кабельной массой, возобновляют надписи. Светофоры окрашивают алюминиевой краской, как правило, ежегодно. При хорошей сохранности предыдущей окраски светофоры промывают мыльной водой и содовым раствором. Примерно на 10 л холодной воды берут 1,5 кг кальцинированной соды, которую тщательно размешивают; промывку производят щеткой и тряпкой. Для увеличения срока службы светофорных мачт счищают старую краску и ржавчину, затем грунтуют мачту суриком и только после этого окрашивают нитроэмалью.