В парке пассажирских цельнометаллических вагонов жесткие некупированные длиной 23,6 м с хребтовой балкой имеются в наибольшем количестве. Вагоны первых выпусков имели недостатки в планировке, в конструкции систем водоснабжения, отопления и др. В дальнейшем эти недостатки постепенно устранялись. Жесткие некупированные вагоны, построенные Калининским заводом в 1966 г. и позже, отличаются от ранее построенных более удобной планировкой, лучшей внутренней отделкой, более стойким антикоррозионным покрытием внутренней стороны металлических листов стен, пола и крыши, более надежной изоляцией кузова, а также улучшенными ходовыми качествами, что обеспечивает большие удобства для пассажиров. Так, количество спальных мест уменьшено до 54 (9 купе по 6 мест, рис. 1) вместо 58 в вагонах прежней постройки, а мест для сидения — до 81 вместо 87. За счет этого расширен коридор в котловом конце вагона и дополнительно к служебному отделению выделено купе для отдыха проводников.
В вагонах первых выпусков сильно повреждалась коррозией внутренняя поверхность металлических листов стен, крыши и пола из-за малой эффективности покрытия грунтом № 138 и повышенной влагоемкости изоляционного материала — мипоры.
Рис. 1. Планировка жесткого некупированного вагона Калининского завода постройки 1966—1969 гг.:
1 — туалеты; 2 — тамбуры; 3 — котельное отделение; 4 — коридор котлового конца вагона; 5 — служебное отделение; 6 — купе проводников; 7 — коридор некотлового конца вагона
Рис. 2. Планировка жесткого некупированного вагона постройки завода ПНР 1967—1969 гг.
В новых вагонах применяют фенольные грунты ФЛ-О3К или ФЛ-013 (ГОСТ 9109—59) с дополнительным покрытием загрунтованных поверхностей антикоррозионной мастикой. В качестве теплоизоляции применен новый негорючий и негигроскопичный материал — полистирольный пенопласт марки ПСБ-6. Широкое использование полимерных материалов и алюминиевых сплавов позволило улучшить качество внутренней отделки и повысить комфортабельность вагона.
Новые вагоны оборудованы охладителем кипяченой питьевой воды, а также системой снабжения горячей водой. Вместо кипятильника, работающего только на твердом топливе, установлен комбинированный электрокипятильник, который при неисправности системы электроснабжения может работать и на твердом топливе. Рамы окон опускные с небьющимся стеклом без форточек. Освещение вагона люминесцентное. Кроме того, в вагонах установлены термодатчики для контроля за нагревом роликовых букс, электрические обогреватели головок водоналивных и сливных труб.
Некоторые жесткие некупированные вагоны, выпускаемые заводами ПНР, отличаются от вагонов такого типа постройки Калининского завода частичным изменением планировки, а также устройством систем отопления, водоснабжения и вентиляции. Планировка жесткого некупированного вагона с комбинированной системой отопления, построенного заводами ПНР в 1967 г., одинакова с планировкой вагонов Калининского завода. Планировка же вагона с электрическим отоплением отличается тем, что в нем на месте котельного отделения устроен дополнительный умывальник (рис. 2). В таком вагоне имеются комбинированный кипятильник 1, дополнительный умывальник 2, тамбуры 3, туалеты 4, коридоры 5 со стороны служебного помещения и 8 с противоположной стороны, служебное помещение 6, купе 7 для отдыха проводников.
Пассажирское помещение жесткого некупированного вагона разделено поперечными перегородками из фанерной плиты толщиной 25 мм. В каждом отделении имеются два поперечных 1 (рис. 3) и один продольный 8 диваны, две поперечные 3 и одна продольная 7 спальные полки. Для хранения багажа пассажиров над спальными полками укреплены две поперечные 5 и одна продольная 6 полки, под диванами сделаны закрытые ящики И (рундуки), оборудованные устройством, фиксирующим крышку дивана в поднятом положении. Под окном между поперечными диванами крепится столик 12. С противоположной стороны столом служит средняя откидная часть продольного дивана. К торцу перегородки, отделяющей одно отделение от другого, крепятся ступеньки и поручни 9 для облегчения подъема на верхние полки. Над каждым диваном и каждой спальной полкой на поперечных перегородках имеются сетки 2 для мелких предметов, брюкодержатели 4, крючки для одежды и зацепы 10 для закрепления матрацев. К поперечным перегородкам вагонов постройки заводов ПНР можно подвешивать съемные кроватки для детей до двух лет, которые предусмотрены в инвентаре вагона и по требованию пассажиров выдаются проводником. Стены и потолок вагонов современной постройки покрыты твердым декоративным или мягким пластиком. Пол покрыт пластиком толщиной 2,5—3 мм. Полумягкие диваны, поперечные и продольные спальные полки представляют собой деревянную раму, обшитую фанерой толщиной 10 мм, на которую уложен слой пенополиуретана толщиной 20—25 мм. Бруски рамы, задние и поперечные, выполнены цельными из сосновой древесины, а передние — из дуба. Багажные полки изготовлены из столярной плиты толщиной 25 мм и установлены с уклоном к поперечной перегородке и продольной стене вагона. Торцы и передние кромки этих полок окантованы профильными алюминиевыми раскладками.
Поперечные спальные полки 3 подвешены на петлях и опираются на кронштейны, нижние концы которых шарнирно прикреплены к перегородкам, а верхние могут свободно перемещаться в пазах направляющих. Полки могут быть подняты вверх и зафиксированы в наклонном положении при помощи пружинного фиксатора, вмонтированного в паз направляющей. На поперечных спальных и багажных полках установлены зацепы для закрепления ремней, предохраняющих пассажира от падения во время движения поезда. Ремни имеются в инвентаре вагона и выдаются по требованию пассажиров.
Каждый продольный диван состоит из двух сидений 1 (рис. 4, а) и средней откидной части 2, которая может служить столиком, если ее закрепить за зацепы 3, расположенные на подоконном брусе. Продольные спальные полки 1 (рис. 4, б) подвешены на тягах 2. Эти полки можно убрать под багажные (показано штрих-пунктирными линиями) и зафиксировать в таком положении при помощи двух пружинных защелок 3, прикрепленных к перегородкам.
Рис. 3. Пассажирское отделение жесткого некупированного вагона
Рис. 4. Продольные диван и спальная полка
Рис. 5. Подоконный откидной столик
Подоконные столики, имеющиеся между поперечными диванами каждого отделения, могут быть установлены и зафиксированы в поднятом положении, как показано на рис. 5. Крышка 5 столика крепится к стене вагона на рояльной петле и опирается на кронштейн 2, нижний и верхний концы которого закреплены на шарнирах 1 и 3. Крышка столика может быть поднята и закреплена при помощи фиксатора 6. Для этого надо ее слегка приподнять и, нажав кнопку 7 до отказа, повернуть вокруг рояльной петли. Снизу на крышке стола закреплен пробкооткрыватель 4 для бутылок. В некупированных вагонах постройки заводов ПНР крышка стола опускается вниз.
Служебное отделение для дежурных проводников оборудовано диваном с рундуком, подоконным откидным столиком, шкафами для охладителя кипяченой воды, для электроаппаратуры и посуды, шкафом и нишей для хранения чистого постельного белья, раковиной для мытья посуды (мойка), шкафом-аптечкой, репродуктором с регулятором громкости и крючками для одежды.
В вагонах постройки 1966— 1969 гг. предусмотрено двухместное купе для отдыха проводников. Оно оборудовано диваном с рундуком, откидной спальной полкой, багажной полкой, подоконным столиком и репродуктором. Для хранения чистого постельного белья в купе устроена ниша, расположенная над потолком коридора. На поперечной перегородке имеются крючки для одежды, сетки для мелких предметов, брюкодержатели и зацепы для закрепления матрацев, на спальных и багажных полках — зацепы для предохранительных ремней.
Коридоры примыкают к пассажирскому помещению с обоих концов вагона. В коридоре котлового конца установлены кипятильник, водоразборный кран охлажденной кипяченой воды, откидной столик около кипятильника, огнетушитель, мусорный ящик, шкаф, где размещается преобразователь для электробритв, и рамка с расписанием поездов. В коридоре некотлового конца размещены мусорный ящик, зеркало с откидной подзеркальной полкой, огнетушитель, шкаф для хранения электроламп и розетка для электробритв. В потолках коридоров имеются люки для доступа к оборудованию систем электро- и водоснабжения, отопления и вентиляции.
Потолки в пассажирском помещении выполняются секционными и обшиваются древесно-волокнистыми плитами 1 (рис. 6) толщиной 3,2—4 мм.
Плиты крепят шурупами к деревянной обрешетке 2, которая при помощи кронштейнов и угольников прикрепляется к металлической обрешетке кузова. Со стороны пассажирского помещения потолок окрашивается белой масляной краской. Места стыковки листов потолка закрываются декоративными алюминиевыми раскладками 3. В вагонах постройки заводов ПНР потолки обшиваются твердым пластиком.
Подшивные потолки в коридорах и туалетах выполнены из столярной плиты толщиной 19 мм, оклеенной затем павинолом белого цвета.
Потолки тамбуров представляют собой деревянную рамку со съемными люками, обшитыми древесно-волокнистой плитой толщиной 4 мм, которая окрашивается масляной краской под цвет стен тамбура. Над потолком тамбура котлового конца вагона имеется металлический съемный щит для крепления фильтров. Над потолком тамбура некотлового конца устанавливаются преобразователь для электробритв и четыре запасных фильтра.
Оборудование тамбуров состоит из откидных фартуков над входными ступеньками с приводным и фиксирующим механизмами, резиновых матов, шкафов в торцовых стенах для хранения инвентаря и угля, откидных сидений и пепельниц.
Основная характеристика жестких некупированных вагонов приведена в табл. 1.
Рис. 6. Секционный потолок пассажирского помещения
Таблица 1
*5 Знаменатель — количество мест в вагоне с буфетным отделением и водяным отоплением.
*6 Числитель и знаменатель — соответственно количество мест в вагоне с двух- и трехместными купе.
*7 При централизованном энергоснабжении отсутствует.
* Числитель и знаменатель соответственно для вагона с водяным и электрическим отоплением.
*2 Числитель и знаменатель соответственно для вагонов без установок и с установками кондиционирования воздуха.
*3 Из них: пять жестких и четыре мягких.
*4 Знаменатель — количество мест в вагоне с буфетным отделением и электрическим отоплением.