Содержание материала

ГЛАВА
АККУМУЛЯТОРЫ
2. Стационарные аккумуляторы типов С и СК

Стационарные аккумуляторы типа С предназначены для продолжительных режимов разряда, а типа СК — для коротких и отличаются во первых только усиленными соединительными полосами.

Стационарный аккумулятор типа С
Рис. 78. Стационарный аккумулятор типа С

Аккумулятор типа С или СК состоит (рис. 78) из стеклянного сосуда 3 или деревянного бака, выложенного листовым свинцом; блока положительных пластин 5 поверхностного типа, изготовляемых из литого свинца ребристой формы и покрытых перекисью свинца; блока отрицательных пластин 6 коробчатого типа, представляющих собой свинцовые решетки с ячейками, заполненными активной массой из свинцовой пыли, замешанной на серной кислоте; сепараторов, состоящих из березовых палочек 1, в прорези которых вставлены листы однослойной березовой фанеры 2, отжимных пластмассовых пружин 7; электролита. Одноименные пластины соединяются свинцовыми полосами 4. Аккумуляторам типов С и СК в зависимости от их емкости присваиваются числовые индексы с 1 по 148 (с пропуском ряда номеров для уменьшения количества типов аккумуляторов). Общая характеристика аккумуляторов типов С и СК приведена в табл. 22.
Номинальная емкость аккумуляторов С-1 и СК-1 принимается равной емкости при Десятичасовом режиме разряда. Номинальное напряжение каждого аккумулятора равно 2 в.

Заряд аккумуляторной батареи.

По окончании сборки аккумуляторов и соединения их в батарею спайкой свинцовых шин тщательно проверяют отсутствие коротких замыканий в них. Затем аккумуляторы заливают электролитом удельным весом 1,18 так, чтобы уровень электролита был выше верхнего края пластин на 10—15 мм. После этого батарею оставляют стоять без заряда в течение 2—4 ч, чтобы пластины пропитались электролитом и последний в достаточной мере остыл.

Разряд батарей.

Максимальная сила разрядного тока батарей не должна превышать значений, указанных в табл. 21. Разряд аккумуляторов следует считать законченным, если напряжение хотя бы на одном из аккумуляторов понизилось до 1,8 в, а плотность электролита соответственно до 1,15—1,17. При этом положительные пластины становятся бурыми, а отрицательные — темно-серыми. Разряженную батарею нужно сразу же ставить на заряд (во всяком случае не позже чем через одни сутки).
Содержание аккумуляторов. При эксплуатации аккумуляторов в режиме постоянного подзаряда нормальным напряжением аккумулятора должно быть 2,1—2,2 в.
При понижении уровня электролита ниже чем на 10 мм над верхними кромками пластин заряженные аккумуляторы доливают: при плотности электролита 1,20 и выше —дистиллированной водой, а при плотности электролита ниже 1,20 — раствором серной кислоты плотностью 1,20—1,21. Применять крепкую концентрированную кислоту для наполнения или доливки аккумуляторов нельзя.
В процессе эксплуатации необходимо систематически тщательно проверять аккумуляторы. При наружном осмотре проверяют отсутствие в элементах сульфатации и изломов пластин, выкрашивания активной массы, а также отсутствие коробления пластин и короткого замыкания между ними, уровень осадка (шлама) и т. д. Надо постоянно следить за тем, чтобы аккумуляторы не были загрязнены какими-либо посторонними веществами и шлам не касался пластин, для чего принимать своевременные меры к его удалению; изолирующие подставки были в исправном состоянии. Образующиеся на соединениях и полюсных зажимах окислы нужно осторожно удалять. Осадок следует удалять при выключении отдельных аккумуляторов с разборкой пластин и промывкой сосуда или же без разборки пластин специальными насосами.
Одновременно с осмотром аккумуляторов протирают банки и смазывают вазелином болтовые соединения, неокрашенные части и провода.
Электрическое состояние аккумуляторов на Московской дороге проверяют при помощи пробника типа АП следующим образом: отключают переменный ток от выпрямителя; после 20 мин перерыва проверяют аккумулятор пробником, предварительно установив на нем шунт, при котором суммарный ток нагрузки и шунта был бы равен 1/4 номинальной емкости аккумулятора. Исправным и нормально заряженным считают аккумулятор, напряжение на котором под шунтом пробника не будет падать ниже 1,85 в.
Кроме аккумуляторов, систематически осматривают вентиляционные установки в аккумуляторном помещении и при обнаружении дефектов устраняют их.
При всех работах, производимых в аккумуляторном помещении, например, при смазывании и окраске кронштейнов и проводов и т. п. необходимо закрывать аккумуляторы, чтобы в них не попали краска, окислы или какой-либо мусор, которые могут загрязнить электролит или закоротить пластины. Запасные части, сосуды, баки, ареометры, мензурки и т. п. должны содержаться в полной исправности и чистоте.