Содержание материала

Система водяного отопления пассажирских вагонов постройки заводов ГДР 1969—1970 гг. в основном аналогична описанным выше системам отопления. В этих вагонах расширитель 35 (рис. 65) установлен отдельно от котла 39, пластинчатый калорифер 6 установлен несколько ниже расширителя и соединен с нижней частью котла для обеспечения лучшей циркуляции воды в калорифере.
Особенностью этой системы является наличие специального патрубка 36 в расширителе, соединенного с трубопроводом 31, идущим от котла. В этот патрубок вварены верхние трубы отопления. Благодаря этому более теплая вода из верхней части котла поступает непосредственно в трубы и в результате обеспечивается лучший обогрев вагона. У вагонов этого типа более ранней постройки трубы отопления вварены в нижнюю часть расширителя. При таком соединении вода до поступления в трубы значительно охлаждалась в расширителе. Кроме того, в трубы попадали ржавчина и грязь, осевшие на дно расширителя, что ухудшало циркуляцию воды в системе. В расширитель теплая вода поступает через трубопровод 34. Для удаления воздуха, скапливающегося в калорифере, котле и в трубопроводе, от котла к расширителю предусмотрены вентиляционные трубопроводы 32, 33, 34.
В котельном отделении установлен водонагреватель 4 с дистанционным термометром 15. Когда котел не работает, то для получения горячей воды топят кухонную плиту 3. На котле закреплен ручной насос 27 и установлен дистанционный термометр 13 для контроля за температурой воды в котле и расширителе и гидрометр 30.

Рис. 65. Система водяного отопления купированных вагонов постройки заводов ГДР
Красная неподвижная стрелка или красная черта на циферблате гидрометра указывает наименьший допускаемый уровень воды в котле, черная (рабочая) стрелка показывает действительный уровень воды. Положение черной стрелки ниже красной указывает на недостаток воды в системе, при этом не только прекращается циркуляция воды по трубам, но и могут сгореть прокладки между фланцами котла. Когда черная стрелка совпадает с красной, вода в системе находится на наименьшем допускаемом уровне — у середины расширителя.
На трубе, соединяющей гидрометр с котлом, установлен трехходовой кран, которым отключают гидрометр, если его снимают для ремонта. При помощи этого крана проверяют работу гидрометра. Сначала ручку крана ставят в горизонтальное положение. При этом гидрометр отключается от системы отопления и соединяется с атмосферой через отверстие в корпусе крана. Когда из этого отверстия вытечет небольшое количество воды и черная стрелка установится на 0, ручку крана ставят в вертикальное положение. Тогда черная стрелка должна установиться в положение, в котором была до отключения. Если черная стрелка не упадет до 0 или не установится на деление, на котором она была до отключения, то гидрометр неисправен.
За уровнем воды в системе следят также при помощи водопробных кранов 14 и 26. Вода из этих кранов поступает в воронку 24, а затем в водяную коробку 2. При необходимости добавления воды в нижнюю трубу отопления непосредственно из расширителя предусмотрен обратный клапан 40. Наибольшая допускаемая температура воды в котле (90—95° С) на большинстве дистанционных термометров показана красной стрелкой или красной линией. Циферблат термометра 13 имеет деления от 0 до +120°.
При естественной циркуляции в системе должны быть открыты вентили и краны 7, 8, 14, 42, 37, 38 и заслонки 19, 20, 45 и 46 и закрыты вентили и краны 1, 9, 10, 12, 16, 17, 18, 21, 22, 23, 26, 28, 43, 48 и 49. При полном спуске воды из котла открываются спускная пробка 44, все вентили, краны и заглушки.
Для повышения температуры в вагоне улучшают циркуляцию воды в системе при помощи электрического центробежного или ручного насоса. До включения электродвигателя циркуляционного насоса нужно открыть два вентиля, один 42 из которых расположен перед насосом 41, а другой 43 — за насосом. При этом нужно обязательно закрыть дроссельные заслонки 19 и 45, иначе насос 41 будет выкачивать воду из котла и подавать ее снова в котел, т. е. улучшения циркуляции воды не будет. Передняя дроссельная заслонка 19 расположена в котельном отделении и легко может быть закрыта или открыта поворотом ручки. Задняя дроссельная заслонка 46, расположенная за котлом, открывается и закрывается рычагом. Если требуется улучшить циркуляцию в трубах только с одной стороны вагона (купированной или коридорной), то вентиль (37 или 38) другой стороны закрывают.
Прежде чем применять принудительную циркуляцию, необходимо воду в котле нагреть до температуры не менее 50° С. Расположение арматуры в вагоне приведено в табл. 12.
Таблица 12


Позиции
на рис. 65

Наименование

Место расположения в вагоне

1

Кран для спуска воды из водяной коробки

В котельной под водяной коробкой

5, 16

Краны для выпуска воздуха из змеевика водонагревателя

В котельной соответственно над водонагревателем на трубопроводе от змеевика к котлу и за водонагревателем

7

Вентиль на трубе, соединяющей расширитель с калорифером

В котельной около калорифера

8, 9

Вентили для спуска воды из калорифера

То же

10

Вентиль па трубопроводе, подающем холодную воду из системы водоснабжения в водяную коробку или котел

В котельной около водяной коробки

11

Кран на всасывающей трубе насоса

В котельной на трубе между водяной коробкой и ручным насосом

12

Вентиль для спуска воды из водонагревателя

В котельной под водонагревателем

14, 26

Водопробные краны расширителя

В котельной у водяной коробки

17

Вентиль для отключения змеевика водонагревателя от системы отопления

В котельной

18

Вентиль для спуска воды из системы

В котельной у грязевика

19, 46

Дроссельные заслонки на возвратных трубах

В котельной соответственно на трубе купейной стороны внизу у котла и на трубе коридорной стороны у циркуляционного насоса

20

Заслонка на трубопроводе, соединяющем возвратные трубы купейной стороны и котел

В туалетной котлового конца

21

Воздушный кран на обводном трубопроводе котла

В котельной

22

Вентиль на трубе для улучшения циркуляции

То же

23 и 49

Воздушные крапы возвратных труб

Соответственно в туалетной котлового конца и в малом коридоре некотлового конца

25

Вентиль со штуцером для наполнения водой системы отопления через шланг

В котельной под ручным насосом

28

Кран на трубе, соединяющей ручной насос с котлом

В котельной около насоса

29

Вентиль между змеевиком водонагревателя и котлом

В котельной вверху около котла

37, 38

Вентили на разводящих трубах

Соответственно в котельной и в коридоре против служебного отделения

Позиции
на рис. 65

Наименование

Место расположения в вагоне

40

Обратный клапан на трубопроводе, соединяющем расширитель с возвратной трубой коридорной стороны

В котельной

44

Спускная пробка котла

Снаружи кузова под котлом

47

Спускная пробка грязевика возвратной трубы коридорной стороны

Под кузовом против служебного помещения

48

Спускной вентиль возвратных труб коридорной стороны

В малом коридоре напротив служебного отделения