Содержание материала

В вагонах, построенных заводами ПНР в 1969 г., котел системы водяного отопления 11 (рис. 64) типовой, но в зоне расположения расширителя имеет изгиб дымовытяжной трубы, благодаря чему лучше сохраняется тепло воды в расширителе. 

Рис. 64. Система водяного отопления некупированного вагона постройки заводов ПНР

Емкость отопительной установки 1 020 л. В опытных вагонах этого же типа параллельно с котлом установлен сообщающийся с ним электрический нагреватель, имеющий трубчатые нагревательные элементы.
В котельном отделении описываемого вагона установлен комбинированный водонагреватель 2 с топкой 4 и змеевиком 28, предназначенный для нагрева воды, расходуемой для хозяйственных нужд, бак 5 для воды, ручной 20 и электрические циркуляционные 33 и 34 насосы. На котле установлены гидрометр 24 и дистанционный термометр 25. Второй дистанционный термометр 23, находящийся тоже в котельной, предусмотрен для измерения температуры воды в водонагревателе.
Для лучшего обогрева туалетных возвратные трубы в них имеют ребристую поверхность. Кроме того, в обеих туалетных установлены батареи 55. Помимо обогрева вагона от ребристых труб, применен обогрев подводом воздуха, подогретого в калорифере 1, установленном в вентиляционном воздуховоде. Калорифер изготовлен из стальных труб, на которые насажены ребра. По этим трубам проходит горячая вода из котла, нагнетаемая насосом 33 и поступающая через возвратный трубопровод с вентилем 44 обратно в котел.
Забор теплой воды из отопительной сети допускается только для промывки унитазов через вентили 51. Сливная труба 8 отопительной сети, выведенная под вагон, оборудована электрообогревателем. На ветвях от верхних разводящих труб установлены регулирующие тройники 40 и 38 (обратные клапаны). Такие же тройники 14 и 43 имеются на трубопроводах от водонагревателя к нижней обогревательной трубе и от калорифера.
Для заполнения системы отопления водой закрывают кран 22 гидрометра 24 во избежание его повреждения и, соединив головку водоналивной трубы 6 к шлангу станционной водоразборной колонки, открывают вентиль 3. При этом должны быть открыты вентили 12, 29, 31, 32, 37, 39, 42, 44, 47, 50, 52, 53, 57, 58, дроссельные заслонки 35 и закрыты вентили 7, 10, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 26, 27, 28, 30, 36, 41, 45, 46, 48, 49, 51, 56, 59 и пробки 9, 54. Когда из вестовой трубы появится вода, стекающая в коронку, вентиль 3 закрывают, а кран 22 гидрометра открывают. Воздух из труб удаляют через краны 41, 56, 57 и 59.
Уровень воды в котле поддерживается в пределах, указанных на гидрометре. Красная черта на его шкале соответствует минимально допустимому уровню воды. Кроме того, уровень воды проверяют при помощи водопробного крана 26.
Систему пополняют водой и из бака 5 при открытых вентилях 17 и 21. Для этого пользуются ручным насосом 20. После появления воды из крана 26 вентили 17 и 21 закрывают. При добавлении воды в систему из переносной посуды (ведро) гибкий рукав надевают на отросток вентиля 16, открывают этот вентиль и вентиль 21 и закачивают воду ручным насосом 20 до необходимого уровня. После этого вентили 16 и 21 должны быть закрыты.
Циркуляция воды в системе отопления может быть естественной или принудительной. При естественной циркуляции должны быть открыты дроссельные заслонки 35 и следующие вентили и краны: 12, 22, 29, 31, 32, 35, 37, 39, 42, 44, 47, 50, 52, 53, 58; остальные вентили должны быть закрыты. При необходимости усилить циркуляцию воды применением циркуляционного насоса нужно открыть вентили и краны 12, 22, 29, 32, 37, 39, 42, 44, 47, 50, 52, 53 и 58. Остальные вентили и заслонки должны быть закрыты.
Из отопительной сети вагона можно выключать обогревательные трубы в туалетных (отдельно для каждой), калорифер, комбинированный водонагреватель. Для выключения отопления па стороне туалетных закрывают вентили 37 и 50 и спускают воду, открыв вентили 42, 49, 52, 53, 58 и кран 59. Отопление на стороне котельного отделения выключают, закрыв вентили 39 и 47 и открыв вентили 46 и 56.
Чтобы не отапливалась туалетная котлового конца, закрывают вентили 52 и 42, а воду спускают, открыв вентили 41 и 54, в туалетной некотлового конца с этой целью закрывают вентили 53 и 58, а воду сливают через открытые вентили 54 (для этой туалетной) и 57.
Для выключения калорифера нужно закрыть вентили 3, 7, 9, 10, 13,     15, 16, 17, 18, 19, 21, 26, 30, 31, 32, 35, 36, 41, 44, 45, 46, 48, 49, 54, 56, 57 и 59, а для спуска воды открыть вентиль 26. Комбинированный водонагреватель отключают от котла, закрыв вентили 12 и 29 и спустив воду через открытые вентили 13 и 30.

Таблица 11


Позиции
на рис. 64

Наименование

Место расположения в вагоне

3

Вентиль на водоналивной трубе

В котельной

7

Вентиль для выпуска воды из водяной коробки

В котельной у водяной коробки

8

Пробка для слива воды из водяной коробки и котла

То же

9

Спускная пробка котла

Под вагоном в полу под котлом

10

Вентиль для слива воды из котла

В котельной за котлом

12

Вентиль на трубе, идущей от водонагревателя

В котельной около водонагревателя

13

Вентиль для набора воды из змеевика водонагревателя

То же

15

Вентиль для слива воды из водонагревателя в водяную коробку

»

16

Вентиль для наполнения системы отопления через шланг

В котельной около водяной коробки

17

Вентиль для наполнения водяной коробки через шланг

То же

18, 19

Вентили на трубопроводе для улучшения циркуляции

В котельной за котлом

21

Вентиль ручного насоса

В котельной за ручным насосом

22

Кран гидрометра

В котельной за гидрометром

26

Водопробный кран расширителя

В котельной над воронкой

27

Кран для слива воды из калорифера

То же

Позиции
на рис. 64

Наименование

Место расположения в вагоне

29

Вентиль на трубопроводе, идущем от расширителя к водонагревателю

В котельной перед верхней частью водонагревателя

30

Кран для выпуска воздуха из змеевика

В котельной на водонагревателе

31

Вентиль на циркуляционной трубе

В котельной около циркуляционного насоса

32

Вентиль на трубопроводе между циркуляционным насосом и калорифером

То же

35

Дроссельные заслонки циркуляционного насоса

В котельной перед циркуляционным насосом

36

Кран для выпуска воздуха и слива воды из насоса

То же

37, 39

Вентили разводящих труб со стороны купе и коридора

Соответственно в туалетной котлового конца и в котельной

41, 57

Воздушные краны на трубопроводах от разводящих труб к батареям и возвратным трубам

В обеих туалетных

42, 58

Вентили на трубопроводах от разводящих труб к батареям и возвратным трубам

То же

44

Вентиль на обратном трубопроводе калорифера

В котельной

45

Спускная пробка грязевика

Снаружи кузова в полу под котлом

46

Вентиль для спуска воды из возвратных труб

В малом коридоре напротив служебного отделения

47

Запорный      вентиль возвратной
трубы

В малом коридоре напротив служебного отделения

48

Спускной вентиль на соединительной трубе возвратных труб на стороне котельного отделения

Под полом коридора между котлом и туалетом

49, 50

Вентили для спуска воды из возвратных труб со стороны пассажирских отделений

В малом коридоре напротив служебного отделения

52, 53

Вентили на трубопроводах от батарей к возвратным трубам

В обеих туалетных

54

Спускные пробки батарей

В обеих туалетных в нижней части батарей

56, 59

Воздушные краны разводящих труб

Соответственно в малом коридоре под кожухом и в туалетной некотлового конца

Для полного спуска воды из всей системы отопления тушат огонь в топке котла и открывают следующие вентили, краны и пробки: 3, 7, 10, 12, 15, 17, 18, 19, 21, 26, 27, 29, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 39, 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52 и 53. После спуска воды открывают краны 41, 56, 57 и 59, поставив под них предварительно посуду. Спускные пробки 9 и 45 выворачивают.
Расположение и назначение арматуры в вагоне приведено в табл. 11.