ГЛАВА 11
ПОРЯДОК СОДЕРЖАНИЯ И РЕМОНТА УСТРОЙСТВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ
1. Общие положения
Устройства электрической централизации необходимо содержать в строгом соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, Инструкцией по техническому содержанию устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), утвержденной технической документацией и действующими приказами.
Утвержденная проектная документация электрической централизации станции, схематический план станции с устройствами СЦБ, таблицы зависимостей, план кабельной сети, электрические схемы и описания, а также Инструкция по пользованию устройствами должны быть скомплектованы в трех экземплярах, из которых два комплекта документации (контрольных) должны находиться соответственно в службе и дистанции сигнализации и связи, а третий (рабочий) — на посту электрической централизации. Все изменения в действующих устройствах должны быть своевременно внесены в документацию. Изменения и дополнения принципиальных схем утверждаются управлением дороги, а монтажных схем — руководством дистанции.
Главной задачей при обслуживании устройств электрической централизации является обеспечение бесперебойного действия электрической централизации стрелок и сигналов при минимальных затратах труда и средств на техническое содержание устройств. Устойчивое и бесперебойное действие электрической централизации достигается благодаря правильной организации труда обслуживающего персонала; применению передовой технологии содержания и ремонта устройств; слаженной работе различных служб по эксплуатации устройств электрической централизации.
Ранее, когда на дорогах применялись сравнительно простые устройства СЦБ (электрожезловая система, полуавтоматическая блокировка с блок-механизмами, ключевая зависимость), единственной формой организации труда по содержанию устройств была околотковая система, при которой рабочий участок (околоток) обслуживал один или два работника (электромеханик и электромонтер).
С развитием и усложнением устройств СЦБ на дорогах широкое распространение получил бригадный метод обслуживания, при котором укрупненный рабочий участок (с объединением двух-трех околотков) обслуживает группа электромехаников и электромонтеров (пять- шесть человек). Бригадный метод обслуживания по сравнению с околотковым имеет ряд преимуществ: более рациональное использование рабочего времени электромехаников и электромонтеров; возможность специализации работников по видам устройств и связанное с этим улучшение качества работ; возможность выполнения более сложных и трудоемких работ; лучшая маневренность в расстановке людей при отвлечении их на непредвиденные работы, а также во время отпусков и болезней; создаются лучшие условия для организации бессменной работы, что приводит к повышению общей надежности устройств. При переходе от околотков к бригадам производительность труда повышается на 10—15%.
Бригаду из пяти-шести человек, как правило, делят на две группы, одна из которых выполняет работы по текущему содержанию, другая по повышению надежности устройств и др. Для выполнения непредвиденных работ (устранение отказов, производство внеплановых путевых работ и др.) посылают работника из второй группы. Чтобы обеспечить взаимозаменяемость электромехаников и электромонтеров, в бригаде организуют изучение обслуживаемых участков, проводят обмен опытом работы и временно перестанавливают исполнителей различных работ.
Бригадный метод является основой для индустриализации обслуживания устройств. Индустриальное обслуживание потребует комплексной организации работы всех бригад на одной станции. В дальнейшем, очевидно, все устройства электрической централизации станции будет обслуживать одна бригада, составленная из ряда специализированных групп, оснащенных средствами передвижения, необходимыми механизмами и измерительной аппаратурой.
Основным планом эксплуатационной работы электромехаников и электромонтеров при любом методе обслуживания является график технологического процесса, в который включаются все работы, предусмотренные Инструкцией по техническому содержанию устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и указаниями МПС. Графики технологического процесса учитывают применяемые методы обслуживания устройств и выполнение всех сложных и трудоемких работ, особенно на территории станции в светлое время суток и в периоды наименее интенсивного движения поездов.
В зависимости от установленной периодичности обслуживания устройств составляются месячный и годовой графики технологических процессов. В месячном графике перечисляются все работы, выполняемые не реже одного раза в месяц, в годовом — реже одного раза в месяц. Кроме месячных и годовых графиков, составляются годовые планы работ по повышению надежности устройств, в которые включаются работы по приведению устройств в соответствие с требованиями ПТЭ, специальные мероприятия по безопасности движения поездов и графики, связанные с капитальным ремонтом и реконструкцией пути.
Если раньше единственным планом работ электромеханика был график технологического процесса, то теперь согласно приказу МПС № 32/ЦЗ от 1 марта 1970 г. «О мерах по дальнейшему улучшению содержания устройств автоматики и телемеханики на железных дорогах и повышению их надежности прибавляется еще и обязательный годовой план работ по повышению надежности устройств.
Лаборатория «Организация технического обслуживания систем автоматики, телемеханики и связи» ЛИИЖТа разработала метод планирования, соответствующий современным условиям технического обслуживания.
Новая система планирования технического обслуживания (ПТО) позволяет: глубже анализировать процесс труда электромехаников и электромонтеров с целью выявления недостатков в его организации и определения причин потерь рабочего времени; устранить причины потерь рабочего времени, обнаруженные в ходе анализа; совместить все виды работ, выполняемых на околотках и в бригадах, в единой системе взаимосвязанных планов, в которых указано время исполнения каждой группы работ; повысить ритмичность выполнения работ по графику технологического процесса; обеспечить строгий учет работ и благодаря этому повысить ответственность каждого исполнителя, что имеет особое значение при бригадных методах обслуживания.
Опыт ПТО, примененный на многих дистанциях сигнализации и связи, показал, что значительно повышается надежность функционирования устройств электрической централизации. Система ПТО позволяет планировать все виды работ, выполняемых обслуживающим персоналом, и распределять весь объем работ по конкретным рабочим дням месяца, а в течение рабочего дня — по часам. Основной задачей ПТО является наиболее рациональное распределение работ по часам рабочего дня с учетом их взаимосвязей, а также внешних условий. В данной системе предусматривается глубокий анализ этих связей и условий и последующее распределение работ по определенным правилам (программе), выполнение которых обеспечивает разработку оптимизированного плана работы.
Система ПТО включает составление оперативного плана, типового месячного плана-графика и плана-графика годовых работ. Оперативное планирование — составление плана текущих работ на предстоящий месяц и корректировка его в течение этого месяца при появлении каких-либо помех. Месячный план-график предусматривает рациональное распределение месячных работ технологического процесса обслуживания по рабочим дням и часам с учетом технологической совместимости.
Работы годового графика технологического процесса неизменны и повторяются из года в год, нет необходимости в периодической переделке той части плана-графика, где учтены эти работы, ежегодно изменяется лишь нижняя часть графика.
Годовой и месячный планы-графики и оперативный план работ для каждого околотка (бригады), участка составляют старший электромеханик и электромеханик (бригадир). После согласования с инженером участка планы-графики утверждает начальник дистанции (оперативный план утверждает инженер участка). Новая система планирования работ по техническому содержанию устройств позволяет сократить непроизводительные затраты рабочего времени на 8—12%. Электромеханик и электромонтер должны строго соблюдать установленную
периодичность работ, своевременно выявлять и устранять обнаруженные недостатки.
Все работы по текущему содержанию и ремонт у устройств необходимо выполнить при полном обеспечении безопасности движения и, как правило, без нарушения движения поездов и маневровой работы на станции.
Каждый электромеханик и электромонтер должны хорошо знать конструкции, схемы и нормы содержания обслуживаемых устройств, систематически повышать свои знания, осваивать и применять передовые методы труда, добиваться образцового состояния устройств — содержания их в строгом соответствии с утвержденными чертежами, схемами и техническими нормами, а также в чистоте и порядке, с аккуратно выполненным монтажом, хорошо окрашенными, правильно и красиво расположенными.
Для обеспечения устойчивой и бесперебойной работы устройств электрической централизации необходима слаженная работа электромехаников, электромонтеров и работников других служб (дежурных по станции, дорожных мастеров, бригадиров пути, работников энергоучастка и др.). Работники других служб должны систематически получать инструктаж о порядке пользования устройствами электрической централизации и об обязанностях этих работников по обеспечению бесперебойного действия электрической централизацией.
Старший электромеханик систематически совместно с электромехаником и электромонтером проводят технический осмотр всех устройств на своем участке. О всех обнаруженных при проверке недостатках содержания устройств с указанием сроков их устранения старший электромеханик делает запись в настольном журнале (форма ШУ-2) о недостатках, касающихся хозяйств других служб — в «Журнале осмотра». Неисправности, которые могут вызвать нарушение нормальной работы устройств электрической централизации или угрожают безопасности движения поездов, устраняются немедленно.
Старший электромеханик при каждой проверке устройств обязан внимательно прочитать все записи в «Журнале осмотра», которые в процессе работы делают работники службы движения, пути, энергоучастка, а также электромеханики и электромонтеры.
В условиях непрерывного обновления и усложнения техники СЦБ большое значение имеет техническая учеба работников, которая должна быть так организована, чтобы теоретическое изучение устройств сочеталось с практическими занятиями на специально оборудованных учебных стендах (тренажерах). Для этого следует широко использовать книги, журналы, плакаты и др.