Содержание материала

При производстве путевых работ, при осмотре и проверке пути и сооружений должна быть обеспечена безопасность всех работающих. Улучшение условий труда, предупреждение несчастных случаев и травм является непреложной обязанностью каждого рабочего и особенно руководителей всех рангов. Руководитель обеспечивает рабочих средствами индивидуальной защиты, исправным инструментом и приспособлениями, необходимой сигнализацией, инструктирует их о безопасных приемах выполнения работ, следит за выполнением правил по технике безопасности, организует наблюдение за движением поездов и соответствующее оповещение работающих.
При производстве работ на проезжей части улиц и проездов рабочие и инженерно-технические работники должны обязательно надевать сигнальные оранжевые жилеты, а при 'разработке грунта на глубине более 1 м, работе на строительно-дорожных машинах, звеньевой укладке пути, разборке и укладке дорожных покрытий, погрузочно-разгрузочных и сварочных работах — еще и защитные каски.
Все места работ независимо от их объема и длительности должны ограждаться в соответствии с Инструкцией по ограждению мест производства работ в условиях дорожного движения в городах. Ночью места производства работ должны быть освещены. Освещенность должна быть не менее 30 лк, а при сварочно-наплавочных работах — не менее 50 лк.

При выполнении земляных работ действуют общие требования безопасности. Основные из них: в зоне расположения подземных сооружений грунт должен разрабатываться вручную, только лопатами (зимой с отогревом грунта), поэтому расположение этих сооружений до начала работ должно быть четко обозначено на поверхности; все разрытия на улицах и проездах должны быть ограждены с установкой предупредительных надписей и знаков, а ночью — сигнального освещения; в грунтах естественной влажности рытье котлованов и траншей с вертикальными стенками может производиться без крепления на глубину не более: в насыпных грунтах — 1м, в супесях — 1,25, в суглинках и глинах — 1,5 м; грунт, выброшенный из траншеи или котлована, должен размещаться не ближе 0,5 м от бровок; в местах переходов и проездов через траншеи и котлованы должны устраиваться удобные и прочные мостики или настилы; при работе экскаватора людям нельзя находиться ближе 5 м от зоны его действия; работа экскаватора под контактной сетью допускается под руководством ответственного лица при заземлении экскаватора и при гарантированном соблюдении просвета между проводами и максимально поднятым ковшом не менее 1 м; бульдозер или грейдер на насыпи высотой более 2 м не должен приближаться к свежеотсыпанной бровке земляного полотна ближе чем на 1 м; запрещается при движении вставать на раму или отвал бульдозера или грейдера, запрещается находиться между работающими механизмами.
Все групповые путевые работы должны выполняться под наблюдением ответственного руководителя работ. Все работники, обслуживающие электроустановки, машины и агрегаты, должны быть обучены и аттестованы в установленном порядке. При выполнении работ в зоне путей рабочие должны находиться или двигаться лицом навстречу движению; при невозможности этого выставляется специальный сигналист. Категорически запрещается прикасаться к контактному проводу при его обрыве.
Весь ручной инструмент должен всегда быть в исправном состоянии: не должен иметь наплывов, заусенцев, трещин, должен быть правильно и хорошо заточен, деревянные ручки чисто и гладко остроганы. Машины и механизмы должны иметь паспорта и инструкции по эксплуатации, в соответствии с которыми обеспечивается их содержание и исправность. Все движущиеся части машин и механизмов в местах, где есть возможность соприкосновения с ними людей, должны быть ограждены. Электрооборудование, а также металлические корпуса механизмов с электроприводом должны надежно заземляться. Осматривать, ремонтировать, чистить и смазывать машины и механизмы можно только после их остановки и снятия напряжения. Специфика эксплуатации отдельных машин и механизмов определяет в каждом случае дополнительные правила безопасности при работе с ними.
При сооружении и ремонте рельсовых путей необходимо строго соблюдать технологический режим и правила производства работ. Для обеспечения безопасности при этом важно четко и слаженно выполнять все действия по команде руководителя работ. Сдвигая рельсы поперек оси пути, следует стоять только с одной стороны плети, противоположной направлению сдвижки. При продольном перемещении рельсов (тягачом или вручную клещами) запрещается находиться на пути их перемещения. Нагрузка на каждого рабочего не должна превышать 40 кг.

Запрещается: разгонять зазоры ударами рельса в накладку, проверять точность совпадения отверстий в рельсах и накладках пальцами; снимать, раздвигать и удерживать накладки и рельсовые концы при разборке и сборке стыков руками; стоять с внешней стороны рельса, изгибаемого прессом. При завинчивании и отвинчивании гаек стыковых болтов движение ключа следует производить на себя, ни в коем случае не бить по ключу, не увеличивать его длину, не применять прокладки между гайкой и губками ключа. При выдергивании костыля лапчатым ло мом нельзя увеличивать усилие, становясь на лом ногами или ложась на него корпусом. При забивке костылей необходимо стоять над рельсом лицом вдоль пути, так чтобы молоток был в противоположной стороне от рабочих, вывешивающих шпалу. При переноске рельсов и шпал необходимо пользоваться специальными клещами. При вывеске пути домкраты должны устанавливаться без перекосов. Категорически запрещается при вывешенном звене убирать руками мусор из-под шпал, рельсов и подкладок, а также находиться на шпалах или брусьях в процессе подъемки. При перевозке материалов на путевом вагончике рабочие должны идти только сзади, поддерживая груз и обеспечивая медленное передвижение вагончика.
Источником повышенной опасности является оборудование, применяемое при сварочно-наплавочных работах и резке металла. Именно поэтому к производству таких работ допускаются рабочие не моложе 18 лет, получившие соответствующую квалификацию. Металлические части электросварочных установок, не находящихся под напряжением, а также свариваемые детали должны быть заземлены; элементы, находящиеся под напряжением, ограждены. При производстве работ необходимо следить за плотностью контактов и исправностью изоляции. Сварщики должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и защитными приспособлениями. Запрещается смотреть на электрическую дугу незащищенными глазами, производить работы во время грозы, дождя или снегопада на открытом воздухе. Специальные условия безопасности необходимо соблюдать и при выполнении электродной и термитной сварки рельсовых стыков, а также при резке металла горючими жидкостями (керосином, бензином).
Очень внимательными должны быть рабочие-путейцы при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, при работе с самоходными кранами и погрузчиками, при перевозке грузов автомобилями, железнодорожными и грузовыми платформами, при перевозке механизмов на трейлерах и специальном подвижном составе, а также при перевозках людей. Правила безопасности при производстве этих операций определяют порядок действий при работах с основными грузами, характерными для строительства, ремонта и содержания пути: рельсами, шпалами, балластом, скреплениями, тарными грузами.
Особую осторожность следует соблюдать на работах по снегоборьбе. Эти работы обычно выполняются в трудных погодных условиях и в срочном порядке, чтобы обеспечить бесперебойность движения. Это же относится к производству аварийно-восстановительных работ.
При ремонте действующих путей должна обеспечиваться безопасность движения поездов, маневровых подач и трамваев. С этой целью на внутризаводских путях, как и на других железнодорожных линиях, в зависимости от сложности и характера выполняемых работ их ограждают сигналами остановки, уменьшения скорости или сигнальными знаками о подаче свистка. При фронте работ протяженностью 200 м и менее, требующих остановки поездов, на расстоянии 50 м от границ ограждаемого участка ставят переносные красные сигналы, на расстоянии 1000— 1200 м от них укладывают по три петарды в шахматном порядке через 20 м одна от другой и на расстоянии 200 м от первой петарды устанавливают сигналы уменьшения скорости. Петарды и сигналы уменьшения скорости охраняются сигналистами. Если фронт работ более 200 м, сигналисты выставляются и у красных сигналов. Место работ, требующее снижения скорости движения поездов, ограждают знаками «Начало опасного места» и «Конец опасного места» в 50 м от границ участка и в 800—1000 м от них переносными сигнальными знаками уменьшения скорости. Если работы производятся на станционных путях или путях грузовых фронтов, то стрелки, ведущие на путь, где производятся работы, требующие остановки, запираются или зашиваются, а переносные красные сигналы устанавливаются на месте производства работ в 50 м от границ участка, напротив предельного столбика или между остряками стрелочного перевода в зависимости от взаиморасположения места работ, наличия пошерстных и противошерстных стрелок, а также входных сигналов. Аналогично размещаются и сигналы уменьшения скорости. Если работы выполняются без ограничения скорости движения, на расстоянии 800—1000 м от места работ устанавливается знак подачи свистка, по которому машинист подает сигналы, оповещающие рабочих-путейцев о приближении поезда.
Во всех случаях, когда при следовании поездов необходима особая бдительность поездных бригад и когда необходимо предупредить их о работах на пути и о режиме движения по местам их производства, на поезда выдаются письменные предупреждения.
На путях трамвая при производстве работ, требующих остановки движения, на расстоянии 20 м от границы участка устанавливают по оси пути двусторонние красные диски, а в темное время суток — красные фонари и в 120 м от сигнала остановки еще и сигнал уменьшения скорости — желтый диск (фонарь желтого цвета). Если выполняются работы, требующие снижения скорости движения до 5 км/ч, на расстоянии 120 м до начала участка справа по направлению движения ставится сигнал уменьшения скорости, а через 120 м от конца участка — зеленый диск (фонарь зеленого цвета), разрешающий движение с нормальной скоростью.

До установки всех предусмотренных ограждений запрещается приступать к соответствующим работам. Точно также снимать ограждение можно лишь после того, как путь будет приведен в состояние, допускающее безопасный пропуск поездов. Для открытия движения без ограничения скорости необходимо, чтобы сборные стыки имели не менее четырех полностью закрепленных болтов; сварные стыки были зачищены; шпалы зашиты не менее чем двумя костылями (шурупами) с каждого конца и плотно подштопаны, а в подрельсовом сечении подбиты; путь не должен иметь отклонений в плане, по ширине колеи и по уровню сверх установленных допусков. Весь путевой инструмент должен быть убран, материалы, выгруженные или подготовленные к погрузке около пути, уложены так, чтобы не нарушался габарит приближения строений.

Контрольные вопросы

  1. Как определяется приведенная длина пути?
  2.  Перечислите машины и механизмы, применяемые в путевом хозяйстве трамвая.
  3. Какими способами осуществляется снегоборьба и снегозащита?
  4. Из чего состоит производственно-финансовый план службы пути?
  5. Как должны ограждаться места производства работ?
  6.  Какие требования техники безопасности предъявляются к путевому инструменту?