Содержание материала

Глава X
РЕМОНТЫ ВНУТРИЗАВОДСКИХ И ТРАМВАЙНЫХ ПУТЕЙ

СИСТЕМА РЕМОНТОВ ПУТИ И ИХ ПЕРИОДИЧНОСТЬ

На внутризаводских железнодорожных путях действуют различные системы ремонтов, утверждаемые отраслевыми министерствами для подчиненных им предприятий. Так, на заводах металлургической промышленности система ремонтов включает: текущее содержание, подъемочный ремонт, средний ремонт, капитальный ремонт, сплошную замену рельсов, замену стрелочных переводов, капитальный ремонт переездов.
Систему ремонтов, установленную для трамвайных путей, составляют: капитальный ремонт; сплошная смена рельсов новыми или старогодными; средний ремонт и подъемочный ремонт. Кроме этого, за счет амортизационных отчислений могут выполняться и такие отдельные ремонтные комплексы, как сварка рельсовых стыков, ремонт шпал и брусьев, установка и замена рельсосмазывате- лей, устройство и ремонт водоотводов. На спецчастях трамвайного пути выполняются также капитальный, средний и подъемочный ремонты. Система ремонтов обязательно включает в себя и текущее содержание.
Принципиальные схемы ремонтных систем практически во всех случаях совпадают. Периодичность выполнения различных видов ремонтов определяется сроками службы рельсов, шпал, балласта, а также сроками накопления отклонений от нормативных характеристик. В разных условиях различные типы конструкций имеют различные сроки службы и периоды развития остаточных деформаций. Поэтому продолжительность межремонтных периодов меняется в весьма значительном диапазоне.
На внутризаводских путях металлургических заводов капитальные ремонты проводят через 7—30 лет, средние и подъемочные — через 7—20 лет в зависимости от годового грузооборота и нагрузок от колесной пары на рельсы.
Межремонтные периоды для путей трамвая установлены Техническими указаниями по системе ремонтов, разработанными Академией коммунального хозяйства, следующим образом. Трамвайные пути подлежат капитальному ремонту при деревянных шпалах через 3—20 лет, при железобетонных шпалах через 11,5— 21 год. Сплошная смена рельсов выполняется на железобетонных шпалах через 10—34 года, а на бесшпальном основании через 12— 34 года. Средний ремонт назначается через 7—11 лет. Подъемочный ремонт выполняется через 1—4 года от любого другого периодического ремонта пути.

Периодичность изменяется в зависимости от грузонапряженности пути, типа рельсов, вида балласта, наличия дорожного покрытия. Изменяются межремонтные сроки, кроме того, в зависимости от кривизны пути. Свою периодичность имеют ремонты стрелок, крестовин, пересечений и других элементов узловых соединений.
Верхние границы этих сроков, как показывает практика, значительно завышены. Анализ статистических данных позволяет считать целесообразным снизить верхний предел периода для капитальных ремонтов пути на деревянных шпалах и для сплошной смены рельсов во всех случаях примерно вдвое, для средних и малых планово-предупредительных ремонтов примерно в 1,5 раза. Для капитальных ремонтов пути на железобетонных шпалах и на бесшпальном основании примерно вдвое должны быть понижены и верхняя и нижняя границы межремонтных сроков.
Рассмотрим для примера расчет межремонтных периодов для трамвайного пути. Как известно, в обычных эксплуатационных условиях предельное состояние рельсов — основа для назначения капитального ремонта — определяется износом. Количественным показателем при этом является предельно допускаемая площадь износа поперечного сечения головки рельса

В основе определения периодичности планово-предупредительного ремонта лежит накопление отступлений по ширине колеи и по уровню положения рельсовых нитей. Предельное суммарное значение этих отступлений Δ не должно превышать 15 мм. Удельная величина изменений ширины колеи λ, приходящаяся на 1 млн. т брутто, в зависимости от конструкции пути принимается от 0,08 до 0,24 мм. В расчет вводится также Кв=0,20-0,25. 
1 Академия коммунального хозяйства рекомендует при определении Тк или tк умножить значение ω0 на коэффициент неоднородности износа рельсовых нитей Кни=0,7.
Этот коэффициент характеризует степень расстройства пути в плане и профиле. В этом случае
Срок службы шпал зависит от размеров годового грузооборота, типа рельсов и промежуточных скреплений, а для деревянных шпал также от вида антисептирующей пропитки, материала балластного слоя и наличия дорожного покрытия. Средний срок службы деревянных шпал в обычных эксплуатационных условиях составляет 12—14 лет на внутризаводских путях и 14—18 лет на путях трамвая. Предполагаемый срок службы железобетонных шпал при средних для промышленных и трамвайных путей грузонапряженностях 45—60 лет.
Срок службы скреплений, как правило, близок к сроку службы рельсов. Срок службы балласта определяется интенсивностью засорения и загрязнения балластного материала. Этот срок колеблется в весьма значительном диапазоне, так как зависит не только от конструкции пути и условий его эксплуатации, но и от состояния подвижного состава, режима уборки улиц и проездов, наличия грузового движения, рода перевозимых грузов и даже расстояния от мест погрузки сыпучих материалов. Все эти факторы находят количественную оценку через коэффициент интенсивности засорения и загрязнения балластных материалов С=0,02-0,70% (по массе) на 1 млн т брутто пропущенного тоннажа. Срок службы определяется как, где D — допускаемое засорение (загрязнение) в % по массе (20—50%), а d — начальное засорение (загрязнение) балласта при укладке в путь (до 5%).

ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО РЕМОНТУ ПУТИ

Рассмотрим вначале номенклатуры и порядок производства ремонтных работ на путях трамвая.
Полный капитальный ремонт имеет целью приведение ремонтируемого пути к техническому состоянию, соответствующему техническому состоянию нового пути. При проведении этого вида ремонта пути предусматриваются следующие работы: инструментальная проверка и исправление всех искажений продольного и поперечного профилей и плана капитально ремонтируемой линии;
сплошная замена рельсов новыми, сварка стыков, постановка новых скреплений;
замена негодных спецчастей;
сплошная замена шпал, добавление шпал при усилении основания, установка противоугонов;
замена негодного балласта новым с доведением толщины его слоя до нормы, сплошная подъемка пути;

оздоровление больных мест земляного полотна (пучин, осадок, балластных корыт и др.);
устройство, восстановление и ремонт водоотводных сооружений (дренажей, путевых колодцев, стрелочных коробок с оборудованием водоотвода от них, поперечных лотков, кюветов и др.);
восстановление профиля прилегающего дорожного покрытия, нарушенного при ремонте;
замена и постановка контррельсов, регулировка ширины желоба;
сплошная выправка, рихтовка, перешивка и отделка пути.
Сплошная смена рельсов, имеющих предельный износ (на прямых участках протяжением не менее 25 м, а в кривых — не менее 12 м одиночного пути) производится новыми на пассажирских и особенно напряженных деповских путях, старогодными — на прочих путях. Эта работа выполняется в том случае, если состояние шпал и балласта позволяет их нормальную эксплуатацию до ближайшего капитального или среднего ремонта.
Основные работы по земляному полотну и верхнему строению пути при капитальном ремонте выполняются так же, как и при сооружении новых путей (см. п. 41). Однако комплекс ремонтных работ специфичен прежде всего необходимостью выполнения разборки старой путевой конструкции: при полном капитальном ремонте — целиком, при частичном — только металлических частей верхнего строения. Разборка пути осуществляется после разборки дорожного покрытия (снятие плит, вскрытие асфальта, разборка мостовой) и выполняется в следующей последовательности: подъемка пути путеподъемником, которая может совмещаться с вскрытием асфальта, резка тяг, резка рельсов или разборка сборных стыков, расшивка рельсов, сбор и складирование (погрузка) скреплений, уборка рельсов, уборка шпал с одновременной их сортировкой, погрузка и транспортировка путевых материалов. После этого приступают к земляным работам, причем старый балласт разрабатывается так же, как и грунт земляного полотна. При нецелесообразности этого загрязненный щебень подвергается очистке и может быть использован повторно. Если работы выполняются с переводом движения на однопутный режим, то в подготовительный комплекс включается врезка временных стрелочных переводов, оборудование временных постов устройствами связи и СЦБ, переключение движения на один путь. После окончания ремонтных работ временные сооружения демонтируют и движение восстанавливается по нормальной схеме.
Средний ремонт производится на путях, требующих оздоровления балластного слоя, шпального хозяйства и приведения основных параметров рельсовой колеи в соответствие с ПТЭ. При среднем ремонте выполняются следующие виды работ:
исправление искажений продольного и поперечного профилей и плана пути с применением инструментальной разбивки;
замена деревянных шпал на железобетонные:

ремонт шпал в пути и одиночная их замена (до 300 шт. на 1 км пути) новыми или старогодными;
замена негодных противоугонов с добавлением недостающих;
сплошная подъемка пути с полной или частичной заменой балласта;
досыпка и оправка балластной призмы;
одиночная смена рельсов, вырезка отдельных дефектных мест сварных плетей и замена их рельсовыми рубками, по износу близкими к рельсам, лежащим в пути (с обязательной сваркой стыков);
сплошная проверка и частичная перешивка рельсовой колеи, замена отдельных негодных тяг, разгонка стыковых зазоров;
ремонт всех сборных стыков с сортировкой и обновлением скреплений и с наплавкой и шлифовкой сбитых концов рельсов, исправление стыковых электросоединений и постановка отсутствующих;
электронаплавка изношенных рельсовых концов;
ремонт и прочистка всех водоотводных сооружений;
выправка круговых и переходных кривых; подбивка шпал, сплошная выправка и рихтовка пути; смазка, подкрепление стыковых, клеммных и закладных болтов, путевых тяг;
Подъемочный ремонт, имеющий те же характеристики, что и средний, но отличающийся меньшим объемом работ, направлен в основном на устранение отдельных неисправностей. При этом выполняются следующие виды работ:
сплошная выправка пути в профиле и плане, являющаяся основной ведущей работой данного вида ремонта;
частичная смена отдельных рельсов, имеющих предельный износ или местные повреждения (выколы, трещины, отслоения и т. п.);
одиночная смена шпал с одновременной заменой загрязненного балласта;
частичная подъемка пути при наличии местных просадок, перекосов и других неисправностей с одновременной заменой загрязненного балласта;
постановка контррельсов при предельном износе губки желобчатого рельса или смена контррельсов при их износе;
смена отдельных тяг (лопнувших, с неисправной резьбой и т. д.) и постановка новых как временная мера по устранению местных уширений пути при наличии изношенных шпал;
смена и постановка отдельных накладок (смена производится при износе накладки, а постановка — при поперечных трещинах или разрывах рельсов);
ремонт сборных стыков с заменой негодных болтов и подбивкой шпал;
смена костылей при отломах головки или износе костыля по толщине более чем на 6 мм (эта работа выполняется одновременно с перешивкой пути);
исправление колеи перешивкой или регулированием тяг;
рихтовка пути;
регулирование ширины желобов между рельсом и контррельсом;
исправление пучин со сменой балластного слоя и отводом от него воды при верховых пучинах, с заменой пучинистого грунта до глубины промерзания, с устройством дренажей при коренных пучинах;
перемощение мостовой при ямочных просадках и других расстройствах;
электросварочные работы по наплавке головок рельсов в стыках с одновременным укреплением стыка и стыковых шпал;
приварка электросоединений;
сварка стыков;
регулировка стыковых зазоров; выправка круговых и переходных кривых; смазка и подкрепление стыковых, клеммных и закладных болтов, путевых тяг; очистка водоотводных сооружений.
Характерными особенностями среднего и подъемочного ремонтов, отличающими его от капитального, являются преобладание работ по восстановлению проектного положения пути и одиночной смене дефектных элементов.
Одиночная смена шпал может выполняться одновременно с подъемкой пути или одиночной сменой рельсов. На открытых путях эта работа может быть и самостоятельной. В этом случае производят вырезку балласта в шпальном ящике с одной стороны сменяемой шпалы на 2—4 см ниже ее постели, а также шпальных торцов; затем шпалу расшивают, удаляют подкладки и с помощью клещей или ломов ее перемещают в подготовленный углубленный ящик. После ее извлечения из пути необходимо спланировать основание для новой шпалы, затащить ее на место, проверить соблюдение эпюрных расстояний и уложить подкладки. Затем шпала подвешивается с помощью лапчатых ломов, подштопывается и после пришивки рельсов подбивается. Шпальные ящики должны быть засыпаны балластом, утрамбованы и спланированы.
Частичная подъемка пути выполняется при необходимости ликвидации его местных просадок. Она состоит обычно из следующих технологических операций. Сначала отрывается балласт из шпальных ящиков. Затем производится подъемка пути с одной или несколькими установками домкрата. Вывешенный путь подштопывается после каждой установки домкрата и одновременно пополняется балласт в ящиках. После этого осуществляется подбивка пути на всей длине подъемки. В заключение производится рихтовка пути, добивка костылей, довинчивание шурупов и заделка шпальных ящиков с трамбованием и планировкой.
Рихтовку пути как самостоятельную работу выполняют только на открытых путях. Ее можно выполнять с применением гидравлических рихтовочных приборов или вручную с помощью остроконечных ломов. В первом случае отрывают балласт у торцов шпал со стороны предстоящей сдвижки, устанавливают рихтовочные приборы и по команде руководителя работ бригада осуществляет сдвижку рельсо-шпальной решетки. Во втором случае шпалы отрывают до половины их толщины, под подошвы обоих рельсов в шпальных ящиках заводят ломы под углом 45° и тоже по команде мастера или бригадира выполняют перемещение рельсо-шпальной решетки до установки рельсов в строго прямолинейное положение. После окончания рихтовки производят оправку балластной призмы.
Регулировку и разгонку зазоров в стыках производят гидравлическими разгонщиками. При этом регулировка осуществляется без разборки стыков за счет разницы размеров болтов и болтовых отверстий, а разгонка — с разборкой стыков. После выполнения этих работ необходимо перегнать и закрепить противоугоны.
Спецчасти трамвайных путей также охвачены системой ремонтов. Капитальный ремонт спецчастей включает следующие работы:
смена стрелочного перевода;
смена пересечения;
смена стрелки;
смена крестовины.
Капитальный ремонт стрелочных переводов и пересечений производится как со сменой, так и без смены шпал и брусьев.
К среднему ремонту спецчастей относятся следующие работы: смена пера;
исправление ширины колеи;
устранение просадок и перекосов;
выправка спецчастей в плане и профиле со сплошной подъемкой;
прочистка водоотводов;
ремонт дорожного покрытия, а также работы, включаемые в подъемочный ремонт;
При смене стрелок и крестовин производится выборочная смена шпал и брусьев, а при среднем ремонте еще и частичная смена балласта.
Подъемочный ремонт спецчастей включает работы: смена замыкателя или его отдельных деталей; снятие остроты рабочей грани пера;
правка пера;
заварка трещин в стрелках и крестовинах;
наплавка пяты, острия пера, наварка изношенных граней желоба;
исправление ширины желоба в стрелках и крестовинах наваркой с проточкой рабочего канта;
сварка лопнувших стыков;
ямочный ремонт дорожного покрытия;
мелкий ремонт и прочистка водоотводов.
Текущее содержание спецчастей заключается в регулировке механизма стрелочного замыкателя и корневого крепления, очистке и смазке спецчастей, очистке водоотводных устройств, исправлении незначительных отступлений по ширине колеи и уровню.
Организация ремонтов внутризаводских путей отличается от их организации на путях трамвая номенклатурой ремонтных комплексов, последовательностью выполнения отдельных работ, степенью механизации и видами применяемых машин и механизмов.
Капитальные ремонты на заводских путях большинства промышленных отраслей выполняют со сплошной заменой рельсов и комплексной заменой или усилением остальных элементов пути (увеличением числа шпал на 1 км, постановкой пути на щебень и т. п.). Как правило, основные работы выполняются в «окно» с закрытием движения, смена путевой решетки при этом осуществляется звеньевым способом.
До закрытия пути выполняется регулировка зазоров, опробование и смазка болтов, добивка костылей, разборка переездных настилов. Эти работы составляют подготовительный комплекс. В «окно» осуществляются основные работы: разборка сборных стыков; разборка пути железнодорожным краном или путеразборщиком; вырезка загрязненного балласта бульдозером или путевым стругом; планировка оставшегося балласта или грунта грейдером; укладка нового пути железнодорожным краном или путеукладчиком; сборка стыков, перегонка шпал; рихтовка пути с постановкой его на ось; выгрузка щебня непосредственно в путь из хопперов-дозаторов (возможны иные способы, о которых говорилось выше при описании производства строительных работ); подъемка пути на щебень со сплошной подбивкой; повторная рихтовка и частичная выправка для открытия движения.
Остальные работы выполняются после открытия движения: пополнение балласта в ящиках; регулировка зазоров; вторая сплошная подбивка шпал; расчетная рихтовка кривых; отделка балластной призмы; ремонт переезда; уборка вырезанного балласта и старых материалов.
Средний ремонт внутризаводского пути выполняется в такой последовательности: очистка пути от мусора и вырезка загрязненного балласта; одиночная смена рельсов и стыковых скреплений; разгонка стыковых зазоров; разборка переездных настилов; выгрузка балласта; подъемка пути со сплошной подбивкой шпалоподбойками; смена, ремонт и перегонка шпал, постановка противоугонов; рихтовка пути; частичная выправка; добивка костылей; сборка и погрузка старых шпал; пополнение балласта с оправкой призмы; регулировка зазоров; сплошная подбивка шпалоподбивочной машиной; рихтовка пути по расчету, отделка балластной призмы; уборка балласта и старых путевых материалов.

Таблица 52. Технические условия на приемку пути

* Цифры в скобках относятся к случаю укладки старогодных рельсов.
В состав подъемочного ремонта включаются следующие работы: очистка пути от мусора; срезка загрязненной корки балласта и вырезка балласта в местах выплесков; разгонка зазоров, замена противоугонов, смазка и подкрепление болтов; выгрузка и развозка балласта, рельсов, скреплений и шпал; одиночная замена дефектных рельсов и скреплений; выборочная замена и пополнение балласта; зачистка заусенцев на деревянных шпалах; замена шпал; выправка пути с подбивкой шпал шпалоподбивочной машиной; регулировка зазоров; ремонт переездов; рихтовка пути; перешивка пути; отделка балластной призмы и уборка старых материалов.
В условиях города или завода с развитой сетью безрельсовых дорог целесообразно введение самостоятельного комплекса работ по капитальному ремонту переездов. В этом случае технологическая номенклатура ремонта пути в пределах переезда в основном совпадает с номенклатурой капитального ремонта пути. Лишь при большой высоте подъемки может возникнуть необходимость дополнительного устройства плавных отводов пути за пределами переезда.
Все работы по строительству и ремонту пути должны сдаваться и приниматься в установленном порядке. Вновь выстроенные объекты принимаются рабочей и государственной комиссиями, отремонтированные пути — специальными приемочными комиссиями, которые назначаются управлением трамвая (капитальный ремонт) или службой пути (другие виды ремонтов).
В ходе выполнения работ надо вести контроль за их качеством, чтобы вовремя предупредить и устранить возможные дефекты. Выполненные работы оформляются актом, кроме того, составляются акты на скрытые работы по земляному полотну, водоотводным сооружениям, нижнему слою балластной призмы, а также верхнему строению пути и основанию дорожного покрытия при закрытых путях.
Отклонения от проектных или нормативных размеров при приемке не должны превышать значений, указанных в табл. 52.

Контрольные вопросы

  1. Какие виды ремонтов осуществляются на трамвайных (внутризаводских) путях?
  2. От чего зависит продолжительность межремонтных периодов?
  3. Какие работы входят в номенклатуры различных видов ремонтов пути?
  4. В каком порядке выполняется приемка работ?