Содержание материала

Система водяного отопления купированных вагонов с установками кондиционирования воздуха, построенных заводами ГДР в 1969 г., приспособлена для работы на твердом топливе и электроэнергии. Котел типа ХСТКЗ, устанавливаемый в этих вагонах, очень похож на котлы, работающие только на твердом топливе. В отличие от них этот котел оборудован трубчатыми электронагревательными элементами высокого и низкого напряжения. Работает он на электрифицированных участках дороги на электроэнергии высокого напряжения — 3 000 в, а на неэлектрифицированных участках — на твердом топливе. Нагревательные элементы низкого напряжения (125 в) питаются от подвагонного генератора и работают в переходные периоды года, когда необходим незначительный обогрев вагона. Максимальная теплопроизводительность котла при работе на твердом топливе равна 30 000 ккал/ч, при работе нагревательных элементов высокого напряжения общей мощностью около 40 кет — 35 000 ккал/ч, элементов низкого напряжения мощностью 6 кВт — 5 600 ккал/ч. Емкость котла 280 л.
Электронагревательные трубчатые элементы 1 (рис. 66) расположены в нижней части котла. Каждый нагревательный элемент заземлен при помощи медного провода, соединяющего болт заземления элемента с соответствующим болтом заземления в кольце 2, на котором болтами крепятся все элементы. Фланцы элементов уплотнены прокладками.
На кольце 2 над топочным люком крепятся три изолятора 5, к которым подключаются провода, питающие нагреватели высокого напряжения, соединительная колодка 5 и болт заземления 4, к которому присоединяется заземляющий провод кабеля. Три нагревательных элемента низкого напряжения установлены справа от колодки 5. За ними расположены 24 нагревательных элемента высокого напряжения. 

Над местами соединения элементов в группы на котле приварено перекрытие 6, которое одновременно имеет соединительные штуцера (патрубки) 7, необходимые для крепления защитных труб проводов питания. На той же высоте вокруг котла имеется направляющая планка, в которой находится шайба из гетинакса 8 для защиты трубчатых нагревательных элементов. Таким образом нагревательные элементы и места присоединения проводов питания защищены от попадания капель, брызг воды и пыли.
Доступ к выводам электронагревательных элементов 9 и 10 (рис. 67) высокого и низкого напряжения возможен после открытия клапана- кожуха, расположенного над топочной дверкой, а также через открытую двустворчатую дверь со стороны малого коридора. Клапан- кожух должен быть открыт только после отключения соответствующего выключателя на распределительном щите. При открытии клапана- кожуха и двустворчатой двери срабатывает блокировка, отключающая контакты, которые при открывании двери или клапана отключают питание электронагревательных элементов.

Рис. 66. Котел отопления типа ХСТКЗ


Рис. 67. Система водяного отопления купированных вагонов с климатической установкой постройки заводов ГДР          

Для защиты от перегрева в разводящем трубопроводе непосредственно за патрубками котла установлен термостат, который при повышении температуры воды свыше 95° С отключает электроотопление через соответствующие коммутационные устройства. Нагреватели также отключаются благодаря датчику, установленному в котле, при снижении уровня воды в нем ниже допустимого.
Горячая вода из котла 39 через соединительную трубу поднимается в расширитель 25 и далее в разводящие трубы и калорифер. Возвратные обогревательные трубы выполнены двойными, причем нижняя труба ребристая. В туалетных обе трубы ребристые.
Когда система отопления работает в режиме естественной циркуляции, должны быть открыты дроссельные заслонки 6 и 11, регулировочные клапаны 44, 45, вентили 3, 14, 17, 18, 22, 24, 29, 32, 36, 43 и закрыты вентили 1, 4,7,12, 26, 27, 28, 31, 33,34,42 и краны 41 и 46. Имеющиеся в разводящих и возвратных трубах вентили всегда должны оставаться открытыми и закрываются только при устранении повреждений.
Регулировка циркуляции осуществляется автоматически или вручную при помощи аксиальных регулировочных клапанов 41 к 45. Клапан 45, который находится в трубе, обогревающей купе, открывается при температуре в помещении ниже 20° С и закрывается, как только температура поднимется выше +20° С. Клапан 44 в трубе для отопления коридора открывается при температуре ниже 18° С и закрывается при температуре выше 18° С.

Подаваемый в вагон воздух нагревается в калорифере 21 от электроспиралей 20 или за счет циркуляции в нем горячей воды, поступающей из расширителя. Но так как калорифер установлен ниже расширителя 25, горячая вода в него нагнетается насосом 23 типа УП-50, а через обратный трубопровод калорифера она возвращается в котел. При этом вентили 22 и 24 и дроссельная заслонка 11 должны быть открыты. Вентилями 22 и 24 отключают циркуляционный насос. Если насос не работает, то уровень воды в калорифере падает до уровня в расширителе и циркуляция прекращается. В верхней части калорифера подсоединен трубопровод, по которому удаляется воздух в расширитель.
Для улучшения циркуляции воды в разводящих и возвратных трубах включают второй циркуляционный насос 5. Перед этим закрывают дроссельные заслонки 6 и 11 и открывают вентили 4 и 7. В случае неисправности циркуляционного насоса 23 пользуются ручным насосом 30. При этом открывают вентили 27 и 52, а вентиль 29 закрывают.
Пополнение системы водой производится через шланг, присоединяемый к патрубку 34, имеющемуся в котельной. Наблюдение за уровнем воды в расширителе осуществляется по гидрометру 19 или по вестовой трубе расширителя, когда из нее начнет вытекать вода в воронку 35. В отличие от других систем в рассматриваемой системе отопления гидрометр 19 для измерения уровня воды установлен на калорифере 21, а дистанционный термометр 37 на трубопроводе от котла к расширителю. Второй дистанционный термометр 38 установлен на водонагревателе 16, имеющем нагревательный патрон 15.
Для спуска воды из системы необходимо открыть все закрытые краны и вентили в следующей последовательности: сначала  — 12, 33, 41 и 42, а потом  —  14,22, 24,26, 27,28, 32, пробки 2, 8, 13 и пробки насосов 5 и 30. Расположение и назначение арматуры в вагоне приведено в табл. 13.

Таблица 13


Позиции
па рис. 67

Наименование

Место расположения в вагоне

1, 42

Спускные вентили на возвратных трубах

Соответственно в малом коридоре некотлового конца и в туалете на трубе, идущей к котлу и к туалетной

2, 13

Спускные пробки грязевиков возвратных труб

Соответственно под кузовом напротив служебного отделения и под котельной

3, 36

Вентили на возвратных трубах

Соответственно в коридоре напротив служебного отделения и в котельной около водонагревателя

4, 7

Вентили циркуляционного насоса

Под угольным ящиком кипятильника

6, 11

Дроссельные заслонки возвратных труб

Соответственно в малом коридоре на трубе у циркуляционного насоса и в котельной у котла

Продолжение


Позиции на рис. 67

Наименование

Место расположения в вагоне

8

Спускная пробка котла

Снаружи кузова под котлом

12

Вентиль на соединительной трубе для спуска воды из возвратных труб

В коридоре против служебного отделения

14

Вентиль на змеевике водонагревателя

В котельной под водонагревателем

17

Вентиль перед змеевиком водонагревателя

В котельной над водонагревателем

22

Вентиль за циркуляционным насосом перед калорифером

В котельной около циркуляционного насоса

24

Вентиль перед циркуляционным насосом

То же

26

Водоспускной вентиль калорифера

В котельной около калорифера

27

Вентиль на трубопроводе между котлом и ручным насосом

В котельной над ручным насосом

28

Водопробный кран расширителя

В котельной

29

Вентиль для притока холодной воды из баков водоснабжения

В котельной около водонагревателя

31

Вентиль на трубопроводе для набора холодной воды через шланг

То же

32

Вентиль на трубопроводе между ручным насосом и возвратной трубой

В котельной перед ручным насосом

33

Вентиль для слива воды из водонагревателя

В котельной у водонагревателя

41, 46

Краны для выпуска воздуха из разводящих труб

Соответственно в туалетной котлового конца и в малом коридоре некотлового конца

43

Вентили на разводящих трубах к батареям в туалетных

В туалетных под потолком

44, 45

Аксиальные регулировочные клапаны

Соответственно над потолком коридора напротив третьего купе и в служебном отделении в нише