Рама вагона, предназначенная для установки на ней кузова, ударно-тяговых приборов, подвагонного оборудования и передачи вертикальных нагрузок от кузова на тележки, также воспринимает тяговые и ударные усилия от автосцепки. Основными узлами рамы являются хребтовая балка 1 (рис. 33), две шкворневые 2, три поперечные 3 и две концевые поперечные 4 балки. Все они выполнены из швеллера № 30.
Для вагонов, построенных до 1957 г., хребтовую балку изготовляли из двутавра, а с 1957 по 1962 г. — из швеллера одного сечения по всей длине рамы. В 1963 г. хребтовую балку стали делать составной: по концам из швеллера № 30в-1 сечением 300 X 87 X 9,5 мм (ГОСТ 5267—63), а в средней части из швеллера № 30 сечением 300 X 100 X Х6,5 мм (ГОСТ 8240—56).
К концам хребтовой балки прикреплены передние упорные угольники 5, отлитые вместе с розеткой автосцепки, и задние упорные угольники 6, отлитые вместе с балкой. Между передними и задними угольниками к вертикальным стенкам хребтовой балки прикреплены стальные планки, предназначенные для защиты стенок от протирания поглощающими аппаратами.
Рис. 33. Рама вагона с хребтовой балкой
Перемещению тягового хомута и поглощающего аппарата автосцепки вверх препятствует ограничительная планка. В местах примыкания шкворневых балок к хребтовой между ее швеллерами приварены надпятниковые крестовины 7, изготовленные из листовой стали. На участках от задних упорных угольников до шкворневой балки хребтовая балка усилена накладкой, приваренной к нижней горизонтальной полке.
Рама вагона с кузовом облегченной конструкции (рис. 34) имеет хребтовую балку 1 из швеллера № 30а. Верхний лист шкворневой балки 2 расположен непосредственно на горизонтальных полках швеллеров хребтовой балки 3, тогда как у рамы необлегченной конструкции он расположен выше хребтовой балки на 65 мм. Поперечные балки отштампованы из листовой стали толщиной 8 мм.
Рама вагона без хребтовой балки состоит из двух концевых балок 1 (рис. 35), выполненных из швеллеров № 30; двух торцовых балок 2, расположенных под перегородкой, отделяющей тамбур от остальной части вагона; двух шкворневых балок 4 коробчатого сечения; двух коротких участков хребтовой балки 5 из швеллера № 24 и четырех раскосов 3 и 6 таврового профиля. Для придания раме необходимой жесткости к торцовой и концевой балкам поставлены раскосы. Средняя часть рамы имеет только поперечные балки коробчатого сечения.
Шкворневая балка (рис. 36), непосредственно воспринимающая нагрузку от кузова и передающая ее на тележку, состоит из четырех вертикальных и двух горизонтальных листов толщиной соответственно 8 и 10 мм. Эти листы сварены между собой так, что они образуют коробчатое сечение. Балка опирается на пятник 1 и два скользуна 2, состоящих из стальных плит, приваренных к листу, и сменных накладок, которые крепятся к плите болтами впотай.
Рис. 34. Рама вагона с кузовом облегченной конструкции
Рис. 36. Шкворневая балка
Рис. 35. Рама вагона без хребтовой балки