Вертикальное и горизонтальное положение пути в конкретных условиях городской улицы или промышленной площадки определяется планом, продольным и поперечным профилями линии. План пути — это графическое изображение, показывающее, как расположен путь в горизонтальной плоскости, т. е. вид пути сверху.
Путь представляет собой чередующиеся и плавно переходящие друг в друга прямые и кривые участки, а также соединения и пересечения двух или более направлений. На плане трамвайного, подъездного или внутризаводского пути наносятся: трасса линии (в осях или рельсовых нитях в зависимости от масштаба) с указанием всех основных элементов кривых, километраж и пикетаж линии, подробная ситуация (застройка, красные линии*, безрельсовые дороги, коммуникации и др.), водоотводы и водоотводные сооружения, стрелочные узлы и переводы, планировочные отметки и некоторые другие сведения (рис. 6).
Внутризаводские пути обычно привязываются к координатной сетке генерального плана предприятия (рис. 7). Планы железнодорожных путей составляются в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1: 500; планы трамвайных путей — в масштабах 1:2000 и 1:500. В отдельных случаях узлы и кривые выполняются отдельно в масштабах 1:200 или 1:100.
Рис. 6. План трамвайных путей на городской улице:
В1 — хозяйственно-питьевой водопровод; К1 — фекальная канализация; К2 — ливневая канализация; Р2 — газопровод среднего давления; Т — теплотрасса; ЗКЖ — трехэтажный кирпичный жилой дом; 2ДЖ — двухэтажный деревянный жилой дом; 2КН — двухэтажный кирпичный нежилой дом
Рис. 7. План внутризаводских путей
Продольный профиль пути — это продольный разрез поверхности земли и путевой конструкции по оси пути. Он показывает, как размещается путь в вертикальной плоскости в продольном направлении, и представляет собой чередующиеся и плавно сопрягающиеся уклоны (подъемы и спуски) и горизонтальные площадки. Вертикальные отметки линии продольного профиля (абсолютные или относительные) даются для внутризаводского пути по головке рельса и оси земляного полотна; для пути в пределах заводских станций — по теоретической бровке земляного полотна; для трамвайного пути — по головке рельса или оси (бровке) земляного полотна. Иногда продольный профиль трамвайного пути включает отметки и рельса, и земляного полотна. Перечни сведений, которые указываются на продольном профиле, приведены на рис. 8 и 9.
* Красная линия — условная граница, отделяющая территорию застройки от магистрали, улицы, проезда.
Так как длина пути обычно значительно превышает вертикальные его размеры, для удобства чтения чертежа продольный профиль изображают в искаженном виде: вертикальный масштаб принимают в 10 раз больший, чем горизонтальный. При вычерчивании продольного профиля трамвайного пути принимают горизонтальные масштабы 1:2000, 1:1000, 1:500 и соответственно вертикальные 1:200, 1:100, 1:50. Продольные профили внутризаводских путей могут выполняться в тех же масштабах. Они обычно составляются по планам промышленной площадки в горизонталях и в увязке с проектом планировки всей ее территории.
Рис. 8. Продольный профиль проектируемого пути*
* Продольные профили железнодорожных и трамвайных путей вычерчиваются почти одинаково. Только для трамвайных путей в ординатной части показываются геологические разрезы с указанием скважин, а над линией продольного профиля обозначаются вертикальные кривые и приводятся сведения об их элементах.
Такие профили называются нормальными в отличие от сокращенных продольных профилей, предназначенных в основном для железнодорожных машинистов.
Наконец, поперечный разрез пути, показывающий его положение относительно поверхности земли, территории предприятия, проезжей части улицы, называется поперечным профилем. На поперечных профилях земляного полотна приводятся горизонтальные расстояния, существующие и проектные вертикальные отметки, уклоны (рис. 10). При проектировании трамвайных путей разрабатываются также архитектурно-планировочные поперечники, отражающие общее положение пути на магистрали, улице, в проезде, с учетом застройки, наличия зеленых полос, безрельсовых дорог. Поперечные профили обычно изображаются без искажения в одинаковых горизонтальных и вертикальных масштабах.
Рис. 9. Продольный профиль реконструируемого пути
Рис. 10. Поперечный профиль проектируемого пути
Отметки земной поверхности, которые приводятся на профилях, называют черными отметками, а проектные отметки земляного полотна — красными отметками. Разности между красными и черными отметками есть рабочие отметки, которые показывают высоту насыпи или глубину выемки в соответствующем сечении пути.
Контрольные вопросы
- Из каких основных элементов состоит рельсовый путь?
- Какие естественные и эксплуатационные факторы действуют на путь?
- Как трамвайные пути располагаются на улице?
- Как устроены колеса рельсового транспорта?
- Что такое рельсовая колея и как она измеряется?
- Что такое габарит приближения строений и габарит подвижного состава?
- Чем определяется горизонтальное (вертикальное) положение пути?