Содержание материала

Ширина рельсовой колеи — это расстояние между рабочими гранями головок рельсов, измеряемое перпендикулярно к продольной оси пути. Так как эти грани не строго вертикальны, измерение следует выполнять в так называемой плоскости колеи: на уровне ниже поверхности катания на 7—8 мм для желобчатых рельсов (в зависимости от типа) и на 12—14 мм — для железнодорожных. Правила технической эксплуатации трамвая устанавливают ширину колеи на прямых участках пути равной 1524 мм. При реконструкции и капитальном ремонте допускается устройство колеи шириной 1521 мм. Такая суженная колея обеспечивает более плавное движение вагона, менее интенсивный износ рельсов и бандажей, меньшее сопротивление движению. На кривых участках пути определенных радиусов условия вписывания тележек и осей вызывают необходимость некоторого уширения колеи. Величина этого уширения зависит от радиуса кривой. В некоторых городах страны трамвайная колея отличается от стандартной. Так, в Ростове-на-Дону ее ширина составляет 1435 мм, в Таллине — 1067 мм, во Львове, Житомире, Виннице, Симферополе, Пятигорске, Евпатории и Лиепае — 1000 мм.
Для внутризаводских путей на прямых участках и на кривых радиусом более 350 м ширина колеи также установлена равной 1524 мм (с допусками по уширению +6 мм и по сужению —8 мм). Допускается устройство колеи 1520 мм (с отклонениями +10 мм   и -4 мм). На более крутых кривых колея уширяется в зависимости от радиуса. Ширина колеи на пути с железобетонными шпалами должна быть 152(+6-4) мм. На кривых радиусом менее 350 м укладка железобетонных шпал без специальных скреплений, регулирующих ширину колеи,— не допускается. Однако на временных (передвижных) путях ширина колеи едина и во всех случаях должна быть равна 1535 мм.
Строго определенным должно быть и расстояние между осями двух соседних путей. Это расстояние — ширина междупутья* — зависит от ширины вагона, допускаемого зазора между кузовами встречных вагонов, а также от расположения опор контактной сети. Если опоры установлены вне междупутья, его наименьшая ширина (при ширине кузова вагона 2600 мм) 3200 мм; если опоры находятся в междупутье, то его ширина увеличивается на поперечный размер опоры, но во всех случаях не может быть менее 3550 мм. В Москве и Ленинграде имеются действующие линии с иной шириной междупутья. Это сложилось исторически и сохраняется до сих пор.
При размещении вагона на кривом участке пути угол вагона с наружной стороны кривой имеет некоторый вынос, в середине вагона с внутренней стороны — свес. С учетом этого ширина междупутья в кривых увеличивается в зависимости от радиуса кривой. При этом на кривых участках радиусом менее 75 м и в узлах могут применяться уменьшенные значения уширения междупутья (табл. 4). Расстояние между осями смежных деповских путей, предназначенных для отстоя вагонов, должно быть не менее 3800 мм. Расстояния между осями смежных внутризаводских путей на прямых участках следует принимать по табл. 5. Эти расстояния увеличиваются при расположении в междупутье различных сооружений и устройств, на кривых участках, а также при обращении специального подвижного состава или при перевозке негабаритных грузов. В последнем случае выполняются специальные расчеты.
*Ширина междупутья внутри цехов должна быть не меньше 4100 мм.

Таблица 4. Ширина трамвайного междупутья в кривой


Радиус кривой,м

Ширина междупутья в кривой, мм

Радиус кривой, м

Ширина междупутья в кривой, мм

3200

3550

3200

3550

нормальная

уменьшенная

нормальная

уменьшенная

нормальная

уменьшенная

нормальная

уменьшенная

20

4100

3800

4100

3800

75

3400

3200

3550

3550

25

3860

3560

3860

3560

100

3350

3200

3550

3550

30

3710

3410

3710

3550

150

3300

3200

3550

3550

40

3580

3280

3580

3550

300

3250

3200

3550

3550

50

3500

3200

3550

3550

1000

3200

3200

3550

3550

60

3450

3200

3550

3550

 

 

 

 

 

Таблица 5. Ширина междупутья на прямых участках промышленных железных дорог

Специфика городской улицы требует регламентировать и ширину трамвайного полотна, которая зависит от принятой ширины междупутья, ширины кузова вагона и зазора безопасности между вагоном и движущимся по улице автотранспортным средством.
В зависимости от вариантов расположения путей на городской улице ширина трамвайного полотна, м, на прямых участках имеет следующие значения:
Одноколейный путь на совмещенном полотне. . . .                                3,40
То же на обособленном полотне ... 3,80
Двухколейный путь на совмещенном полотне                                   6,60
То же на совмещенном полотне при установке опор контактной сети в междупутье             6,95
Двухколейный путь на обособленном полотне ...                                  7,00
То же на обособленном полотне при установке опор контактной сети в междупутье            7,35
На кривых участках полотно уширяется с учетом сказанного выше.
Общая ширина полосы земли, занимаемая железнодорожным путем, со всеми относящимися к нему устройствами называется полосой отвода. Ее ширина (исключая случаи прохода трассы по городу) должна быть не менее 20 м для однопутного участка нормальной колеи и 14 м — узкой колеи (для временных путей эта величина составит соответственно 12 и 10 м). Полоса отвода для двухпутного участка нормальной колеи должна быть не менее 24 м.
Как железнодорожный, так и трамвайный пути должны быть абсолютно свободны для прохода всех типов подвижного состава, т. е. ни одна часть расположенных вдоль пути сооружений не может заходить в зону, отведенную для подвижного состава. В свою очередь ни одна деталь движущегося экипажа ни при каких условиях не должна выходить за пределы определенных очертаний. Эти требования к взаимному расположению пути, подвижного состава, зданий и сооружений устанавливают так называемые габарит приближения строений и габарит подвижного состава.
Габарит приближения строений — это предельное перпендикулярное к оси пути очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны заходить никакие части сооружений и устройств, а также материалы, запасные части и оборудование. Исключение составляют лишь части устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с подвижным составом в строго определенном положении.
Габарит подвижного состава — это предельное перпендикулярное к оси пути очертание, в котором при стоянке на прямом горизонтальном пути должен со всеми выступающими частями размещаться исправный подвижной состав, продольная ось симметрии которого совпадает с осью пути, а нормируемые допуски и износы имеют наибольшие значения.
Габариты подвижного состава и приближения строений не совпадают. Пространство между ними — межгабаритное пространство — служит для того, чтобы в его пределах безопасно и с необходимым запасом могли бы происходить различные смещения подвижного состава. Эти смещения могут вызываться как его колебаниями, так и отклонениями в техническом состоянии подвижного состава и пути в пределах установленных норм.
Правила технической эксплуатации трамвая устанавливают следующие расстояния от оси пути:
до жилых и административных зданий, расположенных вдоль прямых участков, — не менее 3800 мм (для временных линий — не менее 2800 мм);
до углов тех же зданий на поворотах — не менее 2800 мм, если здание расположено с внутренней стороны кривой, и не менее 3200 мм, если оно расположено с наружной стороны кривой (для временных линий с обеих сторон — не менее 2800 мм);
до стен нежилых построек, заборов, изгородей, расположенных вдоль прямых участков, — не менее 2300 мм, если протяженность их не более 2 м, и не менее 2800 мм, если протяженность их более 2 м (для временных линий в обоих случаях — не менее 2300 мм);
до грани опор контактной сети с односторонними кронштейнами, установленных на прямых участках одноколейных линий при движении в обе стороны, а также до грани боковых опор контактной сети, расположенных с наружной стороны прямых участков пути, — не менее 2300 м (чему соответствует расстояние от рабочего канта рельса до грани опоры, равное 1538 мм);

до стен тоннелей, устоев, путепроводов, подпорных стенок, перил мостов и до ограждения мест разрытия проезжей части на прямых участках пути при запрещении доступа пешеходам — не менее 2050 мм;
до тротуара или бордюрного камня на прямых участках пути при обособленном полотне, а также на путях, укладываемых на проезжей части улицы вдоль тротуара, — не менее 1900 мм (для временных линий — не менее 1600 мм);
до ограды бульваров на прямых участках пути при запрещении доступа пешеходам — не менее 2100 мм, а до стволов деревьев — не менее 2300 мм;
до грани опор для освещения и подвески контактной сети с наружной стороны прямых участков пути на территории трамвайного депо — не менее 1900 мм (чему соответствует расстояние от рабочего канта рельса до грани опоры, равное 1138 мм);
до грани опор контактной сети, установленных в междупутье прямых участков на территории депо, а также до ограждающих барьеров — не менее 1800 мм (чему соответствует расстояние от рабочего канта рельса до грани опоры, равное 1038 мм);
до раскрытых выездных ворот на территорию депо — не менее 1900 мм;
до раскрытых ворот зданий трамвайных предприятий — не менее 1600 мм для действующих предприятий и не менее 1900 мм для вновь строящихся предприятий;
до подошвы откоса сыпучих грузов при разгрузке последних вдоль трамвайных путей на складах, а также до мест, где может находиться только обслуживающий персонал, на пассажирских путях при запрещении доступа пешеходам — не менее 1900 мм;
до опор высоковольтных линий и других специальных сооружений — по согласованию с организациями соответствующих ведомств. На кривых участках пути, чтобы обеспечить необходимый зазор безопасности, при определении расстояний от кузова вагона до габаритных пределов следует учитывать уже упоминавшиеся вынос угла вагона с наружной и свес середины вагона с внутренней стороны кривой.
По вертикали габарит приближения строений ограничивается высотой подвески контактного провода. В точках подвеса эта высота устанавливается на уровне 5,6—6,0 м от головки рельса с допустимыми отклонениями от —0,15 до +0,1 м. В местах пересечения с неэлектрифицированными железнодорожными путями высота подвески должна быть не менее 5,75 м при наихудших сочетаниях температуры и нагрузок, в том числе от ветра и гололеда. Снижение высоты допускается лишь внутри производственных зданий (до 5,2 м), под путепроводами, мостами, в тоннелях (до 4,2 м), в тоннелях линий скоростного трамвая (до 3,8 м). Дорожные покрытия, крышки колодцев, сооружения (например, рельсовые пакеты), находящиеся в пределах трамвайного полотна, не должны возвышаться более чем на 30 мм над головкой неизношенного рельса.

Рис. 5. Габарит Сп:
1 — линия приближения зданий, сооружений и устройств (кроме мостов, тоннелей, платформ, расположенных с внешней стороны крайних путей). В особо трудных условиях это расстояние может быть уменьшено до 2750 мм на перегонах и до 2450 мм на станциях; 2 — линия, выше которой не должно подниматься ни одно устройство, кроме искусственных сооружений, переездных настилов, стрелочных переводов; 3 — линия приближения подкрановых балок, конструкций ворот на путях, предназначенных для эксплуатации только специального подвижного состава промышленного транспорта; 4 — линия приближения отдельно стоящих колонн, стоек ворот, выступающих частей зданий при их длине вдоль пути не более 1000 м; 5 — линия приближения технологических устройств, расположенных на станционных путях и находящихся в нерабочем положении (сливноналивные, погрузочно-разгрузочные, экипировочные); 6 — для тоннелей и перил на мостах, эстакадах и других искусственных сооружениях; УГР — уровень верха головки рельса

Сооружения и устройства внутризаводских путей должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений, а также требованиям специальных габаритов, которые для каждой отрасли устанавливаются соответствующим министерством.
Габарит Сп изображен на рис. 5. Левая сторона габаритного очертания относится к территориям промышленных предприятий и станциям между ними, правая сторона — к перегонам между территориями промышленных предприятий. Верхнее очертание габарита установлено для неэлектрифицированных путей. Для электрифицированных путей оно принимается в зависимости от напряжения контактной сети, ее конструкции, а также назначения пути. Грузы (кроме балласта для путевых работ) высотой до 1200 мм над головкой рельса должны находиться не менее чем в 2 м от наружной грани крайнего рельса, а при большей высоте — не менее чем в 2,5 м.
Кроме габаритов подвижного состава и приближения строений, установлен также габарит погрузки — предельное перпендикулярное к оси пути очертание, в котором должен размещаться груз при нахождении вагона на прямом горизонтальном пути.