Для предохранения от коррозии и увеличения срока их службы, улучшения видимости сигнальных огней и знаков и облегчения обслуживания устройства ЭЦ окрашивают.
В соответствии с указаниями МПС и установившейся практикой эксплуатации принят следующий порядок окраски устройств ЭЦ. Пульт, выносное табло, шкаф с вспомогательными кнопками, релейные стативы, щитовую установку питания окрашивают с наружной стороны, за исключением наружных поверхностей, покрытых молотковой эмалевой краской — в светло-зеленый цвет; с внутренней стороны — в белый цвет. Аккумуляторные стеллажи, изготовленные из сосновой древесины, предварительно дважды пропитывают горячей олифой при температуре +60° С, хорошо шпаклюют, а затем дважды покрывают светлой кислотоустойчивой краской. Кронштейны, трубопроводы, балки и другие металлические части в аккумуляторном помещении загрунтовывают свинцовым суриком и окрашивают светлой кислотоупорной краской.
Голые электропровода и шины силовых цепей различных родов тока для предотвращения ошибки при работе окрашивают в следующие цвета: бордо — плюсовые провода и шины постоянного тока, синий — то же минусовые; желтый и красный — провода и шины переменного тока однофазного, желтый — провода трехфазного тока первой фазы, зеленый — второй фазы, красный — третьей фазы; провода и шины нулевой фазы и заземления — в черный.
Светофоры и маршрутные указатели окрашивают: черной масляной краской — щит с передней стороны, козырьки с наружной и внутренней стороны, ободок линзового комплекта, внутреннюю часть светофорных головок, часть мачты в промежутке между нижней и пригласительной головками, трансформаторный ящик, стакан с кабельной муфтой, защитные трубы, нижнюю часть лестницы до высоты 1000 мм от уровня головки рельса, ящик маршрутного указателя с передней стороны (с боковой и задней стороны — в светло-серый цвет); алюминиевой краской или в исключительных случаях светло-серой масляной краской — мачту, светофорные головки с кронштейнами, щит с тыловой стороны, площадку и верхнюю часть лестницы.
Резьбу регулирующих болтов светофорной головки и ящика маршрутного указателя не закрашивают.
Наружную часть электроприводов типов СПВ и СП, крышку (кожух) и электродвигатель, стрелочную гарнитуру с тягами окрашивают черной краской, взрезное сцепление (в электроприводе СПВ) и фрикционную муфту — красной, все остальные части электропривода, кроме трущихся и сцепляющихся поверхностей, — зеленой, голубой или серой краской.
Путевые ящики, кабельные стойки и муфты (разветвительные сигнальные, стрелочные и оконечные), путевые дроссели, кабельные ящики с защитными трубами и угольниками окрашивают черной краской. Внутреннюю часть путевых и кабельных ящиков шпаклюют и покрывают краской зеленого, голубого или серого цвета.
Релейный шкаф с наружной стороны окрашивают алюминиевой или масляной краской светло-серого цвета, а внутри — голубого или светло серого цвета. Основание шкафа и защитные трубы окрашивают в черный цвет. Батарейный шкаф, а также наземные части бетонных фундаментов светофоров, путевых ящиков, кабельных муфт, путевых дросселей и других напольных устройств ЭЦ белят известковым раствором, а батарейный шкаф внутри покрывают светлой кислотоупорной краской.
Аккумуляторный колодец окрашивают: крышку — черной краской, корпус — известью, внутреннюю нижнюю часть колодца (аккумуляторное помещение) — кислотоупорной краской, внутреннюю верхнюю часть колодца — голубой (перед окраской шпаклюют).
Для окраски светофоров, маршрутных указателей и релейных шкафов применяют алюминиевую краску типа АЛ-177, изготовляемую на основе битумного лака № 177 с добавлением алюминиевой пудры (15—20%). Краска АЛ-177 высыхает в течение 16 ч при температуре 20“ С и образует ровную прочную поверхность (пленку) серебристого цвета, очень стойкую к атмосферным воздействиям.
Для окраски наружных металлических частей напольных устройств ЭЦ используют масляные краски (готовые к употреблению или густотертые). Время высыхания краски, когда пыль уже не прилипает к пленке, составляет 10—12 ч, а окончательного высыхания — 14 ч при температуре +20° С. Для окраски внутренних поверхностей и деталей стрелочных электроприводов применяют матовые эмалевые краски различных цветов типа МЧ-13, отличающиеся высокой устойчивостью и высыхающие в течение 3—8 ч.
Цветовое оформление аппаратов, приборов, оборудования и помещений должно отвечать требованиям технической эстетики, иметь приятный вид, не утомлять глаза работающих, способствовать повышению производительности их труда.
Маркировка устройств — это надписи и условные знаки, наносимые на аппаратуру, приборы и оборудование или на места их установки. Основная цель маркировки — помочь обслуживающему персоналу быстро разобраться в расположении и включении постовых и напольных устройств СЦБ.
На пультах и табло под всеми кнопками, рукоятками, лампами делают соответствующие надписи, сокращенные обозначения или номера управляемых и контролируемых объектов.
На стрелочных электроприводах и путевых ящиках маркировку наносят белой масляной краской на одной из боковых сторон: на электроприводе пишут номер стрелки; на путевых ящиках — условный знак, обозначающий питающий (трансформаторный) или релейный конец рельсовой цепи и номер изолированного путевого участка. Ящик питающего конца участка обозначают стрелкой, направленной вниз; ящик релейного конца — кружком с крестом внутри.
На ряде дорог надписи и номера выполняют из алюминиевых полосок, что ликвидирует трудоемкую работу по частому восстановлению маркировки, нанесенной белой краской.
На крышках разветвленных муфт наносят следующие обозначения: сигнальные — С-1, С-2 и т. д., стрелочные — СТ-1, СТ-2 и т. д., питающие — П-1, П-2 и т. д.; муфты релейных кабелей Р-1, Р-2 и т. д. Для маркировки кабелей навешивают бирки (фибровые или металлические) с указанием марки кабеля, жильности и от какого прибора проложен (СШВБ-42 от С-1). Такие бирки делают на каждом конце кабеля с указанием обратного адреса. При прокладке в наземных желобах кабеля бирки вешают через каждые 15—20 м, у выхода кабеля из ниши поста, в местах ответвления кабеля в сторону от основной траншеи и т. д.
На светофорах и маршрутных указателях устанавливают литерные таблички. Для обозначения проводов и кабельных жил на клеммах расшивки также используют фибровые бирки с адресом провода по монтажной схеме.
Рукоятки и кнопки на аппаратах, манипуляторах, пультах и табло, лампы индикации имеют соответствующие надписи в рамках или на металлических (фибровых) табличках. В рамках всю маркировку выполняют черной тушью на чертежной бумаге. Если номенклатура выбита на бирке (табличке), то для лучшей видимости ее нужно прокрашивать белилами.
На аппаратах и приборах, устанавливаемых в помещении дежурного по станции, навешивают пломбы, перечень и количество которых составляют и подписывают руководство дистанции сигнализации и связи и начальник станции. Данный перечень вывешивают в помещении дежурного по станции. Перед приемом дежурства ДСП обязан сличить наличие всех пломб с перечнем. Вскрытие аппаратов и приборов разрешается электромеханику, старшему электромеханику и руководителю дистанции. Каждый из перечисленных работников имеет индивидуальные пломбировочные тиски с личным присвоенным ему номером на оттиске. На одной стороне оттиска пишется наименование дороги, а на другой — номер дистанции сигнализации и связи и порядковый номер тисков на дистанции. Пользование одними пломбировочными тисками несколькими работниками не допускается. Вскрытие аппаратов, запломбированных пломбами электромехаников, при необходимости разрешается электромонтерам, выдержавшим экзамен на электромеханика.
Дежурный по станции имеет право снимать пломбы с кнопок: пригласительных сигналов, искусственной разделки маршрутов, вспомогательного перевода стрелок, блок-очков, получив на это согласие поездного диспетчера и сделав запись в «Журнале осмотра» с извещением об этом электромеханика.