Устройства для контроля температуры нагрева букс с роликовыми подшипниками позволяют своевременно обнаружить греющийся осевой подшипник и предупредить разрушение буксового узла. Все строящиеся цельнометаллические пассажирские вагоны оборудуются данными устройствами. Эксплуатируемые вагоны, не имеющие таких устройств, оборудуются ими при заводском ремонте.
Система контроля нагрева букс состоит из двух частей: командной и исполнительной. К командной относятся термодатчики, устанавливаемые в буксах, и аппаратура, расположенная на распределительном щите в служебном отделении вагона; к исполнительной — звонковая и световая сигнализация, смонтированные также на распределительном щите. Электрическая схема контроля температуры нагрева букс с роликовыми подшипниками самоконтролируемая. Схема постоянно находится под током.
Рис. 117. Термодатчики:
а — конструкции ПКБ ЦНИИ МПС; б — конструкции заводов ГДР
Термодатчики установлены в отверстиях на корпусе букс. Изолированные контакты термодатчиков замкнуты между собой легкоплавким металлом. При нагреве корпуса буксы в месте установки термодатчика до заданной температуры легкоплавкий металл расплавляется, контакты термодатчика размыкаются и в результате срабатывает сигнализация.
Термодатчик конструкции ПКБ ЦНИИ МПС (рис. 117, а) состоит из латунного корпуса 1 с резьбой М16X1,5 в нижней части, эбонитовой втулки 2, латунной крышки 3, легкоплавкого сплава 4, двухжильного провода 5 в шланговой оболочке. Концы провода, находящиеся в датчике, облужены легкоплавким сплавом и служат контактами, которые могут замыкаться между собой. Для надежного крепления сплава в канавке эбонитовой втулки 2 сделаны два углубления под углом 45°. При сборке сигнализатора сплав в датчики заливается до заполнения канавки. Химический состав сплава приведен в табл. 27. Температура плавления сплава в вагонах постройки заводов СССР, ПНР и ВНР равна 88± 5° С и заводов ГДР 65± 3° С.
Таблица 27
Элементы, входящие в сплав | Содержание элементов, %, для вагонов постройки | Элементы, входящие в сплав | Содержание элементов, %, для вагонов постройки | ||
СССР, ПНР, ВНР | ГДР | СССР, ПНР, ВНР | ГДР | ||
Висмут | 52,0 | 50,1 | Олово | 15,3 | 14,2 |
Свинец | 31,7 | 24,9 | Кадмий | 1,0 | 10,8 |
После заливки термодатчика легкоплавким сплавом 4 втулку 2 вставляют в корпус 1 и устанавливают крышку 3. Для герметизации и прочности крепления провода его завальцовывают на выходе из корпуса. У термодатчиков производства заводов ГДР между втулкой и крышкой устанавливается уплотняющая шайба 6 (рис. 117, б); на шланговый провод и корпус термодатчика надевается резиновая втулка 7.