Жесткие купированные вагоны в отличие от некупированных строятся без хребтовой балки. Тяговые и ударные усилия воспринимают концевые части рамы.
В настоящее время парк жестких купированных вагонов пополнился многими новыми вагонами более совершенной конструкции, приспособленными для эксплуатации в поездах с большими скоростями движения.
Особое внимание уделено совершенствованию систем вентиляции, отопления, водо- и энергоснабжения, освещения. Для внутренней отделки этих вагонов использованы новые облицовочные материалы из пластмасс. Жесткие купированные вагоны строятся на отечественных заводах, а также на заводах ГДР. Имелись также поставки из ВНР. По типу системы отопления купированные вагоны можно разделить на несколько групп. Так, различают вагоны, оборудованные системой:
водяного отопления от котла, работающего на твердом топливе (уголь), и вентиляционной установкой; имеются такие вагоны и с установками кондиционирования воздуха;
электрического отопления с питанием напряжением 3 000 в от контактной сети;
электрического отопления с питанием от вагона-электростанции переменного трехфазного тока напряжением 380 в и с установками кондиционирования воздуха (вагоны постройки Ленинградского вагоностроительного завода им. Егорова и Калининского завода);
водяного отопления от котла, работающего на твердом топливе или с подогревом воды электронагревательными элементами, вмонтированными в тот же котел и питающимися напряжением 3 000 в от контактной сети; эти вагоны оборудованы также установками кондиционирования воздуха.
Планировка жесткого купированного вагона с системой водяного отопления от котла, работающего на твердом толпиве, и с установками кондиционирования воздуха показана на рис. 7. Такую же планировку имеет вагон с комбинированным отоплением. Каждое купе отделено от продольного коридора задвижной дверью и оборудовано полумягкими диванами, полумягкими спальными полками, подоконным столиком и сетками для мелких предметов. Для багажа имеется ниша, расположенная над потолком коридора. В вагоне 38 спальных мест (девять четырехместных купе и одно двухместное). В некоторых вагонах двухместные купе переоборудуются под радиопункт.
Планировка вагона с системой водяного отопления и с купе-буфетом постройки заводов ГДР показана на рис. 8. Купе-буфет оборудуется кофеваркой с двумя головками для заварки кофе и чая, электроплитой для подогрева пищи, электрическим водонагревателем, электрососисоваркой, приспособлением для резки хлеба, мойкой для посуды и шкафами с механическим охлаждением для хранения пищевых продуктов.
Рис. 7. Планировка жесткого купированного вагона с водяной системой отопления и установкой кондиционирования воздуха постройки заводов ГДР 1967—1968 гг.:
1 — служебное отделение; 2 — туалеты; 3 — тамбуры; 4 — котельное отделение; 5 — кипятильник; 6 и 8 — коридоры котлового и некотлового концов вагона; 7 — продольный коридор
Рис. 8. Планировка жесткого купированного вагона с купе-буфетом постройки заводов ГДР: 1—8 — см. экспликацию к рис. 7; 9 — купе-буфет
В вагонах с купе-буфетом имеется 28 спальных мест (семь четырехместных купе). Эти вагоны оборудованы двумя генераторами мощностью 4,9 кВт каждый с редукторно-карданным приводом от торца оси колесной пары.
В 1965—1968 гг. поступили в эксплуатацию жесткие купированные вагоны с электрическим отоплением и установками кондиционирования воздуха. Планировка жестких купированных вагонов с электрическим отоплением постройки заводов ГДР отличается от планировки такого вагона с водяным отоплением лишь тем, что в них вместо котельного отделения оборудовано умывальное помещение. Вагон с электрическим отоплением постройки завода им. Егорова имеет восемь четырехместных купе, а вместо умывального помещения в нем устроено хозяйственное отделение, оборудованное мойкой с холодной и горячей водой и шкафами для хранения принадлежностей чайной торговли.
Четырехместное купе жесткого цельнометаллического купированного вагона постройки 1968—1969 гг. оборудовано двумя полумягкими диванами 1 (рис. 9) и двумя спальными полумягкими полками 4. Под диванами имеются рундуки. Спальные полки подвешены на петлях и поддерживаются в горизонтальном положении специальными тягами 9, а в наклонном фиксируются защелками. Над потолком коридора в каждом купе устроена ниша для багажа. Между диванами и спальными полками на поперечных перегородках размещены сетки 11 для мелких предметов и брюкодержатели, состоящие из поручня 15 и эластичного ремня 14. В каждом купе под окном укреплен столик 13.
Рис. 9. Купе жесткого купированного вагона постройки 1968—1969 гг.
Над спальными полками установлены багажные сетки 7 с поручнем, прикреплены эластичные ремни 8, а также зацепы 10. Такие же зацепы есть и над диванами. На продольной перегородке прикреплены четыре крючка для одежды пассажиров. На этой же перегородке установлена панель с выключателем плафона люминесцентного освещения и кнопкой для вызова проводника. На продольной стене установлены штепсельная розетка 2 для настольной лампы, регулятор громкости 12 репродуктора и настенный вентилятор 5. Кроме того, над каждым спальным местом имеется софит 3 с лампой накаливания. На потолке в купе установлен плафон 6 с люминесцентными лампами, а в коридоре — плафон 16 с лампами накаливания.
Стены, перегородки и потолок пассажирского и служебного помещений, а также тамбуров облицованы твердым декоративным пластиком. В каждом купе имеется переносная лестница-стремянка.
Основная характеристика жестких купированных пассажирских вагонов приведена в табл. 1.
Мягко-жесткие вагоны (МИКСТ) с четырехместными купе на 36 спальных мест, оборудованные установкой кондиционирования воздуха, начали строить на заводах ВНР с 1960 г. В таком вагоне пять купе с жесткими местами и четыре с мягкими. Работа всех агрегатов установки кондиционирования воздуха полностью автоматизирована. Источником питания всех потребителей электроэнергии в вагоне служит подвагонный генератор мощностью 21 кет с редукторно-карданным приводом от средней части оси колесной пары. Мягко-жесткие вагоны оборудованы горячим и холодным водоснабжением, охладителем питьевой воды, мойкой для посуды, люминесцентным освещением, термодатчиками контроля нагрева букс.
Эти вагоны удобно эксплуатировать на направлениях со сравнительно небольшим пассажиропотоком, где мягкие вагоны часто не имеют полной населенности.
Техническая характеристика мягко-жесткого вагона постройки 1967 г. приведена в табл. 1.