Содержание материала

Вагоны межобластного сообщения предназначены для перевозки пассажиров, находящихся в пути не более восьми часов. Эти вагоны имеют такой же кузов и раму, как некупированные длиной 23,6 м. В эксплуатации имеются вагоны, построенные Калининским вагоностроительным заводом и заводами ПНР. Первые оборудованы системой автономного энергоснабжения от подвагонного генератора и водяным отоплением или системой централизованного энергоснабжения от вагона-электростанции мощностью 600 кВт переменного тока напряжением 380/220 в. Вторые имеют водяное отопление или электрическое с питанием от контактной сети напряжением 3 000 в.  Вагоны межобластного сообщения имеют 76, 74, 73, 72, 68, 54 или 49 мест для пассажиров.
В салонах межобластных вагонов установлены мягкие кресла с откидной спинкой. В вагонах, построенных до 1963 г., кресла устанавливались в одну сторону. Такое расположение кресел не всегда обеспечивало проезд пассажиров лицом по ходу поезда. С 1963 г. ряды кресел по одну и другую сторону от центрального прохода повернуты в разных направлениях. В результате 50% пассажиров всегда имеют возможность сидеть лицом в сторону движения поезда.
В вагонах с электрическим отоплением от контактной сети напряжением 3 000 в питание остальных потребителей (освещение, вентиляция, охладитель питьевой воды и др.) электроэнергии осуществляется от подвагонного генератора с редукторно-карданным приводом от торца оси колесной пары.
Для внутренней отделки пассажирского и бытовых помещений широко используются пластические материалы и алюминиевые сплавы.
На рис. 12 показана планировка межобластного вагона на 68 мест с автономным энергоснабжением от подвагонного генератора, водяным отоплением и с установкой кондиционирования воздуха постройки Калининского вагоностроительного завода. Внутренняя обшивка продольных стен и пола вагона выполнена из фанерных плит толщиной 19 мм. Простенки между окнами обшиты 10-миллиметровой фанерой, потолки  —  древесно-волокнистой плитой. Стены и потолок салона, туалетов и тамбуров облицованы твердым декоративным пластиком. Полы в туалетах сделаны из стеклопластика.
В вагоне имеется сквозной проход посередине пассажирского салона. В служебном отделении установлено одноместное кресло для проводника и шкаф со щитом электрооборудования. Для размещения багажа пассажиров вдоль боковых стен салона над окнами расположены металлические багажные полки, а в каждом простенке между окнами укреплены по два двухрожковых или трехрожковых крючка для головных уборов, легкой ручной клади. Для размещения и хранения верхней одежды имеется гардеробное помещение.
В вагонах с электрическим отоплением и установкой кондиционирования воздуха на месте котельного отделения оборудуется помещение, в котором устанавливаются мойка для чайной посуды, комбинированный кипятильник, охладитель питьевой воды, шкафы для хранения принадлежностей чайной торговли. В некоторых вагонах на месте гардеробного помещения оборудуется радиопункт.
Планировка межобластных вагонов постройки заводов ПНР 1960—1966 гг. в основном такая же. В некоторых из них устраивается буфетное отделение, оборудованное кофеваркой с головками для заварки кофе или чая, электроподогревателем для воды, сосисоваркой, электроплитой для подогрева пищи, хлеборезкой и шкафами-холодильниками для продуктов.

Рис. 12. Планировка вагона межобластного сообщения постройки Калининского завода 1964—1966 гг.: 1  —  тамбуры; 2  —  туалеты; 3  —  служебное отделение; 4, 6  —  коридоры; 5  —  кресла; 7  —  гардеробное помещение; 8  —  кипятильник; 9  —  котельное отделение

Мягкое кресло должно занимать в салоне возможно меньше места, быть легким и удобным для пассажиров различного возраста, веса, роста. Оно должно также быть простым по конструкции, надежным и долговечным в эксплуатации и обеспечивать безопасность пассажиров при возникновении случайных толчков и ударов во время движения вагона. Кресло состоит из каркаса 1 (рис. 13), мягкого поролонового сиденья 2, двух раздельно откидывающихся мягких спинок 3 с откидными столиками 7, двух крайних и одного среднего подлокотников 6, правого и левого механизмов 5 для опускания спинок. Каркас кресла представляет собой сварную раму с подножками, выполненную из тонкостенных гнутых и штампованных стальных профилей. К элементам каркаса на болтах крепятся стойки 4 для крайних и средних подлокотников.
В каждую крайнюю стойку подлокотников вмонтирован механизм опускания спинки, состоящий из рычага 4 (рис. 14) с рукояткой 5, рейки 1 с двумя поперечными и одним продольным пазами и пружин 6. Конец рейки через втулку 7 соединяется с кронштейном спинки кресла.
В продольном пазу правой (по рисунку) части рейки размещается ось 2, которая служит направляющей. Ось 3 является фиксатором. Обе оси крепят механизм опускания к стойке подлокотника. Механизм закрывается металлической коробкой, прикрепленной к стойкам подлокотников винтами. Чтобы установить спинку кресла в наклонное положение, необходимо рычаг за рукоятку поднять вверх, затем спиной нажать на спинку и, когда она наклонится, отпустить рычаг.

Буфетное отделение оборудуется в некоторых вагонах межобластного сообщения постройки завода ПНР. В этом отделении на подоконном столе-шкафу установлена электрокофеварка 6 (рис. 15) производительностью 13 л/ч. Внутри подоконного шкафа хранятся подносы и посуда. Вблизи электрокофеварки размещена кофейная электрическая мельница. 5 с электродвигателем мощностью 0,1 кВт, а рядом с ней  —  шкаф 4 для принадлежностей чайной торговли. Верхняя часть этого шкафа застеклена и служит витриной.


Шкафы 7 предназначены для хранения одежды обслуживающего персонала. Откидная полка 3 дает возможность проходить за буфетную стойку 1.
Над подшивным потолком буфетного отделения расположен бак емкостью 275 л для воды. В нише под полкой 3 хранится переносная лестница-стремянка и установлен мусорный ящик На столе 8 размещена одноконфорочная электроплитка 9. Рядом установлена раковина 10 с кранами холодной и горячей воды для мытья посуды. Горячая вода нагревается до 80° С, поступает из электробойлера производительностью 11 л/ч, расположенного под электроплиткой. Вблизи раковины находится электрососисоварка 11. 

Рис. 13. Мягкое кресло вагона межобластного сообщения

Механизм опускания спинки кресла
Рис. 14. Механизм опускания спинки кресла

В этой же части отделения расположены шкаф для холодильного агрегата 12, хлеборезка 13, холодильный шкаф 14 и имеется мусорный ящик. Высота переносных табуретов 2 регулируется вращением сиденья.
Холодильный шкаф размером 3 600 X 550 х 2 000 мм состоит из двух камер. Большая камера объемом 1,2 м3 разделена на верхний и нижний шкафы, предназначенные для хранения мясных продуктов. В меньшей камере объемом 0,6 м3 хранятся напитки, кроме того, она служит и для приготовления пищевого льда. В большой камере поддерживается температура от +2 до +4° С, а в малой  —  от +8 до +10° С. В шкафах имеются полки. Температуры, необходимые для хранения различных продуктов, поддерживаются в камерах с помощью компрессорно-конденсаторного агрегата холодопроизводительностью 1 200 ккал/ч.
Характеристика вагонов межобластного сообщения постройки заводов СССР и ПНР приведена в табл. 1.
Планировка буфетного отделения в вагоне межобластного сообщения
Рис. 15. Планировка буфетного отделения в вагоне межобластного сообщения постройки заводов ПНР