Содержание материала

3. Рельсовые цепи на участках с электрической тягой на постоянном токе
Питание рельсовых цепей на участках с электрической тягой на постоянном токе осуществляется переменным током частотой 50 Для пропуска тягового тока главные пути станции и примыкающие к ним стрелочные участки оборудуют двухниточными рельсовыми цепями с дроссель-трансформаторами на питающем и релейном концах, боковые приемо-отправочные пути — двухниточными с одним или двумя дроссель-трансформаторами или однониточными рельсовыми цепями.    

 Для обеспечения контроля схода изолирующих стыков такие рельсовые цепи разграничивают импульсной или кодовой рельсовой цепью.

Источники трехфазного тока, предназначенные для питания рельсовых цепей станции и прилегающих перегонов, фазируют таким образом, чтобы фазный угол между соответствующими линейными напряжениями не превышал 10—15°.

Двухниточные рельсовые цепи с дроссель-трансформаторами и путевым реле ДСР-12 или ДСШ- 12 применяются на станциях с кодовой автоблокировкой и автоматической локомотивной сигнализацией непрерывного Действия (АЛСН). Существует несколько разновидностей таких рельсовых цепей.

Рельсовая цепь с двумя дроссель-трансформаторами ДТ-0,2-500 (рис. 126) применяется на главных и приемо-отправочных путях станции, кодируемых в обоих направлениях. Такая рельсовая цепь имеет следующую аппаратуру: трансформаторы ПТ и КТ типа ПОБС-3А; конденсаторы Сп и Ск — конденсаторные блоки КБ-4 X 4 (или конденсаторы КБГ-МН 4 мкф 1000 В); конденсаторы Сш и Ср — конденсаторные блоки КБ-4 X 1; резисторы Ro и Rк — ПЭ-25 27 Ом, резистор Rш — ПЭ-25 47 Ом.
Величину емкостного ограничителя Со при длине рельсовой цепи до 500 м устанавливают 16 мкф, при длине от 500 до 1500 м — 12 мкф.
При подключении отсасывающего фидера устанавливают третий дроссель-трансформатор ДТ-0,6-1000, который настраивают в резонанс конденсаторами C01 и С02, общей емкостью 24 мкф.
В случае кодирования только с питающего конца кодовый трансформатор КТ, резистор Rк, конденсатор Ск и реле ТР1 не устанавливают. При кодировании только с релейного конца конденсатор Сш резистор Rш и контакты ТР и ПР на питающем конце из схемы исключают.


Рис. 126. Двухниточная рельсовая цепь с двумя дроссель-трансформаторами ДТ-0,2-500 и путевым реле ДСР-12 или ДСШ-12


Рис. 127. Двухниточная рельсовая цепь с одним дроссель-трансформатором и путевым реле ДСШ-12

При кодировании с релейного конца величины Rк и Ск должны быть равны соответствующим величинам R0 иС0; укладка в одном кабеле релейно-кодирующих проводов с релейными проводами других рельсовых цепей с непрерывным питанием допускается при длине кабеля не более 650 м, а с релейными проводами импульсных рельсовых цепей при длине кабеля до 1500 м.

Рельсовая цепь с одним дроссель-трансформатором и путевым реле ДСР-12 или ДСШ-12 (рис. 127), применяемая на боковых кодируемых путях станции. Такая рельсовая цепь имеет следующую аппаратуру: дроссель-трансформатор ДТ типа ДТ-0,2-500; трансформаторы ПТ и КТ — ПОБС-3А; трансформатор РТ — ПРТ-А; конденсаторы С0 и Ск — блоки КБ-4 X 4: конденсаторы Ср и Сш — блоки КБ-4 X 1; резисторы R0 и Rк — ПЭ-25 27 Ом (два последовательно), реостат Ra — 1,2 Ом 3 а; резистор Rш — ПЭ-25 47 Ом.
Величина емкостного ограничителя С0 при длине рельсовой цепи до 750 м должна быть 10 мкф, при длине от 750 до 1250 м — 8 мкф. Общее сопротивление реостата Rз и соединительных проводов между трансформатором РТ и рельсами должно быть не менее 1 Ом.
Разветвленная рельсовая цепь с дроссель-трансформаторами ДТ-0,2-500 по главному пути и путевыми реле ДСШ-12 на каждом ответвлении (рис. 128) применяется на стрелочных участках с кодированием по главному пути в обоих направлениях и с бокового пути.


Рис. 129. Импульсная рельсовая цепь с реле ИРВ-110 или ИМВШ-110

Аппаратура такой рельсовой цепи следующая: трансформаторы ПТ, 1КТ и МТ типа ПОБС-3А; трансформаторы РТ2 и РТ3 — ПРТ-А; конденсаторы С0, Ск1 и Ск3 блоки КБ-4 X 4, конденсаторы Ср1, Ср2, Ср3 и Сш — блоки КБ-4 X 1; резисторы R0, Rк1 и R3 — ПЭ-25 27 Ом (два последовательно); резистор Rm — ПЭ-25 47 Ом.
Величина емкостных ограничителей С0, Cк1 и Ск3 при эквивалентной длине рельсовой цепи до 500 м должна быть 16 мкф, от 500 до 700 м — 12 мкф. Напряжения на путевых реле АСПР, БСПР, ВСПР уравнивают реостатами Rд1, Rз2 и Rз3.
Сопротивление реостатов Ra2 и Ra3 и соединительных проводов между релейными трансформаторами РТ2, РТ3 и рельсами должно быть не менее 1 Ом. Длины путевых ответвлений рельсовой цепи, считая от точки разветвления, не должны отличаться друг от друга, более, чем на 200 м.
При необходимости пропуска тягового тока как по главному пути, так и по ответвлению дроссель-трансформаторы ДТn и ДТр устанавливают типа ДТ-0,6-500 с коэффициентом трансформации n=15. На питающем конце рельсовой цепи устанавливают изолирующий трансформатор ИТn типа ПОБС-3А, при этом величина емкостного ограничителя С0 должна быть 4 мкф, а емкостных ограничителей на кодируемых релейных концах — по 16 мкф.
Двухниточная импульсная рельсовая цепь переменного тока с путевым реле типа ИРВ-110 или ИМВШ-110 (рис. 129) применяется для разграничения двухниточных рельсовых цепей с реле ДСШ-12, питаемых от разных источников трехфазного тока.
Аппаратура такой рельсовой цепи следующая: дроссель-трансформаторы ДТn и ДТр типа ДТ-0,2-500 с коэффициентом трансформации n=17; путевой ПТ и кодовый КТ трансформаторы — ПОБС-3А; реакторы Zn и Ζκ — РОБС-3А; конденсаторы Сn2, Сn3, Ск1 и Ск2 — блоки КБ-4 X 1; конденсаторы Сn3 и Сκ3 — блоки КБ-4 X 4; защитный блок-фильтр ЗБФ — ЗБФ-1.

Рис. 130. Однониточная рельсовая цепь с путевым реле НРБ, НВШ или НМВШ

Однониточная рельсовая цепь с путевым реле НРВ1-1000, НВШ1- 800, НМВШ2-900/900 или АНВШ2-2400 (рис. 130). Путевое реле ПР может включаться как по схеме однополупериодного выпрямления (схема последовательного соединения), так и по схеме двухполупериоидного выпрямления (мостовая схема).

Сопротивление реостата с соединительными проводами для рельсовых цепей длиной до 500 м должно быть 2 Ом; длиной 750 м — 1,5 Ом; длиной 900 м — на питающем конце 1 Ом, на релейном — 1,5 Ом.
Рельсовые цепи регулируют изменением напряжения на вторичной обмотке путевого трансформатора ПОБС-2Л (табл. 42).