Преобразователь ППБ-50 для питания электробритв представляет собой самовозбуждающийся инвертор, собранный по схеме последовательного соединения двух преобразовательных мостов. В каждое плечо моста включен транзистор П217В (рис. 125). Функцию переключения транзисторов выполняет силовой трансформатор Тр. Надежность запуска преобразователя при пониженных температурах обеспечивается цепочками Д9, С3, R9 и Д10, С4, R10. Диод ДИ необходим для защиты от случайной смены полярности питающего напряжения. Плавкие предохранители П1 на 2 а и П2 на 0,25 а защищают от перегрузок соответственно общую питающую сеть и преобразователь со стороны нагрузки.
При подключении преобразователя выключателем ПВ27 (см. рис. 119, а) к аккумуляторной батарее (клеммы 145 и —Б) через переходы эмиттер — база транзисторов Т1 и Т2 (см. рис. 125) протекают зарядные токи конденсаторов С3 и С4. Транзисторы Т1 и Т2 — открываются, через обмотку 3—6 протекает пусковой импульс тока. При соответствующем подключении управляющих обмоток силового трансформатора Тр наряду с Т1 л Т2 открываются транзисторы Т3 и Т4, а Т5, Т6, Т7, Т8 — закрываются.
Нарастающий ток в первичной обмотке силового трансформатора вызывает увеличение магнитного потока, но по мере насыщения скорость нарастания магнитного потока приближается к нулю. Э. д. с. управляющих обмоток меняет свой знак. Транзисторы Τ1, Т2, Т3, Т4 закрываются, а Т5, Т6, Т7, Т8 — открываются. Ток в первичных полуобмотках 3—6, 13—16 и магнитный поток изменяют направление на противоположное. Последующее нарастание тока в первичной обмотке трансформатора Тр вызывает в нем рост магнитного потока. Этот рост продолжается до тех пор, пока магнитный поток не достигнет своего отрицательного максимума. В этот момент э. д. с. управляющих обмоток снова меняет знак. Транзисторы Т5, Т6, Т7, Т8 закрываются, а Τ1, Т2, Т3, Т4 — открываются. После этого цикл повторяется.
Таким образом, на вторичной обмотке 21 —23 трансформатора Тр индуктируется переменное напряжение. Сердечник трансформатора типа Ш-32 выполнен из электротехнической стали Э-42; толщина набора 30 мм.
Обмотки 8—10 и 18—20 выполнены из провода ПЭВ-2 диаметром 0,74 мм, остальные из того же провода диаметром 0,35 мм. В обмотках 8-6-3-10 и 18-16-13-20 число витков 11 + 105 + 11, в обмотках 2-4-5 и 12-14-15 —11 + 11, а в обмотке 21-22-23-24 — 885 + 38 + 38.
Основные технические данные преобразователя следующие:
Напряжение питающей сети, в:
номинальное . 50
минимальное 40
максимальное ... 53
Выходное напряжение, в .. 220±22
Выходная частота, гц ... 50±5
Номинальная мощность нагрузки, Вт ... 30
Коэффициент мощности 0,83
Число фаз выходного напряжения .. 1
К.п.д. при номинальной нагрузке .. 0,65
Рис. 126. Пульт управления
Пульт управления каркасной конструкции обшит металлическими листами. Габариты пульта 800Х1750X450 мм, вес 250 кг. На лицевой стороне пульта имеется четыре дверцы: верхние 1 и 2 (рис. 126) и нижние 4 и 5, которые закрываются на замки трехгранным ключом. Для лучшего охлаждения аппаратуры в нижних дверцах и левой боковой стенке сделаны жалюзи. На лицевой стороне дверцы 1 смонтированы приборы контроля, коммутации и защиты потребителей электроэнергии:
шесть сигнальных ламп Л8, Л2, Л1, Л3, Л4, Л5 (соответственно для цепей контроля нагрева букс, двигателя вентилятора, электрокипятильника, неотпуска тормоза, обогрева наливных и сливных труб);
десять пятиамперных малогабаритных плавких предохранителей, защищающих цепи переменного тока преобразователя люминесцентного освещения (П16, П17), преобразователя для электробритв (П33, П34), контроля нагрева букс (П23), сигнализаций занятости туалетов (П22), звонковой, налива воды, хвостовых сигнальных фонарей (П24), противогазного устройства (П20), ночного аварийного освещения прохода и отделений пассажирского помещения (П28 и П29 соответственно);
одноамперный предохранитель П27 цепи номерных фонарей;
шесть выключателей в цепях контроля нагрева букс (ПВ2), освещения лампами накаливания некотлового (ПВ3) и котлового (ПВ4), концов вагона, электрокипятильника (ПВ5), обогрева наливных (ПВ29) и сливных (ПВ28) труб;
три переключателя в цепях розеток (ПП9), сигнальных (ПП10) и номерных (ПП13) фонарей;
кнопки «Пуск» (Км3) и «Стоп» (КМ4) преобразователя люминесцентного освещения;
три автоматических выключателя в цепях двигателя насоса отопления (А1), водоохладителя (А2), подвагонной магистрали (А3)·, переключатель двигателя вентилятора (ПП5).
На лицевой стороне дверцы 2 расположены приборы контроля, коммутации и защиты источников питания:
четыре сигнальные лампы: Л9 — цепи магистрали, Л12 — реле максимального напряжения, Л10, Л11 — сигнализации замыкания цепи плюса и минуса источника питания на корпус вагона;
вольтметр V типа М4200 со шкалой 0—75;
амперметр А типа М4200 со шкалой 200—0—200;
четыре одноамперных малогабаритных предохранителя, защищающих цепи сигнальной лампы магистрали (П31), сигнальных ламп замыкания плюса и минуса источника питания на корпус вагона (П32, П30), цепь управления двигателя вентилятора (П11),
три пятиамперных малогабаритных предохранителя, защищающих цепи питания обмотки управления магнитного усилителя МУ (П10) и цепи питания возбуждения генератора по переменному току (П8, П7),
четыре переключателя в цепях вольтметра (ПП3), амперметра (ПП1), в цепи управления по постоянному току (ПП14) и в цепи изменения режимов заряда аккумуляторной батареи (ПП2);
кнопки аварийного отключения (Км2) и восстановления защиты (КМ1).
Рис. 127. Расположение аппаратуры внутри пульта управления: а — вид спереди; б — вид сзади
На наклонной съемной панели 3 установлен главный переключатель освещения (ПП1Г), переключатели освещения прохода (ПП6), отделений пассажирского помещения (ПП7), переключатель магистрали (ПП12), выключатели преобразователя напряжения для электробритв (ПВ27) и освещения пульта (ПВ6).
Внутри пульта управления располагаются: панели с аппаратурой коммутации 2ПА-044, 2ПА-045 (рис. 127), с аппаратурой автоматики 2ПА-043, с предохранителями 2ПА-038; дроссели Др1, Др2; магнитные усилители МУ1, МУ2; предохранители П40, П6, П21; розетка Ш2; клеммовые рейки КР1 — КР6.