Содержание материала

Рельсовые пути трамваев и внутризаводских дорог - обложка

Коссой Ю. М. Рельсовые пути трамваев и внутризаводских дорог: Учебник для техникумов.— Москва: Транспорт, 1987.
Рассмотрены современные конструкции верхнего и нижнего строений рельсовых путей трамваев и внутризаводских дорог.
Изложены основы проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации рельсовых путей, приведены конкретные расчеты соединений и пересечений путей.
Книга предназначена для учащихся техникумов жилищно-коммунального хозяйства, а также может служить пособием для работников путевого хозяйства трамваев и промышленных железных дорог.

ВВЕДЕНИЕ

Нормальная жизнь современного города, как и работа промышленного предприятия, невозможна без удобных и надежных транспортных связей. Жители городов ежедневно едут на работу и с работы, совершают поездки с культурно-бытовыми целями, даже неработающее население нуждается в услугах транспорта. Только в Москве все виды городского транспорта перевозят за сутки около 15 миллионов пассажиров. Подсчитано, что в городах с населением, превышающим 500 тысяч человек, более четверти всех жителей тратят на поездку к месту работы от одного до двух часов. А ведь продолжительность поездки прямо влияет на производительность и качество труда. Роль транспорта в городском хозяйстве не исчерпывается пассажирскими перевозками. Внутригородской транспорт перевозит и различные грузы, связанные с обслуживанием населения. Объем таких перевозок может достигать 40 тонн в год на одного жителя.
Транспорт промышленных предприятий обеспечивает доставку сырья, материалов, деталей и оборудования непосредственно к заводским цехам, вывоз готовой продукции, внутризаводские перевозки, входящие в состав технологического процесса соответствующего производства.
Грузовые и пассажирские перевозки осуществляются различными видами транспорта. В городах действуют трамваи, троллейбусы, автобусы, грузовые и легковые автомобили, метрополитены и некоторые другие виды городского транспорта. В понятие «внутризаводской промышленный транспорт» входят железнодорожный, автомобильный, трубопроводный транспорт, а также транспорт непрерывного действия: конвейеры, подъемники и другие механические средства.
Большой объем городских перевозок падает на долю трамвая, метрополитена и скоростного трамвая. Ведущим видом транспорта на предприятиях являются промышленные железные дороги. Эти четыре вида транспорта объединяет общая для них основа —  рельсовый путь, который направляет движение экипажей (вагонов или локомотивов) по строго фиксированной траектории.

Первый рельсовый путь в виде деревянной лежневой дороги был построен еще в XVII в. Лишь в конце XVIII столетия появились чугунные рельсы. Интересно, что первые железные дороги возникли именно как промышленные. По ним на вагонетках с конной тягой перевозили руду, уголь, различную заводскую продукцию. В 1825 г. в Англии была сооружена первая железная дорога с паровой тягой. В нашей стране железные дороги впервые появились в 1834 г. на Нижнетагильских горных заводах и в 1837 г. — между Петербургом и Царским Селом.
В города рельсовый путь пришел лишь во второй половине XIX века. Первая конно-железная дорога («конка») появилась в Нью-Йорке в 1853 г., в 1864 г. открылась конка в Петербурге, в 1872 г. — в Москве. Первый электрический трамвай был построен русским изобретателем Ф. А. Пироцким в 1880 г., однако первая регулярная линия городского трамвая открылась годом позже в пригороде Берлина — Лихтерфельде. Первый трамвай появился в России в 1892 г. в Киеве, в 1896 г. трамвай появился в Нижнем Новгороде (теперь г. Горький), в 1899 г. — в Казани.
Вначале трамвайные пути мало чем отличались от железнодорожных, и лишь постепенно начали понимать, что специфика городской улицы и трамвая как вида городского транспорта определяет свои требования, которые должны предъявляться к трамвайному пути. Вместе с тем нужно отметить, что основные конструктивные элементы рельсового пути, хотя и появились они более полутора веков тому назад, несмотря на значительный рост нагрузок и интенсивности движения, сохраняются до наших дней.
Трамвай действует в 110 городах страны. Общая длина трамвайных путей составляет около 10 тыс. км, а среднегодовой объем перевозок превышает 8,2 млрд. пассажиров. Во многих городах мира, в том числе и в нашей стране (в Ленинграде, Киеве, Волгограде), действуют линии скоростного трамвая (СЛТ). Новые СЛТ сооружаются и проектируются в Саратове, Барнауле, Устинове, Старом Осколе и других городах страны.
Подвижной состав, обращающийся на внешних и внутризаводских путях промышленных предприятий, весьма разнообразен: тепловозы, электровозы, маневровые паровозы, вагоны общего назначения, специальные вагоны.
В некоторых городах рельсовый путь обеспечивает работу городских железных дорог, фуникулеров и других менее распространенных видов городского транспорта. Но главным рельсовым транспортом современных городов остается трамвай.
Коммунистическая партия и Советское правительство на всех этапах развития нашего государства и его народного хозяйства придавали большое значение развитию городского и промышленного транспорта. Постановления партии и правительства, регулярно принимаемые по насущным вопросам дальнейшего развития транспорта, намечают широкие программы улучшения его производственно-технической базы, совершенствования маршрутных систем, повышения эффективности использования технических средств, улучшения организации и увеличения объемов перевозок. Перспективные планы развития промышленных узлов и комплексные транспортные схемы городов, разрабатываемые на период до 2000 г., предполагают дальнейшее развитие всех видов рельсового транспорта.