Для предупреждения излишнего износа рельсов надо избегать отступлений от нормальной ширины колеи. Отклонения ширины колеи от нормальной приводят не только к горизонтальным толчкам, воспринимаемым подвижным составом, и к неравномерному износу рельсов, но и к неправильному положению пути в плане. В свою очередь эти неправильности ведут к неправильному положению пути в профиле, к плохим условиям движения поездов и к интенсивному износу всех элементов конструкции пути. По указанию AREA ширина колеи измеряется между внутренними гранями головок рельсов ниже поверхности катания на 15,9 мм. Стандартная ширина колеи составляет 1435 мм, но иногда в крутых кривых колея делается шире. На одной из дорог стандартная ширина колеи в прямых участках пути была принята равной 1 429 мм; эго было сделано, чтобы создать лучшие условия для движения поездов путем уменьшения возможных горизонтальных перемещений реборды колеса относительно рельса.
На кривых радиусом приблизительно до 220 м, как правило, ширина колеи сохраняется стандартной. Некоторые дороги начинают увеличивать ширину колеи на кривых радиусом менее 350 м, другие — на кривых радиусом менее 175 м. Если крутизна кривой превышает указанные пределы, ширина колеи увеличивается в зависимости от радиуса кривой; максимальное допускаемое уширение составляет 19,0 мм. Уширение кривой должно начинаться в том же месте, где и возвышение наружного рельса, независимо от того, устраивается отвод возвышения по прямой или по спирали; уширение колеи должно достигать наибольшей величины в начале круговой кривой. Чтобы избежать неправильного положения наружного рельса в плане, являющегося направляющим, уширение в кривых осуществляется за счет сдвижки внутреннего рельса.

РЕКОМЕНДАЦИИ AREA
Комитетом по вопросам пути AREA были представлены рекомендации, касающиеся методов выполнения работ по текущему содержанию рельсовой колеи; рекомендации были одобрены для включения их в Наставление. Утвержденные в 1953 г. рекомендации приводятся ниже:

б) Допускаются небольшие, в пределах допусков, отклонения в ширине колеи от стандартной при условии, что ширина колеи меняется постепенно и отклонения остаются постоянными на больших протяжениях пути. В обычных условиях нет необходимости производить перешивку колеи, если ширина ее превышает стандартную не более чем на 12,7 мм, при условии, если это превышение постоянно.
в) Увеличение ширины колеи за счет бокового износа рельсов, остающегося в пределах допускаемого, не требует исправления до тех пор, пока превышение ширины колеи над стандартной не составит 6,35 мм; в последнем случае ширина колеи исправляется или сближением рельсов, или же внутренние и наружные рельсы меняют местами.

д) Все костыли забиваются вертикально и перпендикулярно к оси рельса и так, чтобы между нижней поверхностью головки костыля и верхней гранью подошвы оставалось расстояние в 3,2—4,8 мм. Ни в коем случае не допускается, чтобы костыли были забиты вплотную к подошве, выправка костылей в процессе забивки также не разрешается. Костыли не должны забиваться у концов стыковых накладок.
е) Рельсы должны быть прикреплены костылями к каждой шпале в соответствии со стандартом, принятым на данной дороге. При отсутствии подкладок внутренние и наружные костыли должны располагаться на самом большом расстоянии, какое только могут позволить размеры постели шпалы и ее состояние и так, чтобы они не располагались в одном продольном сечении. Все старые костыльные отверстия должны быть забиты пробками.
ж)  На кривых, где трудно сохранять размеры колеи, рекомендуется применять стяжные устройства.

Электрические путеизмерители.

Один предприимчивый ревизор пути смонтировал для своего служебного вагона электрические и механические аппараты; эти аппараты позволяли, не останавливая вагона, получать представление о состоянии рельсовой колеи с помощью зрения и слуха. Измеряющий ширину колеи механизм состоит из двух небольших насаженных на ось ребордчатых колес. В состав механизма входит электрическая система, питающая током 11 лампочек и звонок. Лампочки, смонтированные на панели перед сиденьем механика, сигнализируют об отклонениях от стандартной ширины колеи через каждые 3,18 мм  общий диапазон действия механизма от +19,05 до —12,70 мм.

Стяжные устройства.

Основным назначением стяжных устройств является скрепление двух нитей рельсов, хотя иногда они служат также средством удержания рельса от опрокидывания наружу под действием горизонтально направленных ударов колес подвижного состава; результатом таких ударов может являться нежелательное уширение колеи. Конструкция стяжных устройств имеет приспособления, с помощью которых их можно быстро устанавливать, настраивать на любую ширину колеи и подтягивать в случае износа (рис. 1). Захватные устройства, с помощью которых стяжки прикрепляются к рельсам, должны быть достаточно широки для того, чтобы стяжка не могла повернуться под острым углом к оси пути, так как это привело бы к сужению колеи.

Стяжные устройства
Рис. 1. Стяжные устройства:
а — неизолированное стяжное устройство типа Ракор; б — изолированное стяжное устройство; 1  — поковка 63,50 х 19,05 мм; 2 — стандартная изоляция AAR
Стяжные устройства бывают изолированные и неизолированные; последние применяются в тех случаях, когда необходимость применения изолированных распорок не вызывается наличием в рельсах тока.