Содержание материала

Стрелочные переводы и глухие пересечения в различных сочетаниях образуют комбинированные соединения. Применение разных вариантов таких соединений позволяет формировать путевое развитие железнодорожных станций, а также узлов, конечных и промежуточных станций трамвая.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты трамвайных узлов. Однопутное ответвление (рис. 73, а) состоит из одиночного стрелочного перевода и глухого пересечения; двухпутное ответвление (рис. 73, б) — из двух одиночных стрелочных переводов и одного пересечения, оно может быть решено как в одностороннем, так и в симметричном варианте (рис. 73, в). Шесть стрелочных переводов и три пересечения могут составить сложный треугольный узел, не только соединяющий три различных направления движения, но и позволяющий развернуть трамвайный вагон на 180°. Такой узел называется треугольником (рис. 73,г). Наконец, восемь симметричных стрелочных переводов и четыре пересечения образуют сложный четырехугольный узел, соединяющий уже четыре направления. Этот узел может быть еще более сложным, если потребуется соединить пересекающиеся направления еще и напрямую. Такое решение потребует применения восьми двойных стрелочных переводов, четырех криволинейных и четырех прямолинейных однопутных пересечений.
Основные виды комбинированных соединений, применяемые на внутризаводских путях, можно подразделить на конечные соединения, съезды и стрелочные улицы. К соединениям относятся также сплетения и совмещения путей. Кроме того, иногда для разворота вагонов используются поворотные треугольники и петли.

Конечное соединение — это, по существу, одиночное ответвление (рис. 74, а). С конечного соединения начинается или заканчивается каждый отдельный путь.
Конечное соединение — это, по существу, одиночное ответвление (рис. 74, а). С конечного соединения начинается или заканчивается  каждый отдельный путь.


Рис. 74. Основные виды соединений путей


Рис. 75. Совмещение путей с разной шириной колеи

Съезды соединяют друг с другом два параллельных или непараллельных пути. Обыкновенные (нормальные) съезды (рис. 74,б) располагаются на одной прямой под углом стрелочного перевода. При широком междупутье нормальный съезд растягивается на большую длину. Для ее уменьшения может укладываться сокращенный съезд, состоящий из прямых и кривых элементов (рис. 74, в). Иногда сокращение длины соединения достигается совмещением двух съездов в один перекрестный (рис. 74, а) с глухим пересечением в центре. Съезды могут укладываться как между прямыми, так и между кривыми направлениями.
Стрелочные улицы устраиваются три необходимости соединить с главным путем два и более ответвляющихся направления. Они представляют собой группы последовательно расположенных на главном пути и одинаково направленных стрелочных переводов (рис. 74, д).
При необходимости разместить на одном основании пути с разной шириной колеи укладываются совмещения из трех рельсовых нитей, одна из которых является общей (рис. 75, а), или четырехниточные сплетения (рис. 75, б).
Для разбивки на местности, укладки и определения объемов работы комбинированные соединения и стрелочные узлы рассчитывают в каждом конкретном случае. Методы таких расчетов приведены в гл. VIII.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите основные разновидности стрелочных переводов.
  2. Как осуществляется изменение направления движения при проходе экипажа по железнодорожному (трамвайному) стрелочному переводу?
  3. Назовите основные элементы стрелочных переводов и их назначение.
  4. Как работает автоматическая трамвайная стрелка?
  5.  Назовите возможные варианты комбинированных соединений рельсовых путей.