Содержание материала

Каждый год производится подготовка устройств электрической централизации к работе в зимних условиях, являющимися наиболее тяжелыми для напольных устройств.
Весной старший электромеханик совместно с бригадирами и электромеханиками составляют план работ, которые необходимо выполнить в летнее и осеннее время. Этот план рассматривает руководство дистанции сигнализации и связи и включает в общий дистанционный план подготовки хозяйства к работе в зимних условиях. В плане учитывают не только ремонтные работы, но и мероприятия, направленные на усиление (повышение) надежности действия стрелок, сигналов, рельсовых цепей, приборов, аппаратов и отдельных схемных узлов, а также модернизацию устройств. Ремонтным бригадам и околоткам своевременно выдают все запасные детали, материалы, смазку и приборы.
В процессе подготовки устройств к зиме проводятся следующие работы. Замена поврежденного кабеля зимой сопряжена с большими трудностями, поэтому необходимо наиболее тщательно подготовить кабельное хозяйство к зиме. При осмотре кабельных муфт следует проверить крепление всех проводов (кабельных жил) на клеммах, не допуская при этом излома проводов. Если будет замечено окисление клемм или жил, то их требуется очистить и жилы покрыть спиртовым лаком в открытой части. При обнаружении сырости и плесени муфту необходимо хорошо просушить и тщательно прочистить все жилы, а в отдельных случаях и перезаделать. После устранения обнаруженных недостатков необходимо плотно закрыть муфту, укладывая между крышкой и корпусом резиновые или пеньковые проваренные в солидоле или трансформаторном масле прокладки.

В стрелочных электроприводах проверяют герметизацию между крышкой и корпусом. Особенно неустойчивая герметизация наблюдается в тех электроприводах, где в пазах крышки имеются резиновые про кладки. В пазы крышки электропривода рекомендуется укладывать жгуты из натуральной каболки. Из четырех нитей каболки сплетают утолщенную нить, а из трех утолщенных нитей свивают общий жгут, который аккуратно с уплотнением закладывают в паз крышки электропривода. При такой герметизации полностью исключается попадание внутрь электропривода снега, влаги и пыли. Уплотняющие войлочные сальники в местах выхода шибера и контрольных линеек снимают, промывают бензином и после сушки пропитывают в масле или в расплавленном солидоле или в автоле. Отверстия для курбельной рукоятки и ключа надежно прикрывают резиновыми шайбами, прикрепленными к курбельной заслонке. Для сальников используют грубошерстный технический войлок (ГОСТ 6418—67), для прокладок в местах ввода проводов и заглушек (фланцах) — средней твердости морозоустойчивую резину (ГОСТ 7338-65).
Надежность действия каждой централизованной стрелки значительно снижается в период резкого перепада температуры и особенно в зимний и весенний периоды времени, т. е. когда крышки стрелочного электропривода сильно нагреваются солнечными лучами и температура воздуха внутри электропривода повышается значительно быстрее, чем температура всех металлических частей. Нагретый воздух, соприкасаясь с холодной поверхностью всех деталей, конденсируется на них и образуется очень тонкая пленка инея, контакты автопереключателей теряют электрическую Проводимость, что приводит к нарушению целости контрольной или рабочей цепи.
На некоторых дорогах в качестве влагопоглотителя применяют селикагель. Селикагель в течение 20 мин предварительно пропитывают 5-процентным раствором хлорного кобальта, а затем просушивают при температуре 180—200о С до ярко-голубого цвета. Селикагель по 600—700 г насыпают в два мешочка из капрона с крупной сеткой и закладывают в две пластмассовые коробки с отверстиями в верхней крышке диаметром 5—6 мм. Коробку укрепляют на внутренней стороне крышки над контактами автопереключателя. Когда селикагель насытится влагой, ярко-голубой цвет изменится на розоватый. В период влагообразования селикагель за 30—40 дней поглотит 600—700 г воды, после чего мешочки нужно заменить сухими, а снятые тщательно просушить и при необходимости использовать снова.
Наиболее эффективной и надежной мерой борьбы с обледенением контактов автопереключателей является тепловой обогрев электропривода электрическим током. В электроприводе около контактов автопереключателей устанавливают два проволочных эмалированных влагостойких резистора типа ПЭВ сопротивлением 56 Ом и мощностью 26 Вт или другого сопротивления и мощности, которые включаются параллельно. Для увеличения срока службы и снижения температуры нагрева резисторы достаточно загружать наполовину или 60—70% мощности. Для питания резисторов применяют трансформаторы ПОБС-5А, которые устанавливают в путевых коробках, вблизи стрелочных разветвительных муфт из расчета один ПОБС-5А на пять стрелок. Напряжение 220 В на трансформаторы можно подавать по всем кабелям, кроме кабелей релейных концов рельсовых цепей. Благодаря электрическому подогреву гарантируется отсутствие обледенения контактов автопереключателя, а также значительно повышается величина сопротивления изоляции монтажа и электродвигателя.
При включении электропривода стрелок с реверсирующим реле, установленным в путевой коробке у стрелки, необходимо обеспечить надежную герметизацию реле или иметь электрический обогрев, как и в электроприводе, на общую мощность 15—20 Вт. Герметизация надежно защищает реле от возможного индевения контактов. Наличие достаточной герметизации в пусковых и реверсирующих реле при ремонте достигается просушиванием их в течение 6—7 ч в помещении при температуре 65—80° С и устройством уплотнения.
До ноября, а в северных районах сети до октября тщательно проверяют состояние изоляции стрелочных гарнитур и сережек с устранением всех выявленных недостатков. Такую же работу проводят с изолирующими стыками и стыковыми соединителями. При этом обращают внимание на поддержание в норме стыкового зазора, правильность установки и работу противоугонов, замену торцовой фибровой прокладки со снятием Накладок, не допуская срубания нижней части торцовой прокладки и вставления ее в зазор стыка без снятия накладок. Иногда такое грубое нарушение технических норм приводит к тому, что торцы подошв рельсов остаются неизолированными друг от друга фиброй и чаще всего в стыковой части происходит скопление металлической пыли и окалины, что приводит к образованию токопроводящих мостиков и к замыканию рельсовой цепи. Каждый стык следует полностью разобрать и заменить неисправную изоляцию (прокладки, втулки и шайбы); концы рельсов необходимо очистить от пыли и грязи, а торцы окрасить масляной краской.
Электромеханик должен потребовать от дорожного мастера и бригадира пути, чтобы балласт и шпалы были очищены от грязи и шлака, а расстояние между балластом и подошвой рельса было не менее 30 мм, так как наибольшая утечка тока происходит в сырую погоду, когда рельсовые нити непосредственно соприкасаются с балластом. Деревянные шпалы с большим количеством глубоких трещин, впитывающие много влаги и продолжительное время сохраняющие ее, необходимо заменить новыми. Под изолирующими стыками шпалы должны быть плотно подбиты, чтобы исключались толчки и выплески, так как даже при незначительных просадках изолирующие детали в стыках быстро выходят из строя.
При внутреннем осмотре путевые коробки тщательно очищают от пыли, укрепляют гайки на трансформаторах, клеммах и предохранительных колодочках; проверяют плотность контакта в штепсельном гнезде предохранителей и при необходимости заменяют новыми. Одновременно проверяют герметичность крышек на коробках и заменяют слабые джутовые или резиновые прокладки. Запоры на коробках и светофорах смазывают солидолом, тавотом или смазкой ЦИАТИМ-201.
В светофорных головках тоже проверяют плотность закрывания крышек, неисправные джутовые прокладки заменяют. Все линзовые комплекты закрепляют двумя болтами; под линзовые комплекты прокладывают резиновые кольца. Запасные отверстия для шлангов надежно заделывают, так как, если зимой в эти отверстия набьется снег, то весной при таянии его будет разрушаться изолированный провод, отчего снижается его диэлектрическая прочность.
В зимний период после сильных ветров и метелей необходимо тщательно проверить видимость всех светофоров, очистить от снега линзовые комплекты и козырьки.