Содержание материала

Для того чтобы обеспечить бесперебойность и безопасность движения поездов, а также своевременно выявить необходимость выполнения путевых работ, рельсовый путь и все его обустройства должны систематически осматриваться. Сроки и порядок этих осмотров назначаются таким образом, чтобы было обеспечено их постоянство, регулярность и преемственность.
На железнодорожных путях черной металлургии и других отраслей народного хозяйства бригадир пути дважды в месяц (в том числе один раз совместно с дорожным мастером) проводит осмотр всех путей и стрелочных переводов, земляного полотна, искусственных сооружений и путевых устройств. Осмотр путей и стрелочных переводов сопровождается их промерами по шаблону и уровню. Мастер, кроме того, один раз в месяц отдельно проверяет все кривые и один раз в месяц объезжает пути своего околотка на поезде или локомотиве. Старшие дорожные мастера, начальники дистанций, начальники служб (цехов, отделов) пути выборочно контролируют и осматривают пути по специально утвержденному графику. Кроме того, ежемесячно проводятся комиссионные осмотры под председательством начальника железнодорожной станции (при обязательном участии дорожного мастера и бригадира пути), а два раза в год — весной и осенью — под председательством руководителя железнодорожного хозяйства предприятия.
На путях трамвая путевой мастер один раз в месяц производит сплошной осмотр пути и сооружений с проверкой по шаблону и уровню, один раз в неделю объезжает пути околотка на вагоне. Кроме этого, он еженедельно проверяет путь по шаблону и уровню на участках повышенной опасности и ежедневно осматривает путь с тяжелыми условиями движения. Старший путевой мастер один раз в неделю производит осмотр участка (дистанции) при объезде на вагоне и проверяет по шаблону и уровню участки повышенной опасности. Раз в два месяца он выполняет сплошной осмотр и проверку по шаблону и уровню путей участка (дистанции). Начальник и главный инженер дистанции пути не реже одного раза в месяц производят осмотр пути, сооружений и путевых устройств с выборочными промерами по шаблону и уровню. Помимо этого, один раз в месяц комиссия, утвержденная приказом по управлению, осматривает и проверяет все пути с тяжелыми условиями движения, а два раза в год проводит весенний и осенний осмотры пути, сооружений и устройств.
В случае особо неблагоприятных метеоусловий или при наличии неустойчивых участков, в том числе при производстве земляных или иных работ вблизи пути, должны назначаться внеочередные осмотры и проверки, а при необходимости и непрерывное дежурство. Независимо от плановых сроков осмотров и проверок все работники путевого хозяйства, проходя или проезжая по линии, обязаны обращать внимание на состояние пути и, если потребуется, принимать нужные меры.
Целесообразным считается и такой порядок, когда машинист локомотива или водитель трамвая, обнаружив во время движения неисправность пути, сообщает об этом дежурному или диспетчеру по имеющимся каналам связи, а по прибытии на станцию или пост делает запись в специальном журнале, который регулярно просматривает дорожный (путевой) мастер.
Все результаты осмотров и проверок, замеченные неисправности, данные промеров должны сразу же заноситься в книги и журналы установленной стандартной формы. На основе данных осмотров и проверок планируются предупредительные и назначаются неотложные работы текущего содержания. Обязательными являются отметки о времени устранения выявленных неисправностей и отклонений, а также о проверках записей, которые должны периодически осуществлять руководители служб и дистанций пути.
При осмотре пути устанавливается отсутствие опасных разрушений рельсов, шпал и скреплений, величина зазоров, состояние рихтовки, плотность всех сопряжений (сборные стыки, опирание рельса на подкладку и шпалу), наличие угона, видимых просадок и перекосов, потайных толчков и других неисправностей.


Рис. 125. Шаблон ЦУП-ЗД:
1 — неподвижный упор; 2, 3 — шаблоны ординат; 4 — ручка; 5 — корпус уровня; 6 —  уровень; 7 — подвижной упор; 8 — указатель шкалы; 9 — направляющая; 10 — левая часть корпуса шаблона; 11 — изоляционная бобышка; 12 — правая часть корпуса шаблона; 13 — указатель положения рельсов по уровню; 14 — шкала шаблона

Опытные путейцы знают и внешние признаки, которые помогают при осмотре определять скрыто развивающиеся неисправности. Так, например, появление осыпающегося песка вокруг шпалы говорит о наличии потайного толчка; чередование светлых и темных пятен по длине головки рельса — о возникновении волнообразного износа; характерное позванивание при проходе поезда — о неплотном прилегании подкладок или ослабших стыковых болтах; ржавые потеки на железобетонной шпале — о разрыве арматуры и т. п.
Особое внимание уделяется наличию растительности на открытых путях, состоянию дорожных покрытий, соблюдению габаритных расстояний, скоплению талых и ливневых вод, появлению в зимнее время снежных заносов. При производстве инструментальных измерений в ходе осмотров пути прежде всего определяют ширину колеи и относительное положение рельсов по уровню.
Для контроля колеи применяются путеизмерительные средства. Наиболее простой прибор — глухой рабочий путевой шаблон. Это отрезок стального уголка, на концах которого под прямым углом приварены две упорные планки. Расстояние между рабочими гранями этих планок равно нормальной ширине колеи, концевые поверхности шаблона градуируются в миллиметрах.
Наиболее употребителен путевой контрольный шаблон ЦУП (ЦУП-2Д и ЦУП-3Д) (рис. 125). Шаблон состоит из стальной трубки, имеющей неподвижный и подвижный упоры. Подвижный упор прижимается к рельсу пружиной и соединяется тягой с поводком ручки. Он связан также с указателем, который на шкале с делениями показывает ширину колеи. На трубке укреплен уровень, который с одной стороны имеет шарнир, а с другой может подниматься и опускаться вращением круговой шкалы с делениями. ЦУП-3Д имеет дополнительные устройства для измерения элементов стрелочных переводов. Модернизированный путейцами трамвая шаблон ЦУП имеет повышенные упоры, позволяющие измерять ширину колеи на путях с дорожным покрытием.
Путеизмерительные тележки ведут непрерывный замер ширины колеи и положения рельсов по уровню с записью результатов на ленте. Наибольшее распространение в эксплуатации получила тележка Матвеенко: сварной трубчатый каркас на трех ходовых колесах, прижимаемых к рабочим граням рельсов распирающей пружиной. На каркасе смонтированы механизмы измерения ширины колеи и уровня, а также регистрирующий прибор с лентопротяжным механизмом. Запись на ленте идет в масштабе как по вертикали, так и по горизонтали. Это позволяет определить места расположения отклонений.
Все описанные средства имеют общий недостаток: они отражают лишь статическое, ненагруженное состояние пути. Контроль положения пути в динамике под нагрузкой подвижного состава, т. е. с учетом отжима рельсов, осадки пути под нагрузкой, упругих колебаний рельсо-шпальной решетки, осуществляют путеизмерительные вагоны. Железнодорожный вагон-путеизмеритель системы ЦНИИ проверяет и записывает на ленте ширину колеи, положение рельсовых нитей по уровню, стрелы изгиба в плане и просадки обоих рельсов. Трамвайный путеизмеритель системы ЛИИЖТ измеряет ширину колеи, положение рельсов по уровню, величину просадок пути.
Для геометрических измерений и визуального контроля пути применяются также:
комплекты визирок, бинокли, оптические приборы для визирования и рихтовки ПРП(при проверке плавности рельсовых нитей в плане и продольном профиле);
рельсоизмерительная линейка и рельсоизмерительная тележка Шестопалова (при измерении неровностей поверхности катания рельсов);
специальные шаблоны, штангенциркуль «Путеец», металлические линейки (при измерении ширины и глубины желобов, а также некоторых размеров стрелочного перевода);
линейки, прозорники (при измерении стыковых зазоров);
прибор для измерения подуклонки (при измерении подуклонки рельсов);
прибор ЦНИИ, игольчатый рельсовый профилограф, профилографы других конструкций (при измерении износа рельсов).
Определение скрытых дефектов в рельсах и металлических деталях стрелочных переводов и глухих пересечений может выполняться вручную — простукиванием молоточком на длинной упругой ручке, осмотром с помощью зеркальца, но наиболее эффективно применение ультразвуковых и магнитных тележечных рельсовых дефектоскопов (УРД-58, МРД-66). На железных дорогах применяются также вагоны-дефектоскопы.

Таблица 54. Ширина колеи обыкновенных стрелочных переводов

При длине рельсов 12,5 м промеры колеи (шаблоны и уровень) выполняются на прямых участках в каждом стыке и в середине звена, при длине рельсов 25 м — в каждом стыке и через каждые 6 м. Кроме того, в кривых трамвайных путей измерения производятся: при длине кривой менее 25 м — в точках начала, конца и середины кривой; при длине кривой от 25 до 75 м —дополнительно через каждые 6 м; при любой длине кривой радиусом менее 75 м — через каждые 3 м.
В пределах стрелочных переводов промеры выполняются на переводах трамвайного типа; по прямому направлению — в начале стрелки, через 2 м от него, у математического центра и в конце крестовины; по боковому направлению — через 2 м от начала стрелки и в конце стрелки, в середине соединительного рельса, у математического центра и в конце крестовины. На железнодорожных стрелочных переводах измерения производятся в стыке рамных рельсов, перед остряками, в корне остряков по прямому и боковому направлениям, в середине и конце переводной кривой в начале и конце крестовины, а также в сечении сердечника крестовины, равном 40 мм по прямому и боковому направлениям.
Нормальная ширина колеи на трамвайных стрелочных переводах в любом месте измерения должна быть 1524 мм, ширина колеи на железнодорожных стрелочных переводах должна соответствовать данным табл. 54.