Содержание материала

Вагоны международного сообщения габарита 03-Т (РИЦ), курсирующие по дорогам СССР и соседних западно-европейских стран, могут иметь тележки для колеи 1 524 и 1 435 мм. Постановка под кузов вагона тележек для определенной колеи, производящаяся на пограничных станциях, обеспечивает беспересадочное движение.
Тележка вагонов габарита 03-Т (РИЦ) для колеи 1 524 мм (рис. 114) изготовлена на основе тележки КВЗ-ЦНИИ и основные технические данные у нее такие же, за исключением следующих:
Гибкость рессорного подвешивания, мм/Т ... 5,85
Статический прогиб, мм: общий . 162
центрального подвешивания ... 111
надбуксового  51
Высота от головки рельса до подпятника, мм                                    840
Вес тележки, кг:
котлового конца (с редуктором) ... 7,700
некотлового конца .. 7 300

Рис. 114. Тележка вагона габарита 03-Т (РИЦ)

Тележка предназначена для вагонов весом брутто от 60 до 72 т и построена с опорой па скользуны 8. Тележка имеет поводок 2 с кронштейнами 1 и 3. Она, как и тележка КВЗ-ЦНИИ типа II, имеет четыре гидравлических гасителя колебаний 7, для крепления которых имеются кронштейны: 4 — на продольной и 5 — на надрессорной балках.
В центральном подвешивании тележки вагона габарита 03-Т по сравнению с тележками КВЗ-5 и КВЗ-ЦНИИ изменена конструкция крепления подвесок 6 люльки. Узел верхнего крепления не выступает над верхней плоскостью продольных балок.
После подкатки тележки под вагон зазор между опорными плоскостями подпятника и пятника должен быть в пределах 16±1 мм. Регулировка этого зазора осуществляется путем постановки прокладок под коробки скользунов. Тележка котлового конца вагона имеет редуктор 9.
Вследствие иной, чем у тележек КВЗ-5 и КВЗ-ЦНИИ, конструкции шкворневой балки кузова средние поперечные балки рамы тележки опущены относительно продольных на 20 мм. Продольная балка в местах крепления подвески с обеих сторон усилена внутренними накладками и ребрами. Для создания большей опорной поверхности и улучшения условий работы валики подвески поставлены на втулках.
Как и у тележек КВЗ-5 и КВЗ-ЦНИИ, центральное подвешивание состоит из двух самостоятельных люлек, в каждой из которых имеется два комплекта трехрядных пружин с тягами и поддоном. Люльки связаны между собой надрессорной балкой. В тележках более ранней постройки устанавливались гасители колебаний с ходом поршня 165 мм, а в тележках современной постройки — универсальные с ходом поршня 190 мм. 

Таблица 26


Рис. 115. Надрессорная балка тележки вагона габарита 03-Т

Предохранительное устройство, как и в тележке КВЗ-5, состоит из двух скоб для надрессорной балки и двух скоб для поддона. Между предохранительной скобой и нижним листом надрессорной балки должен быть зазор 65 мм, а между скобой и крюком поддона 50+10 мм. В связи с тем что тележки вагонов габарита 03-Т подкатываются под вагоны весом брутто до 72 т, характеристики пружин их центрального и надбуксового подвешивания (табл. 26) и пружин тележек типа КВЗ-5 и тележек КВЗ-ЦНИИ типа I отличаются.
Так же как и в тележках КВЗ-5 и КВЗ-ЦНИИ (при подборе по наружной пружине), разность высот пружин в комплекте допускается не более 4 мм. Литой поддон центрального подвешивания тележки имеет глубину посадочного гнезда 100 мм. Крюки для предохранительных скоб вынесены наружу. Подвески люльки по конструкции в основном такие же, как и у тележек КВЗ-5, но тяги короче  —  309 мм вместо 585 мм. Длина серьги по осям валиков, соединяющих ее с тягой и поддоном, остается такой же, т. е. 156 мм. Вследствие уменьшения длины тяги общая длина подвески тележек вагонов габарита 03-Т на 276 мм короче, чем у тележек КВЗ-5.
В отличие от тележек КВЗ-5 и КВЗ-ЦНИИ в тележках вагонов габарита 03-Т нельзя регулировать высоту автосцепки подвесками, так как по условиям габарита не представляется возможным изменять высоту поддонов над уровнем рельса вследствие того, что положение валика по высоте остается неизменным. Регулировка высоты автосцепки производится кольцами, уложенными сверху пружин. Допускается постановка не более двух колец общей толщиной 20 мм.
Надрессорная балка тележек вагонов габарита 03-Т (рис. 115) имеет для опоры кузова горизонтальные скользуны 4, а не подпятник 6.
В связи с этим место скользунов значительно усилено с расчетом восприятия нагрузки до 25 кГ/см2. Место опоры балки на пружины усилено приваренными ребрами 3. Так же усилены кронштейны 1, предназначенные для крепления гидравлических гасителей колебаний. Для крепления поводков служат кронштейны 2. Конструкция поводков, назначение и способ прикрепления к балкам такие же, как в тележках КВЗ-5 и КВЗ-ЦНИИ. Вертикальные торцовые скользуны являются сборными с резиновыми амортизаторами, а вертикальные боковые 5 сделаны жесткими.
Конструкция тележки для вагонов габарита 03-Т колеи 1 435 мм в основном такая же, как и для колеи 1 524 мм. Однако в ней изменено тормозное оборудование и применено противогазное устройство. Так как на буксе расположен датчик противогазного устройства, кронштейн поводка сдвинут к центру на 310 мм и на эту же величину уменьшена длина самого поводка. Высота от головки рельса до опорной плоскости подпятника в 815 мм у этой тележки достигнута за счет уменьшения толщины резинового амортизатора надбуксового подвешивания до 21 мм вместо 37 мм и металлического диска, уменьшена также высота сухарей фрикционного гасителя колебаний со 100 до 80 мм. На шпинтонах поставлены втулки из текстолита. Все остальные параметры, включая и вес, те же, что и в тележках колеи 1 524 мм.