Содержание материала

Глава IX
СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЯ ТРАМВАЙНЫХ И ВНУТРИЗАВОДСКИХ ПУТЕЙ
43. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА

Путевые работы, различаясь по своему номенклатурному составу и объемным характеристикам, выполняются при текущем содержании пути и его периодических ремонтах, а также при строительстве новых .или реконструкции существующих трамвайных и железнодорожных линий. Строительство новых линий осуществляется в соответствии с генеральным планом города или промышленного предприятия, комплексной транспортной схемой, проектом строительства. В этом случае все работы, начиная с подготовки трассы и территории, выполняются вновь в полном объеме.
Реконструкция отличается от строительства прежде всего тем, что путевые работы выполняются на существующем пути, как требующем, так и не требующем по своему состоянию выполнения одного из видов ремонта. Цель реконструкции: переустройство линии из планировочных соображений (изменение трассы в связи с требованиями застройки, благоустройства, необходимость спрямления в плане или значительного изменения вертикальных отметок и т. п.), усиление пути в связи с изменением эксплуатационных условий (увеличение прочности пути из-за роста нагрузок и интенсивности движения, улучшение устойчивости конструкции в связи с устройством дорожных покрытий и т. п.). Как правило, при реконструкции заменяются и усиливаются все элементы верхнего строения пути, изменяются план, продольный и поперечный профили. В отдельных случаях реконструкция может выполняться по временной схеме без усиления конструкции. Это бывает в случаях, когда изменения положения трассы носят временный характер и пути должны быть возвращены на прежнее место.
Работы по строительству и реконструкции рельсовых путей трамвая и внутризаводских железных дорог должны, как правило, выполняться специализированными подразделениями местных подрядных строительных организаций. Лишь в особо крупных хозяйствах трамвая и на железнодорожном транспорте больших заводов создаются собственные строительные управления, участки и путевые колонны, на которые возлагаются эти работы. Вести строительство и реконструкцию пути хозяйственным способом, т. е. силами и средствами служб и дистанций пути, не рекомендуется.
В зависимости от объемов работ строительное (ремонтно- строительное) управление, входящее в состав трамвайного предприятия или заводского железнодорожного хозяйства, может иметь собственную производственную базу или пользоваться услугами мастерских службы пути.
Строительство и реконструкция путей должны выполняться в основном за счет централизованных источников (государственные капиталовложения). В отдельных случаях они могут финансироваться заинтересованными заказчиками (например, если трамвайная линия переносится в связи со строительством теплотрассы, то организация-заказчик этого строительства может и должна оплатить реконструкцию пути). Сравнительно небольшие объемы реконструкции могут быть осуществлены за счет амортизационных отчислений, т. е. за счет средств капитального ремонта, а также фонда развития производства.
Все работы по строительству и реконструкции рельсовых путей подразделяются на комплексы, состоящие из отдельных операций. Обычно выделяются комплексы подготовительных и вспомогательных работ, работы по устройству земляного полотна, водоотводных сооружений и дорожных покрытий, путеукладочные, балластировочные и отделочные работы. При производстве работ по реконструкции этот перечень дополняется работами по разборке существующих путей.
Подготовительный комплекс может включать разработку проекта производства работ, разбивку и закрепление трассы пути в плане и профиле, организацию бытовых условий для строителей приобъектных складских площадок и стоянок для машин и механизмов. Сюда же относятся заготовительные работы, в том числе сборка рельсовых звеньев, монтаж стрелок, пересечений и стрелочных переводов, изгиб рельсов для кривых малых радиусов. При устройстве земляного полотна выполняется разбивка поперечников, разборка дорожных покрытий, снятие растительного слоя, сооружение насыпи или выемки, уплотнение грунта, планировка откосов и основной площадки земляного полотна. Как правило, одновременно осуществляется и строительство водоотводных сооружений: подпутевых и перехватывающих дренажей, кюветов, лотков, путевых и стрелочных колодцев и коробок и т. п.
Состав балластировочного комплекса зависит от принятой последовательности работ. Возможны два варианта: балласт завозится до или после укладки пути, причем уложенный путь может быть использован для доставки балласта. В первом случае комплекс включает подготовку земляного полотна и балластировку, погрузку балласта в карьере или на промежуточном складе, перевозку, выгрузку, планировку и уплотнение балласта. Затем после укладки рельсо-шпальной решетки выполняется подъемка пути, пополнение и подштопка балласта под шпалы, подбивка пути. Во втором случае после выгрузки балласта из автомашин или вагонов выполняется его уборка в путь, подъемка пути (за один или несколько проходов), пополнение и подштопка балласта под шпалы, подбивка пути.
К путеукладочным работам относятся, при звеньевом способе укладки — транспортировка и укладка звеньев, сборка механических стыков, постановка электрических соединений, сварка и шлифовка стыков, установка температурных компенсаторов; при раздельном способе укладки — развозка по фронту работ и раскладка шпал по эпюре, укладка рельсов, их прикрепление к шпалам, при необходимости обрезка рельсов и сверление отверстий для болтов и тяг, сборка механических стыков, сварка и шлифовка сварных стыков, постановка тяг, противоугонов и электрических соединений, установка температурных компенсаторов. В кривых участках пути при железнодорожных рельсах комплекс дополняется постановкой контррельсов. Стрелочные переводы, пересечения и узлы могут собираться на стороне и в комплекте укладываться на заранее разложенные брусья или шпалы или монтироваться непосредственно на месте укладки.
Отделочные работы включают в себя рихтовку пути, окончательную его выправку, добивку костылей, довертывание шурупов, подкрепление болтов, планировку и оправку балластной призмы.
Устройство дорожных покрытий выполняется как самостоятельный комплекс работ, состоящий из подготовки основания и укладки асфальта, штучного камня или железобетонных плит.
Вспомогательные работы осуществляются преимущественно в ходе выполнения основных комплексов. Это перемещение материалов и инструментов по фронту работ, доставка строительной техники, горюче-смазочных материалов и другие транспортные операции, ремонт и содержание машин и механизмов, устройство ограждений, освещения, охраны и т. п.
Специфические особенности городской улицы или промышленной площадки должны учитываться при организации путевых работ. Во всех случаях сооружения или реконструкций рельсового пути необходимо стремиться к сохранению нормального режима движения безрельсового транспорта. Однако при недостаточной ширине улицы (для одной полосы движения должно быть предусмотрено 3—3,5 м) и необходимости размещения вдоль фронта путевых работ машин, механизмов и материалов приходится изменять схему движения городского и внутризаводского автомобильного транспорта. Возможно полное прекращение этого движения с устройством объездов по всей длине фронта или по части его, ограничение движения по виду транспорта (например, закрытие грузового движения при сохранении маршрутного пассажирского транспорта). При необходимости пересечения фронта работ автотранспортным потоком могут устраиваться временные переезды (шпальные мостки).
Необходимо учитывать и требования городского благоустройства. Причем требования эти предъявляются не только к законченному объекту, но и к процессу производства работ. Грунт, вынимаемый при земляных работах, старый асфальт, материалы от разборки верхнего строения пути не должны оставаться на проезжей части или на тротуарах. Особое внимание должно уделяться сохранности, а при необходимости и своевременной перекладке всех подземных сооружений, находящихся на трассе пути или пересекающих ее (кабели, линии связи, водопроводные, канализационные и другие сети, колодцы). До начала путевых работ они должны быть согласованы с эксплуатирующей организацией, органами Госавтоинспекции, городскими или районными управлениями коммунального хозяйства или благоустройства (или с соответствующими службами промышленного предприятия) и со всеми владельцами коммуникаций, попадающих в зону производства работ. Это требование действует и при выполнении ремонтов пути.
При производстве работ на пассажирских трамвайных путях за техническое состояние пути и безопасность работ отвечает ремонтно-строительная или строительная организация, а за безопасность движения — служба (дистанция) пути, осуществляющая эксплуатацию ремонтируемого пути.
Во всех случаях производства работ на действующих путях следует стремиться к минимизации потерь от вынужденного закрытия движения. При явной необходимости закрыть движение трамваев следует переключить его на соседние улицы или проезды, устроить временные объездные пути, с помощью временных стрелочных переводов перейти на однопутное движение (при длине участка не более одного перегона). Работы могут быть организованы в часы ночного перерыва движения («окна») и лишь в крайнем случае — при закрытом специально, для производства работ движении.
При необходимости закрыть для реконструкции или ремонта внутризаводской путь надо определить на этот период порядок обслуживания соответствующих грузовых фронтов.
Определенное влияние на организацию путевых работ оказывают климатические и погодные условия. Возможность выполнения большинства операций, особенно связанных с состоянием грунта и балласта, ограничена периодом зимнего промерзания. Наиболее благоприятен для производства путевых работ период от практического просыхания балласта до уровня основной площадки земляного полотна (для средней полосы это обычно последние дни апреля) до перехода среднесуточной температуры через 0 °C. Однако при своевременной подготовке земляного полотна и выполнении других сезонных работ вполне возможно и целесообразно вести в зимних условиях укладку звеньев, рельсов, стрелочных переводов и некоторые другие работы и операции. Конкретные погодные условия—сильные морозы, затяжные дожди и т. п.— влияют на ход выполнения работ, вызывая вынужденные простои и другие нарушения производственного процесса.
Работы по строительству, реконструкции, а в ряде случаев и по ремонту пути можно выполнять как поточным, так и комплексным (звеньевым) методом. Принцип поточности заключается в том, что звенья или специализированные бригады, входящие в состав колонны (комплексной бригады), выполняют только определенные работы или операции по всей длине объекта, последовательно перемещаясь друг за другом. Например, строящийся путь длиной 800 м разбивается на четыре участка (захватки) по 200 м. Первое звено раскладывает шпалы на первом участке, затем с той же работой переходит на второй. На первый участок приходит второе звено, которое выполняет раскладку рельсов. Затем первое звено идет  с раскладкой шпал на третий участок, на второй переходит второе звено (раскладка рельсов), а на первом третье звено выполняет, к примеру, сборку стыков, разноску подкладок и костылей и т. д.
При звеньевом методе нет такой узкой специализации. На каждом участке работает лишь одна бригада (звено), которая выполняет от начала до конца все технологические операции. При сравнительно небольшой протяженности объектов этот метод может оказаться предпочтительнее, хотя обычно поточный метод более эффективен. На практике возможно и сочетание двух этих методов организации работ.
Путевые работы весьма трудоемки, поэтому следует добиваться наибольшего уровня их механизации. Большой эффект дает также индустриализация строительства, т. е. сборка пути или стрелочного узла из звеньев или блоков, заранее подготовленных в мастерских службы пути или строительной организации, на специальной звеносборочной или монтажной площадке.
Основой правильной организации путевых работ является детально разработанная прогрессивная технология каждого производственного процесса. Технология устанавливает последовательность выполнения операций, определяет время и ресурсы (рабочую силу, машины, механизмы, материалы), необходимые для их выполнения, позволяет выбрать наиболее выгодную расстановку звеньев и отдельных рабочих по всему фронту путевых работ.
Для каждого крупного объекта строительства, реконструкции составляется проект производства работ (ППР).