Содержание материала

ГЛАВА 6
СВЕТОФОРЫ, МАРШРУТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ И МАНЕВРОВЫЕ КОЛОНКИ
1. Светофоры

Светофоры при помощи подаваемых ими сигналов служат для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы. Светофоры применяются линзовые и прожекторные; они подразделяются на мачтовые, карликовые и устанавливаемые на мостиках и консолях. Мачтовые светофоры применяются с металлическими и железобетонными центрифугированными мачтами.

Линзовые светофоры.

Мачтовый линзовый светофор типа ЛЦЯ-44П (четырехзначный с сигнальной расцветкой: желтый, зеленый, крас ный, желтый) на участках с тепловозной и электрической тягой показан на рис. 81.

Мачтовые светофоры применяются с трехзначными № 6177 и двухзначными № 6178 головками со щитами № 6177-28 и № 6178-04 размерами соответственно 1470 х 860 мм и 1165 X 860 мм, однозначны ми головками для пригласительного и маневрового сигнала № 61 с круглым шитом № 6179-03 диаметром 440 мм и для заградительного светофора № 8455 с ромбовидным щитом № 8455-00-01 размером 2 х 860 мм. На головках устанавливают защитные козырьки № 7564-00-01 длиной 750 мм.
Карликовые светофоры применяются двузначные № 7065 и трехзначные № 7066 с защитными козырьками № 0-19 длиной 327 мм.
Щиты используются для усиления в дневное время контрастности сигнальных огней на окружающем фоне; козырьки — для защиты линз от прямых лучей солнца, мешающих правильному восприятию сигналов, а в зимнее время — от снега.
Линзовый комплект мачтового линзового светофора (рис. 83) состоит из круглого чугунного корпуса 1, внутренней цветной ступенчатой линзы 2 диаметром 139 мм, наружной бесцветной ступенчатой линзы 4 диаметром 212 мм, ламподержателя 3 и защитного козырька. В верхней и нижней частях корпуса имеются два вентиляционных отверстия, предупреждающих запотевание линз. 

Наружная линза посажена на незатвердевающую смазку и прижата к корпусу металлическим кольцом; внутренняя линза удерживается латунными лапками с винтами.


Лампы большой мощности применяются для обеспечения лучшей видимости красных огней входных светофоров, а также светофора, установленных в кривых, в местностях с частыми туманами и вблизи заводов.

Рис. 83. Линзовый комплект мачтового светофора
Рис. 82. Карликовый линзовый светофор типа КЛ-36

Таблица 27

Для линзовых светофоров лампы поставляются с вольфрамовой нитью накала в виде прямой спирали, расположенной поперек оптической оси светофора, и аргоновым наполнением баллонов. Лампы имеют штыревые (штифтовые) цоколи типа 1Ф-Ш24, посредством которых световой центр (тело накала) лампы точно устанавливается в фокусе оптической системы.
Оптическая система мачтовых светофоров, установленных на кривых участках пути, дополняется рассеивающими стенками (рассеивателями): на односторонних кривых — рассеивателями типов Р1-10, Р1-20 и Р1-30 с углом рассеивания светового потока в горизонтальной плоскости в одну сторону от оптической оси соответственно 10, 20 и 30°; на двусторонних кривых — рассеиватели типа Р2 с углом рассеивания в одну сторону 5° и в другую 25°.
Прожекторные светофоры отличаются от линзовых оптической системой и наличием сигнального механизма, позволяющего при одной лампе получить три или четыре сигнальных показания и исключающего возможность ложных сигнальных показаний при отражении прямых лучей солнца или прожектора локомотива.
Головка прожекторного светофора типа ПС-45 № 10301 (рис. 84) представляет собой чугунный корпус 1, к передней части которого прикреплен линзовый комплект 5 № 10302 с плоско-сферической бесцветной линзой 8 диаметром 212 мм и отклоняющей вставкой 6; при необходимости к линзовому комплекту крепятся рассеивающие стекла типа Р1 или Р2. Головка собирается вместе со щитом 9 № 10301-05 диаметром 810 мм и козырьком 7 № 8464-01 длиной 750 мм (с 1962 г. длина козырька 300 мм). Вверху линзового комплекта 5 имеется люк, через который можно протирать внутреннюю поверхность линзы.
На верхней части корпуса головки установлено визирное приспособление для наводки сигнала в требуемом направлении. Сзади головки имеется крышка 12, откидывающаяся книзу.
В корпусе головки помещается сигнальный механизм № 10298, состоящий из поляризованного трехпозиционного реле 10 № 10297 постоянного тока с контактной системой 2нп, якорь которого жестко связан с рамкой светофильтров 3 с тремя цветными стеклами-светофильтрами (зеленым, красным и желтым, диаметром 25,4 мм), стеклянного посеребренного эллипсоидного отражателя 2 с лампой 11, патроном и реостатом для нее, плоско-сферической шлифованной линзой 4 и штепсельной колодкой для включения сигнального механизма.

Таблица 28

Когда реле обесточено, рамка светофильтра под тяжестью груза находится в среднем положении и перед источником света находится красный светофильтр и замкнуты контакты 111-113 и 121-123. При возбуждении реле током плюсовой или минусовой полярности перед источником света соответственно находится зеленый или желтый светофильтр и замкнуты контакты 111-112 и 121-123 или 111-113 и 121-122.
Максимальная нагрузка на контакты реле допускается 2 а при 12 в. Сопротивление обмотки 250 Ом + 10%. Подъем с переменой полярности — не более 6,3 в, отпадание—не менее 2,4 в. Обмотка реле шунтируется разрядником типа Р-350 или Р-460. Напряжение на светофорной лампе регулируется реостатом 10 Ом.
Сигнальный механизм считается хорошо собранным и отрегулированным, если напряжение подъема реле не превышает 5,5 в и разность напряжений подъема при отклонении сектора влево и вправо составляет не более 0,5 в. Практически напряжение подъема бывает 4,6—4,7 в и напряжение отпадания 1,7—1,8 в.

Рис. 84. Головка прожекторного светофора типа ПС-45

Таблицa 29

Электрические лампы для прожекторных светофоров поставляются типов ЖС-9 иЖС-10 со штырьковыми цоколями 1Ф-Ш15 и типов ЖС-11а и ЖС-12а с секторными цоколями 1Ф-19С. Электрические и световые параметры ламп и продолжительность их горения приведены в табл. 28.
Указанную продолжительность горения должны иметь не менее 90% ламп. Для всех прожекторных светофоров, за исключенном светофоров, питающихся от первичных элементов, должны применяться лампы мощностью 10 Вт.
Лампы прожекторных светофоров поставляются с вольфрамовой нитью накала в виде спирали, изогнутой под острым углом, и аргоновым наполнением баллонов. Сила света и дальность видимости сигнальных огней мачтовых и карликовых прожекторных светофоров при лампе 10 В и 5 Вт по ТУ/ЦШ 379-62 приведены в табл. 29.