Содержание материала

В этих вагонах в отличие от вагонов такого же типа прежних выпусков в электрической схеме предусмотрена защита от перенапряжений, от разрядки аккумуляторной батареи ниже допустимого напряжения, от токов короткого замыкания и перегрузок электроустановок и электропроводки в плюсовой и минусовой цепях; здесь применены также новые типы стабилизаторов напряжения и ограничителей тока.

Электрическая схема.

Основным источником электроэнергии на вагоне является электромашинный преобразователь, объединяющий в одном корпусе генератор постоянного тока и трехфазный электродвигатель. Во время движения поезда генератор приводится во вращение от средней части оси колесной пары при помощи редуктора и карданного вала. На длительных стоянках привод генератора осуществляется от электродвигателя, двигатель при этом питается электроэнергией от внешнего источника, который подключается к пусковой аппаратуре, установленной в подвагонном аппаратном ящике 1и1 (рис. 137).  


Рис. 137. Блок-схема энергоснабжения купированного вагона с кондиционированием воздуха
Во время непродолжительных стоянок поезда в пути следования потребители электроэнергии питаются от аккумуляторной батареи 1n1.
Потребителями электроэнергии являются: электродвигатели 4т1— компрессора; 4m2 — конденсатора; 4т3 — вентилятора, 3т2 — циркуляционного насоса системы отопления; 5т2 — охладителя питьевой воды; 1т2, 1т3 — вентиляторов подвагонных аккумуляторных ящиков; 2т1 — электромашинного преобразователя люминесцентного освещения ; 3т1 — насоса калорифера; нагревательные элементы 3и1 калорифера; 3и2—3и9 — электроотопления купе и коридоров; 5и2, 5и3 — обогревателей водоналивных труб; 5и1 — обогревателей сливных труб; 5и5 — кипятильника; лампы накаливания 2 сети освещения.
Электроэнергия, вырабатываемая генератором, поступает к распределительному шкафу (типа 8263.001), где установлена пусковая, распределительная, защитная и измерительная аппаратура.
Потребители электроэнергии на вагоне, за исключением ламп люминесцентного освещения, по питающему напряжению можно разделить на три группы: первая — установка кондиционирования воздуха, электромашинный преобразователь для люминесцентного освещения, электрокипятильник, обогреватели наливных и сливных труб, электродвигатели охладителя питьевой воды, водяных насосов, вентиляторов аккумуляторной батареи — питается напряжением 98—138 в; вторая — цепи освещения лампами накаливания и вызывная сигнализация — питается напряжением не выше 110 в; третья — аварийное освещение, сигнализация контроля нагрева роликовых букс и сигнализация налива воды в баки — питается напряжением не выше 54 в.
Вагон освещается лампами накаливания и люминесцентными, которые объединены в следующие группы:

  1. — лампы накаливания для аварийного освещения (19 шт. по 25 Вт, напряжение 54 в), установлены в светильниках 2v1 (рис. 138 см. в конце книги служебного отделения, 2ν2 — пассажирских купе и полукупе (или радиокупе), 2v6— коридора, 2v7—туалетов, 2v8— тамбуров. Цепь освещения группы I защищена от перегрузок и токов короткого замыкания автоматическими выключателями 2е5 и 2е6;
  2. — шесть ламп накаливания по 25 Вт, напряжение 54 в, которые установлены по обоим концам вагона в светильниках 2v9 и 2ъ10 хвостовых сигнальных фонарей;
  3. —две лампы накаливания по 25 Вт, 110 в в светильниках 2v11 котельного помещения и 2v12 — на радиощите (в вагонах с радиокупе); розетки 2v3—в коридоре около служебного помещения; розетки 2b5 в туалетах и 2b6 — в распределительном шкафу;
  4. — 56 ламп накаливания (19 шт. по 25 Вт и 37 шт. по 15 Вт, напряжение 110 в), в светильниках 2v1 служебного отделения, 2ν2 — пассажирских купе и полукупе; 2v3, 2v4 — в малых коридорах; 2v5 — в коридоре, 2v14 — посадочных фонарей; 2v16 — для чтения в пассажирских купе и полукупе; розетки 2b7 — в служебном отделении;
  5. — две лампы по 25 Вт, 110 в, в светильниках 2v18 обоих тамбуров;
  6. — 14 люминесцентных ламп по 20 Вт, 220 в, которые установлены в светильниках 2v1 служебного отделения; 2ν2 — пассажирских купе и полукупе; 2v3 — малого коридора и 2v25 — коридора;
  7. — 16 люминесцентных ламп по 20 Вт, 220 в, в светильниках 2v1 служебного отделения; 2υ2 — пассажирских купе и полукупе; 2ν4 — малого коридора и 2v6— коридора.

Система освещения вагона работает в нормальном или аварийном режиме в зависимости от того, в каком положении переключатель 2а1. Положение 0 соответствует нормальному режиму, а положение 1 — аварийному. Когда переключатель 2а1 в положении 0, напряжение подается на главный переключатель 2а2 освещения, который имеет положения: 0—освещение лампами накаливания выключено; Т—включены группы II и III (дневной режим); 1/2 — включены группы I, II, III, IV; 1/1 — включены группы I, II, III, IV, V. На всех положениях, кроме 0, включается стабилизатор сети освещения, сигнализация контроля нагрева роликовых букс налива воды в баки и вызывная сигнализация.
Когда переключатель2al установлен в положение/, часть потребителей (I и II группы освещения, сигнализации контроля нагрева роликовых букс, налива воды в баки и промежуточное реле 5d1) отключается от энергосистемы данного вагона и получает питание от соседнего вагона через подвагонную электромагистраль (плюсовой провод); минусовым проводом служит корпус вагона. В этом положении переключателя 2al напряжение подается через автоматический выключатель 2е5 на переключатель 2а2 и промежуточное реле 5d1, а через автоматический выключатель 2е7 — на выключатели 2а8 и 2а9 ламп накаливания хвостовых сигнальных фонарей; через автоматический выключатель 5е11 — на выключатель 5b9, сигнализации налива воды в баки и через автоматический выключатель 5е13 — в цепи сигнализации контроля нагрева роликовых букс.
При постановке переключателя 2а2 в одно из рабочих положений питание получают лампы накаливания в светильниках 2v1, 2v2, 2v6, 2v8.
Люминесцентные лампы групп VI и VII включаются нажатием на кнопочный выключатель 2b2. При этом образуется цепь: генератор 1т1 или аккумуляторная батарея lnl, предохранитель 1е9, автоматический выключатель 2е1, размыкающий контакт 2е15 теплового реле, размыкающий контакт кнопочного выключателя 2b1, замыкающий контакт кнопочного выключателя 2b2, размыкающий контакт 2с2, обмотка 2с2 пускового контактора двигателя электромашинного преобразователя, автоматический выключатель 2е2, предохранитель 1е10, предохранитель 1е2 или 1е6, минус источника энергии. Контактор срабатывает и своими замыкающими контактами включает электродвигатель 2m1.  Одновременно обмотка возбуждения и обмотка якоря электродвигателя получают питание, при этом, если генератор работает, замыкающий контакт реле 1d1 закорачивает резистор 2r1, если же энергосистема вагона питается от аккумуляторной батареи, последовательно обмотке возбуждения включается резистор 2r1, а последовательно обмотке якоря электродвигателя — резистор 1и4r3.
По достижении на клеммах генератора электромашинного преобразователя напряжения 220 В загорается неоновая сигнальная лампа 2h1 и срабатывает промежуточное реле 2d1, замыкающий контакт которого включает контактор 2с3. Тот в свою очередь включает группу VI люминесцентного освещения и отключает лампы накаливания I и IV групп в светильниках 2vl —2ν6. Включение VII группы люминесцентного освещения производится выключателем 2а3. Цепи люминесцентного освещения защищены от перегрузок и токов короткого замыкания автоматическими выключателями 2е3 и 2е4.
Кроме названных выключателей, в каждом купе вагона и в служебном отделении имеются переключатели 2а4, 2а5 и выключатели 2а6 и 2а7, при помощи которых можно включить люминесцентное освещение (при работающем электромашинном преобразователе) или лампы накаливания при рабочих положениях переключателя 2а2.
Режим работы установки кондиционирования воздуха устанавливается при помощи переключателя 3b2 климатической установки, который имеет следующие положения: 0 — установка кондиционирования выключена, 1 — водяное отопление, 2 — электрическое отопление, 3 — охлаждение.
В положении 1 переключателя 3b2 ток от плюса аккумуляторной батареи 1n1 через предохранитель 1е7, автоматический выключатель 3е15, контакты переключателя 3b2, размыкающий контакт 4е13 теплового реле, размыкающий контакт 4с1 поступает в обмотку контактора 4с1 и далее через автоматический выключатель 4е8, предохранители 4е4, 1е6 на минус аккумуляторной батареи. Контактор срабатывает и своим замыкающим контактом включает электродвигатель 4m3 вентилятора на вращение с малой скоростью. Питание к электродвигателю подается через предохранитель 4е3, автоматический выключатель 4е7 и замыкающие контакты 4с 1 контактора. Со стороны минуса электродвигатель защищается автоматическим выключателем 4е8 и предохранителем 4е4. При этом же положении переключателя 3b2 можно включить электродвигатель 3т1 насоса калорифера. Контактор 3с2 электродвигателя 3т1 включается при температуре в вентиляционном воздуховоде вагона ниже 18° С, т. е. когда выключен ртутноконтактный термометр 3u10f3 и обесточена обмотка промежуточного реле 3d1.
Электродвигатель 3т2 циркуляционного насоса системы отопления включается контактором 3d, который может быть включен выключателем 3b независимо от положения переключателя 3b2. Электродвигатель 3т2 защищен от перегрузок тепловым реле Зе18.
Автоматические выключатели 3е6 и 3е5 защищают от токов короткого замыкания электродвигатели 3т1 и 3т2.
При работающем генераторе, т. е. включенном реле 1d1, в положении 2 переключателя 3b2 можно включить контактор 3c3 электропечей 3и2 — 3u9 отопления служебного отделения, полукупе, купе и туалетов.    Каждое температурное реле состоит из трех ртутноконтактных термометров f1, f2, f3, отрегулированных на температуры соответственно 20, 22 и 24° С. В туалетах температура поддерживается автоматически в пределах 20° С ртутноконтактным термометром 3u21f1, который при температуре ниже 20° С выключает промежуточное реле 3dl2, а оно своим размыкающим контактом отключает электропечи 3и8 и 3и9. От перегрузок и токов короткого замыкания электропечи защищены предохранителями 3е3 и 3е4, кроме того, каждая группа печей защищена двумя автоматическими выключателями. Так, печи 3и2, 3и3, 3и4 отопления служебного отделения, полукупе и I купе защищены автоматическими выключателями Зе7 и Зе8·, печи Зи5 II, III, IV купе — автоматическими выключателями 3е9 и 3е10, печи 3и6 V, VI и VIII купе—автоматическими выключателями 3е11 и 3е12, печи 3и7 VIII, IX купе и печи 3и8 и 3и9 отопления туалетов — автоматическими выключателями 3е13 и 3е14.
В положении 2 переключателя 3b2 дополнительно к потребителям, которые можно включить в положении 1 переключателя, подается питание через размыкающий контакт 3dl на обмотку контактора 3с4 нагревательных элементов 3и1 калорифера, который включается только при работающем электродвигателе 4т3 вентилятора, поскольку в цепи обмотки контактора находится замыкающий контакт 4с1 контактора электродвигателя вентилятора. После включения контактора Зс4 его замыкающий контакт Зс4 включает нагревательные элементы калорифера. Цепь питания этих элементов защищена от перегрузок предохранителями 3е1, 3е2 и температурным реле 3u1e1, которое, срабатывая при температуре воздуха в калорифере выше 70° С, отключает нагревательные элементы его.
В положении 3 переключателя получает питание цепь управления холодильной установки; при этом режим охлаждения зависит от положения переключателя 4Ь2 холодильной установки, который имеет положения: 1, 2, 3 — ручное управление соответственно для режима 11/3, 2/3', 3/3', 4, 5,6,7 — автоматическое управление холодильной установкой (поддержание в вагоне температуры соответственно 20—22°, 21—23°, 22—24°, 23—25° С).
Указанные температуры поддерживаются в вагоне при помощи ртутноконтактных термометров 4ulfl (20°), 4ulf2 (21°), 4ulf3 (22°), 4u2f1 (23°), 4u2f2 (24°), 4u2f3 (25°), 3u10f1 (12°), 3u10f2 (14°).
При установке переключателя 3b2 в положение 3, переключателя 4b2 в положение 4 и температуре воздуха в вагоне выше 22° С, а в воздуховоде выше 14° С получают питание реле времени 4u4d1, 4u4d2, 4u4d3 соответственно через размыкающие контакты 4dl промежуточного реле и контакты 4и4с1, 4и4с2 контакторов. Эти реле времени своими замыкающими контактами включают промежуточное реле 4d8, которое одним из своих замыкающих контактов шунтирует контакты реле времени, а другим подает питание в обмотку промежуточного реле 4d1. Поcкольку размыкающие контакты тепловых реле 4е11 и
4е12 и реле 4е14 максимального давления замкнуты, реле 4d1 срабатывает и своим замыкающим контактом включает соленоидный вентиль 4s1, а размыкающим контактом обесточивает обмотку реле времени 4u4d1. Оно отключается с некоторой задержкой и своим размыкающим контактом включает контактор 4и4с1, который замыкающими контактами включает на малую скорость вращения электродвигатели 4m1 и 4m2 компрессора и вентилятора конденсатора. Размыкающие контакты контактора 4и4с1 отключают нагревательные элементы 4и5 подогревателя компрессора, а также реле времени 4u4d2. Реле времени, отключаясь с некоторой задержкой, размыкающим контактом включает контактор 4и4с2, который своим размыкающим контактом снимает питание с обмотки реле времени 4u4d3, а замыкающими контактами включает промежуточное реле 4d2 и закорачивает резистор 4и4r1 в цепи якоря электродвигателя 4т1. В результате скорость вращения электродвигателя увеличивается. Реле времени 4u4d3 отключается с некоторой задержкой и своим размыкающим контактом включает контактор 4и4сЗ, замыкающие контакты которого закорачивают резистор 4и4г2, включают сигнальную лампу 4h3 и контактор 4с2, подготавливают цепь для включения промежуточного реле 4d3.
Промежуточное реле своим замыкающим контактом включает контактор 4и4с4, который замыкающими контактами включает промежуточное реле 4d3, закорачивает резистор 4и4r4 в цепи якоря электродвигателя 4т2.
Контактор 4с2 своими замыкающими контактами закорачивает резистор 1и4г5 в цепи якоря электродвигателя 4 m3 и включает цепь питания обмотки 4с2, а размыкающими контактами включает последовательно обмотке возбуждения электродвигателя 4m3 резистор 1и4r6.
Реле 4d2 размыкающим контактом отключает соленоидный вентиль 4s3. Реле 4d3 размыкающим контактом отключает соленоидный вентиль 4s4, а замыкающими контактами включает соленоидный вентиль 4s2, контактор 4и4с5, который замыкающим контактом закорачивает резистор 4и4r5 в цепи якоря электродвигателя 4т2, а размыкающими контактами включает резистор 4и4r3 в цепи обмотки возбуждения электродвигателя 4т1 и резистор 4и4r6 в цепи обмотки возбуждения электродвигателя 4т2. В результате холодильная установка включена полностью.
При охлаждении воздуха в вагоне до 22° С отключается реле 4d3 и своими замыкающими контактами отключает контактор 4и4с5 и соленоидный вентиль 4s2, а размыкающим контактом включает соленоидный вентиль 4s4. Электродвигатель вентилятора конденсатора при этом работает на пониженной скорости, а у компрессора отключается один цилиндр.
Когда температура в вагоне понизится до 21° С, отключается реле 4d2 и своим замыкающим контактом отключает контактор 4и4с4, а размыкающим включает соленоидный вентиль 4s3. После отключения контактора 4и4с4 скорость вращения электродвигателей 4т1 и 4т2 снижается, а у компрессора отключается еще один цилиндр.  Как только температура в вагоне упадет до 20° С, отключаются электродвигатели компрессора и вентилятора конденсатора; работает только электродвигатель 4т3 вентилятора.
Если температура в вентиляционном воздуховоде станет ниже 14° C, размыкается ртутноконтактный термометр 3u10f2, который отключает реле 4d3', при этом компрессор и вентилятор конденсатора переключаются на пониженную скорость вращения.
Как только температура в воздуховоде упадет ниже 12° C, размыкается ртутноконтактный термометр 3u10f1, холодильная установка выключается; работает только электродвигатель 4т3 вентилятора.
Работа холодильной установки при положениях 5, 6 и 7 переключателя 4Ъ2 аналогична работе при положении 4, с той лишь разницей, что температура в вагоне поддерживается на более высоком уровне.
При ручном управлении работой холодильной установки необходимо переключатель 4b1 поставить в рабочее положение, т. е. подать напряжение на контакты переключателя 4b2. Промежуточные реле 4dl, 4d2, 4d3 включаются переключателем 4Ь2. Ртутноконтактные термометры 4u1f1, 4u1f2, 4u1f3, 4u2f1, 4u2f2, 4u2f3 отключены.
Холодильная установка при ручном управлении выключается выключателем 4b1 или ртутноконтактным термометром 3u10f1 по достижении температуры в воздуховоде ниже 12° С.
Для проверки исправности холодильной установки при температуре в воздуховоде ниже 14° G необходимо включить кнопочный выключатель 4b3, при этом включается реле 4d3 и производится пуск электродвигателей компрессора и вентилятора конденсатора.
Цепи электродвигателя 4m1 компрессора защищены от токов короткого замыкания и перегрузок плавкими предохранителями 4е1 и 4е2, тепловым реле 4e11, цепи электродвигателя 4т2 защищаются автоматическими выключателями 4е5, 4е6 и тепловым реле 4е12. Кроме того, имеется реле 4е14 максимального давления, которое отключает промежуточное реле 4d1, а следовательно, и холодильную установку, когда избыточное давление фреона в компрессоре поднимется выше 16 ат.
Цепи электродвигателя 4т3 защищены автоматическими выключателями 4е7, 4е8 и тепловым реле 4е13. Цепи нагревательных элементов 4и5 картера компрессора и обогревателей 5и1 сливных труб защищены автоматическими выключателями 4е9 и 4е10.
Включение охладителя питьевой воды производится выключателем 5b4, который подает питание на контактор 5с3 через размыкающий контакт 5е17 теплового реле, размыкающий контакт термостата 5f1 и размыкающий контакт 5с3. Контактор 5с3 срабатывает и его замыкающие контакты включают электродвигатель 5 m2 охладителя питьевой воды. Защиту этой цепи обеспечивают автоматические выключатели 5е5 и 5е6. При охлаждении воды в бачке охладителя ниже 12° C термостат 5f1 срабатывает и обесточивает обмотку контактора 5с3, который выключает электродвигатель 5т2.
Включение электрокипятильника 5и5 производится выключателем 5b5, который через замыкающие контакты 4u3d1 реле пониженного напряжения подает питание на обмотку  контактора 5с4. Поэтому при напряжении на аккумуляторной батарее ниже 98 в (уровень напряжения, контролируемый реле пониженного напряжения) электрокипятильник не включается. Как только контактор 5с4 срабатывает, нагревательные элементы 5и5 получают питание по цепи от автоматического выключателя 5е7 через замыкающие контакты 5с4 и далее через автоматический выключатель 5е8 на минус источника. Параллельно нагревательным элементам включена сигнальная лампа 5h3.
Включение обогревателей 5и1 сливных труб производится выключателем 5а1, который одновременно включает сигнальную лампу 5hl.
Обогреватели водоналивных труб 5и2, 5и3 включаются контактором 5и4с1, обмотка которого возбуждается после нажатия на кнопку 5b2. Кроме того, один из замыкающих контактов контактора блокирует кнопку 5b2 через размыкающий контакт кнопочного выключателя 5b и размыкающий контакт 5и4е1. Параллельно обмотке 5и4с1 включены сигнальная лампа 5h2 и термисторы 5и2r1, 5и2r2, которые установлены на водоналивной трубе около нагревательных элементов. Поэтому с нагреванием трубы нагреваются термисторы. Так, по достижении температуры 140° С сопротивление термисторов уменьшается настолько, что обмотка контактора 5и4с1 закорачивается. Контактор при этом отключает обогреватели наливных труб и сигнальную лампу 5h2. Обогреватели 5и2, 5и3 можно также выключить кнопочным выключателем 5b.
Включение сигнализации наполнения водяных баков производится выключателем 5b9. Когда вода заполняет наливные трубы, замыкаются расположенные в них контакты 5f2, 5f3 или 5f4, 5f5, которые включают реле 5u6d1, отключающее размыкающими контактами промежуточное реле 5d1. Последнее замыкающими контактами 5dl обрывает цепь сигнализации замыкания на корпус (сигнальные лампы 5h4 и 5h5). При заполнении баков до номинального уровня замыкаются контакты 5f6, 5f2 или 5f6, 5f5, включают реле 5u6d2, которое замыкающим контактом включает сигнальную лампу 5u7h1. Эти цепи защищены от токов короткого замыкания и перегрузок автоматическими выключателями 5е11 и 5е12.

Источники питания.

Электромашинный преобразователь типа DUGG28B, установленный на вагоне, объединяет в одном корпусе генератор постоянного тока типа GGG48/20/4 и трехфазный электродвигатель типа ДМК38/22/ 4 с короткозамкнутым ротором. Если привод генератора осуществляется от оси колесной пары, то включение его происходит при 600 об/мин.
В корпусе преобразователя находится переключатель полярности, обеспечивающий на клеммах генератора постоянную полярность независимо от направления вращения якоря. Вентиляция агрегата принудительная. Основные данные агрегата приведены в табл. 33.

Таблица 33


Технические данные

Генератор

Двигатель

Мощность, кВт, в случае привода: от оси колесной пары

28

 

» двигателя            

23,5

28

Напряжение, в      

138

220/380

Частота переменного тока,

50

Номинальный ток, а         

203

97/56

Ток возбуждения, а          

4,0—0,3

Пусковой ток, а      

485/380

Скорость вращения, об/мин, в случае привода:

 

 

от оси колесной пары      

700—3 000

» электродвигателя         

1 440

Габаритные размеры агрегата, мм  

1 849x773

Вес, кг          

1 200

Аккумуляторная батарея.

Кислотная аккумуляторная батарея типа 13Гт4в, установленная на вагоне, специально разработана для железнодорожного транспорта. Диапазон температуры,
при котором она может работать, составляет —50—+50° С. Батарея состоит из 56 элементов, расположенных в двадцати восьми деревянных ящиках.
Технические данные батареи следующие:
Напряжение, в: номинальное...   112
минимальное ... 95,2
Емкость при 5-ч разрядном токе, а-ч 390
Разрядный 5-ч ток, а 78
Максимальный разрядный ток, а ... 250
Номинальный зарядный ток, а 62
Максимальный зарядный ток, а . 150
Коэффициент зарядки . 1,15
Превышение уровня электролита в элементе над верхней кромкой пластин, мм. максимальное      55
минимальное ..30
Плотность электролита при температуре 30° С, г/см3 .1,26±0,01
Вес двух элементов с              электролитом, кг .. 77

Стабилизатор напряжения генератора.

Установленный на вагоне стабилизатор напряжения типа ERU 80.001 состоит из ограничителя тока генератора, регулятора напряжения генератора; вместо реле обратного тока установлены два мощных диода 1и2п1, 1и2п2 (рис. 139) и триггер, состоящий из транзистора 1и2и1, диода 1и2п3, стабилитрона 1и2п4, реле 1d1, резисторов 1и2r5 и 1и2r6.
Ограничитель тока генератора состоит из угольного резистора переменного сопротивления 1и2r1, катушки 1u2sl, магнитной и рычажной систем. Катушка имеет три обмотки: последовательную (токовую), включенную последовательно генератору 1m1, параллельную, включенную последовательно угольному столбу, и обмотку, ограничивающую ток возбуждения генератора в момент пуска его от электродвигателя.


Рис. 139. Схема работы генератора со стабилизатором напряжения, реле максимального напряжения и батареи

Регулятор напряжения генератора состоит из трех угольных резисторов переменного сопротивления (два включены по мостовой схеме, а третий последовательно параллельной обмотке генератора в диагональ моста), катушки 1u2s2, магнитной и рычажной систем. Катушка имеет две обмотки: последовательную, включенную последовательно аккумуляторной батарее, и параллельную, включенную параллельно генератору.

Параллельная обмотка возбуждения ОВ генератора включена в диагональ моста, одну ветвь которого составляет угольный резистор переменного сопротивления 1и2гЗ и регулируемый резистор 1и4г2, а вторую — регулируемый резистор 1и4г1 и переменное сопротивление 1и2r3 (второй угольный столб) регулятора напряжения генератора. Диагональ питания моста подключена параллельно выходу генератора 1m1 и защищена предохранителями 1и2е1 и 1и2е2 (ток плавкой вставки каждого 6 а). Последовательно параллельной обмотке возбуждения ОВ генератора включены: переменные угольные резисторы 1и231, 1и2r3, дополнительная обмотка 1u2s1, резистор 1и3r1, который закорачивается размыкающими контактами 1u3d1 реле максимального напряжения 1и3, и резистор 1и1r2, который включается размыкающим контактом 1и1b2. Параллельно генератору подключены: обмотка Iu2s2 регулятора напряжения, ограничивающая обмотка lu2sl ограничителя тока генератора, сигнальная лампа 1h1 с добавочным резистором 1r15, обмотка 1u3d1 реле максимального напряжения и промежуточное реле 1d1.
Во время движения вагона по достижении им скорости около 36 км/ч, что соответствует скорости вращения 600 об/мин карданного вала, включается центробежная фрикционная муфта сцепления, вал электромашинного преобразователя начинает вращаться и на выходе генератора появляется некоторое напряжение, которое увеличивается в процессе возбуждения за счет действия магнитного поля параллельной обмотки ОВ генератора. Угольные резисторы 1и2r3 имеют минимальное сопротивление (находятся в сжатом состоянии), что способствует быстрому процессу возбуждения генератора. В это  время через параллельную обмотку 1u2s2 проходит ток, величина которого настолько мала, что не вызывает изменения усилия нажатия на угольные резисторы. С повышением напряжения на выходе генератора до 138 в возрастает магнитное усилие, развиваемое параллельной обмоткой 1u2s2, а следовательно, увеличиваются сопротивления резисторов 1и2r3 и уменьшается ток возбуждения, проходящий через параллельную обмотку ОВ.
Как только напряжение на выходе генератора превысит напряжение аккумуляторной батареи, она начнет заряжаться по цепи: плюс генератора, предохранитель 1e1, шунт 1f2 амперметра lg3, последовательная обмотка lu2sl ограничителя тока, диоды 1и2п1 и 1и2п2, обмотка 1u2s2 регулятора напряжения, шунт 1f1 амперметра 1g1, предохранитель 1е5, плюс аккумуляторной батареи 1п1. Кроме того, с диодов 1и2п1, 1и2п2 ток поступает к потребителям электроэнергии вагона, а через предохранитель 1е9 к стабилизатору напряжения сети освещения.
В цепь аккумуляторной батареи последовательно включена токовая обмотка 1u2s2 регулятора напряжения для ограничения зарядного тока батареи. При зарядном токе, превышающем 150 а, токовая обмотка создает дополнительный магнитный поток, направленный в сторону основного потока, создаваемого параллельной обмоткой 1u2s2, это в конечном результате приводит к большему расслаблению угольных столбов (резисторы 1и2r3), увеличению их сопротивления, а значит, к уменьшению тока возбуждения генератора.
Ограничение тока нагрузки генератора осуществляется токовой (последовательной) обмоткой 1u2sl ограничителя тока, включенной последовательно якорю генератора 1т1. Когда ток, проходящий по обмотке lu2sl ограничителя тока, превышает 205 а, магнитное усилие действует на переменные угольные резисторы 1и2r1, увеличивая величину их сопротивления.
Параллельная ограничивающая обмотка 1u2s1 ограничителя тока, включенная последовательно обмотке возбуждения ОВ генератора, служит для ограничения его мощности (22,4 кВт при скорости движения вагона до 50 км/ч). При величине тока обмотки около 4 а магнитное усилие, создаваемое обмоткой, вызывает увеличение сопротивления резистора 1и2r1, тем самым уменьшая напряжение в обмотке возбуждения ОВ.
При приводе от электродвигателя мощность генератора не должна превышать 23,5 кВт, поэтому ограничитель тока имеет параллельную обмотку 1u2s1, включенную на выходное напряжение генератора. Эта обмотка, как и последовательная, может воздействовать на резистор 1и2r1. Включается обмотка выключателем 1u1a1, расположенным в подвагонном ящике с пусковой аппаратурой.
При разгоне электродвигателя обмотка возбуждения ОВ генератора отключается нажатием на кнопочный выключатель 1и1b2, при этом последовательно обмотке ОВ включается дополнительный резистор 1и2r2, а резистор 1и2r4, находящийся в цепи параллельной обмотки 1u2s2 регулятора напряжения, закорачивается.  Таблица 34

Таким образом, в момент разгона обмотка находится под полным выходным напряжением генератора и, следовательно, резисторы 1и2r3 в свободном состоянии
Технические данные стабилизатора напряжения генератора приведены в табл. 34.

Стабилизатор напряжения сети освещения.

Стабилизатор ERU 80.501 смонтирован на блоке, состоящем из двух самостоятельных аппаратов — стабилизаторов напряжения 110 в и 54 в.
Стабилизатор напряжения 110 в состоит из параллельной обмотки 2u1s1 с магнитной и рычажной системами, угольных резисторов переменного сопротивления (три столба), включение которых может быть последовательным или параллельным; переключение осуществляется размыкающими контактами поляризованного реле 2u1c1. Последовательно обмотке 2ulsl включен резистор 1и1r2.
Стабилизатор напряжения 54 в состоит из параллельной обмотки 2u1s2 с магнитной и рычажной системами, угольного переменного резистора 2и1r3 сопротивления (один столб), дополнительных 2и1r4 и регулировочного 1и4r4 резисторов.
От стабилизатора напряжения 110 в получают питание стабилизатор напряжения 54 в, лампы накаливания в светильниках 2v1 — 2v5, 2v11—2v13, лампы 2v16 для чтения в купе, лампы 2v14 номерных фонарей, лампы 2v18 освещения тамбуров, розетки 2b3—2b7, вызывная сигнализация, сигнальная лампа 2h2 реле максимального напряжения.
От стабилизатора напряжения 54 в получают питание обмотка промежуточного реле 5d1, сигнализация налива воды в водяные баки (реле 5u6d1 и 5u6d2); сигнализация контроля нагрева роликовых букс (реле 5d4, 5d5), лампы I и II групп.
Основные данные стабилизатора напряжения сети освещения приведены в табл. 34.

Реле максимального напряжения.

Для защиты потребителей электроэнергии от повышенного напряжения на выходе генератора 1т1 электромашинного преобразователя в схеме предусмотрено реле 1u3d максимального напряжения типа ESY 11/350. В случае повышения напряжения на выходе генератора до 185+4 в реле максимального напряжения срабатывает и своими размыкающими контактами lu3dl включает последовательно обмотке ОВ резистор 1и3r1 (см. рис. 138), а замыкающим контактом 1u3d1 — сигнальную лампу.
Для возврата реле в исходное положение необходимо на его обмотку 1u3d1 (см. рис. 139) дать напряжение обратной полярности; значит, для восстановления реле генератор должен быть остановлен. Для этого нажимают на кнопочный выключатель 1и3b1, ток от плюса аккумуляторной батареи идет через предохранитель 1е5, шунт 1f1 амперметра, обмотку 1u2s2 регулятора напряжения, предохранитель 1е9, автоматический выключатель 1e11, резистор 1и3r4, выключатель 1и3b1, обмотку реле 1u3d1, предохранитель 1и2е1, обмотку 1u2s1 ограничителя тока, шунт 1f 2 амперметра lg3, предохранитель 1e1, последовательную обмотку генератора, переключатель полярности, обмотку дополнительных полюсов, якорь генератора, предохранители 1е2, 1е6 на минус аккумуляторной батареи. Реле 1u3d1 восстанавливается и своими размыкающими контактами отключает (закорачивает) резистор 1и3r1, а замыкающими контактами 1u3d1 (см. рис. 138) отключает сигнальную лампу 2h2.

Реле пониженного напряжения.

Для защиты аккумуляторной батареи от разрядки ниже допустимой нормы в энергосистеме вагона установлено реле 4и3 пониженного напряжения типа EAU11/13, имеющее напряжение срабатывания 98 в и отпускания 115 в. Габаритные размеры реле 106 х 138 X 219 мм·, вес 1,7 кг.
При срабатывании реле размыкаются замыкающие контакты 4u3d1 и обесточивают обмотки контакторов 3с3 электропечей, 3с4 электроотопления калорифера, промежуточных реле 4dl—4d3 холодильной установки вагона, контактора 5с4 электрокипятильника.

Рис. 140. Распределительный щит

Распределительный щит.

На двери распределительного шкафа установлен распределительный щит, на котором смонтированы:
вольтметр 1g2 (рис. 140), амперметры 1g1 аккумуляторной батареи и 1g3 электромашинного агрегата;
сигнальные лампы электроотопления калорифера (3h1), электромашинного преобразователя (1h1), вызывной установки (5h6, 5h8), электродвигателя вентилятора (4h2), электродвигателя компрессора (4h3), сигнализации замыкания на корпус (5h4, 5h5), электромашинного агрегата люминесцентного освещения (2h1), электрообогрева компрессора (4h4), обогревателей водоналивных труб (5h2), сигнализации контроля нагрева роликовых букс реле (5h11), реле пониженного напряжения (4hl), включения электрокипятильника (5h3), обогревателей сливных труб (5hl), реле максимального напряжения (2h2);
кнопочные выключатели электромашинного агрегата люминесцентного освещения (2b1, 2b2), обогревателей водоналивных труб (5b1, 5b2), сигнализации контроля нагрева роликовых букс (5b10, 5b11), для проверки холодильной установки (4b3), отключения электродвигателя электромашинного агрегата (1b1),
выключатели электрообогрева компрессора (4а1), электродвигателя насоса горячей воды (5b3), электродвигателя циркуляционного насоса системы отопления (3b1), номерного фонаря (2а14), освещения под вагоном (2а1б), электрокипятильника (5b5), обогревателей сливных труб (5а1), сигнализации наполнения водяных баков (5b9), охладителя питьевой воды (5b4);
переключатели люминесцентного освещения (2а3), установки кондиционирования воздуха (5b2), холодильной установки (4b2), главный (2а2) и аварийный (2а1), управления холодильной установкой при ручном режиме (4b1).