ГЛАВА III
СИСТЕМА ВОДОСНАБЖЕНИЯ
Общие сведения
Система водоснабжения пассажирских вагонов должна обеспечивать нормальную работу санитарно-технического оборудования, пополнение водой системы водяного отопления в период ее работы, удовлетворение потребностей пассажиров в питьевой воде и т. д. Стремление к повышению комфортабельности вагонов привело к созданию дополнительных устройств для кипячения и охлаждения питьевой воды, снабжения горячей водой умывальных чаш и раковин для мытья посуды. Количество и объем баков для запаса воды определяются типом вагона и его населенностью.
Расчет потребного количества холодной и горячей воды проводят по средним нормам расхода ее на одного пассажира в сутки. В среднем на одного пассажира расходуется примерно 20 л воды в сутки. Причем около 25% составляет расход горячей воды. Для пассажирских вагонов оптимальным считается двенадцатичасовой запас воды при расходе ее пассажирами в летнее время.
Водоснабжение жестких некупированных вагонов отечественной постройки
Некупированные вагоны, выпущенные заводами имени Егорова, Калининским, бывшим Лианозовским и ПНР до 1967 г., оборудованы тремя расположенными над потолком туалетных водяными баками, из которых два больших 15 (рис. 49) по 275 л каждый находятся в некотловом конце вагона и малый 4 емкостью 80 л — в котловом конце. Все три бака соединены между собой двухдюймовой трубой 14 и снабжены запорными вентилями 6, позволяющими отключить любой из баков в случае его неисправности. На вагонах, не прошедших модернизацию, трубы между баками имеют диаметр 1,25.
Наполняются баки через наливные трубы 12, расположенные с обеих сторон вагона и оканчивающиеся под вагоном соединительными головками 18, к которым подсоединяются шланги от станционных водоразборных колонок.
На малом баке установлено водомерное стекло 2. Для слива избытка воды служит вестовая труба 17. На наливных трубах, примерно в полутора метрах над полом, установлены запорные вентили 13, которые зимой после наполнения системы закрываются, благодаря чему нижняя часть наливных труб и присоединительные ГОЛ0Ё- ки предохраняются от замерзания в случае выплескивания воды из бака во время движения. В большей части вагонов имеется еще возможность наполнять систему водой сверху через наливную воронку 16. На электрифицированных участках железных дорог такая работа может быть выполнена только после отключения контактной сети от источника электроэнергии.
Малый бак соединен с атмосферой трубкой 3, выведенной в расширитель системы отопления, а большие баки — вестовой и наливными трубами. К умывальным чашам 10 и унитазам 9 вода поступает самотеком. Вентили 8 обычно открыты и закрываются только при неисправности соответствующих трубопроводов. Поддоны 7 служат для сбора конденсата, образующегося на поверхности баков. Удаляется он через сливные трубы. Для промывки баков имеются люки 5 и спускные патрубки с резьбовыми пробками. Труба 1 соединяет малый бак с находящейся в котельном отделении водяной коробкой, из которого вода ручным насосом подается в котел системы отопления.
В эксплуатации имеется группа вагонов с модернизированной системой водоснабжения. Нижние части наливных труб в этих вагонах снабжены подогревателями — кожухами, в которых циркулирует горячая вода, поступающая из верхних труб отопления в нижние. Благодаря этому в трубах и на присоединительных головках в зимнее время не образуется лед.
Рис. 49. Система водоснабжения некупированного вагона отечественной постройки до 1967 г.
Рис. 50. Система водоснабжения некупированного вагона постройки Калининского завода 1968 г.
Чтобы отогревать обледеневшие сливные трубы умывальных чаш, в средней части этих труб вварены воронки 11, в которые по мере необходимости наливается горячая вода.
В жестких некупированных вагонах, выпускаемых с 1967 г. Калининским вагоностроительным заводом, общая емкость системы водоснабжения составляет 1 000 л, что почти на 59% более, чем в вагонах того же типа прежней постройки. Система снабжения холодной водой состоит из соединенных двухдюймовой трубой большого 17 (рис. 50) и малого 10 баков с поддонами 11, наливных труб с соединительными головками 24, расположенными под вагоном с обеих сторон, и сети трубопроводов (изображены сплошными линиями) с различной арматурой.
Большой бак емкостью 850 л расположен над потолком туалета и коридора некотлового конца вагона. Он состоит из стального корпуса 3 (рис. 51), волнорезов 6, крышки 7. В корпус вварены две наливные трубы 2 и 4 и вестовая труба 1. По торцам имеются люки 5, предназначенные для чистки бака. Установка одного бака вместо двух сообщающихся объясняется тем, что практически они порознь почти не используются, а изготовление и эксплуатация двух баков обходятся значительно дороже.
Рис. 51. Большой бак для холодной воды
Рис. 52. Бак для горячей воды
Малый бак емкостью 80 л такой же, как и у вагонов прежней постройки, расположен над потолком туалета котлового конца вагона. Он состоит из стальных корпуса и крышки. Оборудован смотровым люком, воздушной трубой и водомерным стеклом. Внутренняя поверхность большого и малого баков оцинкована, наружная окрашена эмалью. Поддоны изготовлены из листовой оцинкованной стали и имеют слив под вагон.
На наливных трубах устанавливаются вентили 22 (см. рис. 50) для предотвращения выплескивания воды из бака во время движения. Концы наливных труб закрыты кожухами, предохраняющими их от загрязнения, и оборудованы электрообогревателями. Уровень воды в обоих баках определяется по водомерному стеклу 9, установленному на малом баке. Из баков холодная вода подается к кипятильнику 28, водяной коробке системы отопления, в туалетные к умывальникам и унитазам и в служебное отделение к мойке 25.
Система снабжения горячей водой состоит из водогрейной плиты 1, работающей на твердом топливе (дрова, уголь), расширительного бака (расширитель) 3, расположенных в котельном отделении, бака 14 для горячей воды, расположенного над потолком коридора котлового конца вагона, и системы трубопроводов горячей воды (изображены штриховыми линиями).
Бак для горячей воды емкостью 45 л состоит из стального корпуса 5 (рис. 52), покрытого теплоизоляцией 8, крышки 2, змеевика 1 и патрубков 3, 4, 6.
Для периодического контроля за температурой воды в бак вмонтирован дистанционный термометр 7. Покрытие у бака такое же, как у баков для холодной воды. Расширительный бак состоит из корпуса 1 (рис. 53), переливной трубы 2, благодаря которой уровень воды в баке не поднимается выше установленного, водопробной трубы 3 и патрубков для подсоединения различных трубопроводов.
Для управления системой водоснабжения служат вентили и краны. Назначение и места расположения основных из них приведены в табл. 4.
Позиции на рис. 50 | Наименование | Место расположения в вагоне |
2 и 31 | Вентили для отключения системы горячего водоснабжения от водогрейной плиты | В котельной |
4 | Водопробный кран расширителя | То же |
5 и 18 | Вентили холодной воды, подводимой к унитазам | В туалете, соответственно в котловом и некотловом концах |
6 | Вентиль для заполнения водяной коробки системы отопления | В котельной |
7 и 20 | Краны для слива воды из баков | Над потолком туалета, соответственно в котловом и некотловом концах |
8 | Краны водомерного стекла | Над потолком туалета котлового конца |
12 и 19 | Вентили холодной воды, подводимой к умывальникам и мойке | Соответственно в туалетной котлового конца и над потолком малого коридора некотлового конца |
13 | Вентиль для подключения бака горячей воды к трубопроводу холодной воды | Над потолком большого коридора в котловом конце |
15 | Кран для слива воды из бака горячей воды | Над потолком туалета в котловом конце |
16 | Вентиль для отключения большого бака от малого | Над потолком малого коридора в некотловом конце |
21 | Водопробные краны большого бака | Над потолком туалетной некотлового конца |
22 | Краны наливных труб | В малом коридоре некотлового конца |
23, 26 и 27 | Краны-смесители | Соответственно в туалетных некотлового и котлового концов над умывальными чашами и в служебном отделении над мойкой |
29 и 30 | Вентили для отключения змеевика бака горячей воды от котла системы отопления | В котельной |
32 | Вентиль для спуска воды из системы горячего водоснабжения | То же |
34 | Пробковый кран на трубе от ручного насоса к расширителю | » |
Перед заполнением системы через водоналивные трубы вентили 5 (см. рис. 50), 12, 16, 18, 19 и краны 8 и 22 открывают, а вентили 6, 13, краны 7, 20, 21 и краны-смесители 23, 26, 27 закрывают. Показателем завершения наполнения является появление воды из вестовой трубы, конец которой выведен под вагон с некотловой стороны. После наполнения системы водой краны 22 закрывают. Для налива воды в водяную коробку системы отопления необходимо открыть вентиль 6 и закрыть спускной вентиль под водяной коробкой.
Система горячего водоснабжения заполняется холодной водой после наполнения баков 10 и 17 через открытый вентиль 13; при этом краны-смесители 23, 26, 27 и вентиль 15 должны быть закрыты.
У системы два режима работы: зимний и летний. В зимнем режиме, когда работает котел системы отопления и горячая вода в змеевик бака горячей воды поступает непосредственно из этого котла, вентили 32, 31, 2 должны быть закрыты, а вентили 29 и 30 открыты. В летнем режиме, когда котел системы отопления не работает и горячая вода в змеевик поступает от водогрейной плиты, вентили 29 и 30 закрывают, а открывают вентили 2 и 31. Перед тем как затопить водогрейную плиту и все время пока она топится, проверяют уровень воды в расширителе, открывая водопробный кран 4, и в случае необходимости подкачивают воду ручным насосом 33.
Рис. 53. Расширительный бак