Содержание материала

От качества монтажа и содержания кабельной сети зависит надежная и бесперебойная работа устройств электротехнической централизации. Электромеханик должен систематически проверять состояние трассы подземных кабелей, а также кабельных желобов; предупреждать возможность повреждения их при строительных и земляных работах; в период весеннего паводка, ливневых дождей и других стихийных бедствий производить внеочередной осмотр кабельных трасс и желобов.
Весной и осенью вскрывают все наземные кабельные муфты, проверяют состояние клемм, жил кабеля, плотность закрепления их гайками, состояние кабельной массы, при необходимости доливают ее; производят чистку и окраску муфт (с возобновлением маркировочных надписей на них); проверяют исправность уплотняющих прокладок между корпусом и крышкой, а также прочность закрепления крышек болтами, обращают внимание на отсутствие просадок муфт в грунт.
Высоковольтные кабельные муфты осматривают при снятом напряжении с закреплением болтов, проверкой целости изоляторов, отсутствия подтеков, сохранения кабельной массы и т. п. Все действующие кабели должны выдерживать установленную величину сопротивления изоляции жил по отношению к земле и ко всем другим жилам данного кабеля.
Сопротивление изоляции сигнальных кабелей марок СОБ, САБ, СШП, СШПБ, СБПБ, СБВГ, СБВБГ и т. п. с разделенными муфтами и отключенными концами должно быть не ниже 100 Мом, а кабеля марок СШВ и СШВБ — не ниже 40 Мом на 1 км. Для коротких кабелей СОБ допускается сопротивление изоляции не ниже 100 Мом. Сопротивление изоляции одиночных кабелей рельсовых цепей (бутлежных, путевых коробок) должно быть не ниже 15 Мом независимо от длины кабеля.
Сигнальные кабели с пониженной изоляцией до 15 Мом на 1 км могут быть оставлены в эксплуатации, но необходимо периодически через 2—3 месяца измерять их изоляцию. Кабели с сопротивлением изоляции ниже 15 Мом подлежат ремонту или замене. Испытания кабелей производят мегомметром М-1001 на 1000 В и 1000 Мом, или переносным кабельным прибором КП-50, позволяющим измерять сопротивление изоляции от 0,01 до 1000 Мом.
Все данные о результатах измерения кабеля, включая сведения о его неисправности, произведенном ремонте и др., записывают в специальные карточки, которые заводят на все кабели, кроме кабелей, проложенных в помещениях, перемычек между рядом стоящими стеллажами и шкафами, а также бутлежных кабелей — на сигнальные по форме ШУ-67, высоковольтные по форме ШУ-68. Карточки составляют в одном экземпляре и хранят у старшего электромеханика участка или цеха.

Сопротивление изоляции жил сигнальных кабелей по отношению к земле и ко всем другим жилам данного кабеля измеряют I раз в 3 года путем поочередного выключения отдельных устройств или приборов (стрелка, путевая коробка, сигнал и т. п.); для испытания жилы кабеля отключают и снимают с клемм.
На станциях с интенсивным движением поездов, когда выключение устройств электрической централизации, связанное с измерением кабеля, может вызвать нарушение графика движения, сопротивление изоляции жил групповых кабелей измеряют только по отношению к земле и к запасным жилам.
Установленная периодичность измерения изоляции кабелей с выключением устройств их действия иногда бывает недостаточной для своевременного выявления неисправных кабелей. Поэтому на Московской дороге, а по ее опыту и на других дорогах сопротивление кабелей измеряют также весной и осенью без выключения их из устройств электрической централизации.
Для этого все схемы ЭЦ разделяют на отдельные самостоятельные цепи, каждая из которых вместе с небольшим количеством жил кабеля, монтажа и приборов должна иметь значительную величину сопротивления изоляции (не менее 15 Мом на 1 км), чтобы можно было с достаточной точностью судить о состоянии изоляции кабеля; определяют точки проверки каждой выделенной цепи; указывают точные адреса нулевых панелей, уточняют периоды проведения измерений.
Отдельные цепи из схемы ЭЦ в большинстве случаев отключают изъятием предохранителей или отсоединением одно-двух проводов. Многие цепи измеряют без каких-либо отключений, так как они постоянно изолированы от других цепей (например, цепь путевого элемента реле ДСР) или периодически полностью отключаются от источников питания (например, цепи сигнальных реле, маршрутных указателей и др.).
Сопротивление изоляции цепей схем стрелок с включенными электродвигателями должно быть не ниже 5 Мом; схем, светофоров, маршрутных указателей, релейных концов рельсовых цепей с дополнительными обмотками дроссель-трансформаторов, схем увязки с перегоном и т. п. — не менее 25 Мом; релейных концов путевых реле, питаемых через релейные трансформаторы — не ниже 100 Мом. Сопротивление изоляции питающих концов рельсовых цепей при общей длине всех жил кабеля, входящих в схему луча 2 км; должно быть не ниже 50 Мом. При меньшей длине кабеля сопротивление жил должно быть выше и подсчитывается по следующей формуле:

где n и l — количество и длина всех жил в каждом отрезке кабеля, км.
Свободные жилы индивидуальных кабелей соединяют со свободными жилами магистрального кабеля и выводятся на отдельные клеммы в муфтах и на посту. При отсутствии свободных жил сопротивление изоляции проверяют по действующим жилам вместе с монтажом при Отключенном питании.

Для повышения изоляции монтажа устройств электрической централизации нужно тщательно разделывать кабель в кабельных муфтах, применять кабельную массу хорошего качества, устранять возможность попадания влаги в кабельные муфты, путевые ящики, стрелочные электроприводы; применять электрообогрев контактной системы; производить профилактический ремонт стрелочных электродвигателей с разборкой, чисткой, сушкой, пропиткой изоляционным лаком и повторной сушкой; приборы в путевых и светофорных ящиках устанавливать на высушенных, отполированных и покрытых бесцветным лаком досках; правильно заделывать концы монтажных проводов.
Надежность монтажа при сращивании кабелей СОБ можно значительно повысить применением свинцовых муфт, укладываемых в чугунные и заливаемые кабельной массой МБ-70, в которую при разогреве добавляют трансформаторное масло (100 г масла на 5 кг массы) для предохранения от растрескивания даже при значительных колебаниях температуры.
Кабели укладывают не в прямую линию, а зигзагами, с некоторым запасом, чтобы предотвратить повреждение кабеля от выпучивания грунта при промерзании вследствие неодинаковой насыщенности его влагой.
Разделывая кабель, надо помнить, что грязь или влага, попавшие в кабельные муфты, снижают сопротивление изоляции и ухудшают электрический контакт соединяемых жил кабелей. Поэтому необходимо следить за чистотой рук и инструмента, особенно при работах, требующих прикосновения к изоляции, жилам и материалам.
Кабельную трассу отыскивают с помощью прибора типа КИ-3. Место повреждения кабелей можно найти различными способами.
К неисправной жиле последовательно подключают вольтметр с большим внутренним сопротивлением или гальванометр с батареей, другой полюс которой заземляют. Затем откопанный кабель слегка изгибают, двигаясь вдоль траншеи. При соприкосновении с местом повреждения кабеля стрелка прибора резко отклонится. Если поврежденные жилы имеют плотное сообщение, менее 100 Ом, то для отыскания места повреждения указанным способом используют мост постоянного тока, который включают так же, как при измерении сопротивления шлейфа двух поврежденных жил.
Место повреждения кабеля также можно определить мостовым методом или при помощи испытателя кабельных линий типа ИКЛ-5. Однако эти методы дают точные результаты, если переходное сопротивление в местах повреждения не превышает 2 ком. В связи с этим Г. Н. Шевченко и А. С. Коршенко (Донецкая дорога) предложили определять места повреждения кабелей путем прожога места повреждения (до переходного сопротивления 100—200 Ом) с последующим включением генератора трассоискателя в жилы поврежденного кабеля по схеме «между жилами». При помощи моста или прибора ИКЛ-5 определяют район повреждения, а при помощи трассоискателя и двух-трех шурфов на трассе находят место повреждения.

На Самтредской дистанции сигнализации и связи верхние жилы с цветной оплеткой используют для телефонной связи, что помогает быстро отыскать и устранить повреждение кабеля. В том месте, где измерение указывает на повреждение, с кабеля снимают броню, а в свинцовой оболочке вырезают «окно». Через это «окно» меченые жилы разрезают и мегомметром уточняют направление повреждения. С учетом погрешности измерения на некотором расстоянии от первого окна» делают второе. Как правило, место повреждения оказывается между «окнами».

Работы по защите кабелей от коррозии должны оформляться документами. В шкафу дренажной или катодной защитной установки должен заноситься журнал для записей результатов периодических проверок стояния установки и измерений потенциалов и токов в контрольном акте.