Содержание материала

В процессе эксплуатации рельсы в большинстве путевых конструкций перемещаются в продольном направлении в сторону движения поездов. В некоторых случаях можно наблюдать продольное смещение даже шпал. Это явление носит наименование угона пути. Его последствия проявляются в форме остаточных деформаций, вызывающих серьезные расстройства пути. Так, угон приводит к образованию на одном участке пути нулевых зазоров в сборных стыках, а на другом — предельно растянутых. Это при определенных условиях может привести к боковому выбросу пути (при нулевых зазорах) или к срезу стыковых болтов и разрыву стыка (при растянутых). 

Неодинаковый угон левой и правой нитки вызывает перекосы шпал в плане, что нередко приводит к недопустимому сужению колеи. Угон может стать причиной нарушения работы стрелок, изменения угла и направления в глухих пересечениях.
Угон возникает под воздействием подвижного состава, вследствие изгиба рельсов под нагрузкой, ударов колес в стыках, сил трения торможения, температурных перепадов. Очевидно, что угон тем больше, чем выше интенсивность движения. Влияет на величину угона и конструкция пути, а также величина и направление продольного уклона. Наиболее интенсивно угон развивается на внутризаводских путях с поездным режимом движения, на затяжных уклонах, на тормозных участках. Это же относится к трамвайным путям, расположенным на самостоятельном полотне, и в меньшей степени на обособленном и совмещенном полотне на деревянных шпалах и на железобетонных при нераздельном скреплении. Следует подчеркнуть, что при плохом содержании промежуточных скреплений и недостаточном уплотнении балласта в шпальных ящиках угон и в этих случаях достигает опасных значений. При укладке железобетонных шпал с раздельным скреплением, обеспечивающим надежное прижатие рельса, угона почти не бывает.
Для закрепления пути от угона применяются специальные детали, которые устанавливаются на подошве рельса и, упираясь в шпалу, передают на нее усилия угона. Эти детали называются противоугонами. Известны два вида противоугонов: пружинные и клиновые (самозаклинивающиеся).

Пружинные противоугоны (рис. 39, а) представляют собой металлические скобы, которые защемляются на подошве рельса и при работе упираются в верхнюю часть боковой поверхности шпалы. Противоугоны хорошо сопротивляются сдвигу по подошве рельса. Их защемляющая сила складывается из первоначального сжатия, зависящего от пружинящих свойств скобы, и сил трения, которые возникают при перекосе скобы, упирающейся в шпалу. Эта сила обеспечивает сопротивление сдвигу каждого противоугона не менее 5—6 кН (500—600 кгс).

Противоугоны жд
Рис. 39. Противоугоны 

Таблица 21. Количество пар противоугонов на одном звене трамвайного пути* при одностороннем движении


Вид противоугонов

Звено 12,5 м

Звено 25 м

Нетормозные участки

Тормозные участки

Нетормозные участки

Тормозные участки

Пружинные

9/10

14/17

18/20

28/34

Самозаклинивающиеся

9/10

12/14

18/20

24/28

*В числителе—для пути на щебне, в знаменателе — на песке.

Самозаклинивающиеся противоугоны состоят из скобы, свободно охватывающей подошву рельса, и клина с якорем (рис. 39, б). Клин переменного сечения 2 входит между подошвой рельса и скобой 1 таким образом, что при сдвиге рельса скоба движется от узкой части клина к широкой и закрепляется на подошве. Якорь 3 клина при этом упирается в боковую поверхность шпалы.
На внутризаводских и станционных путях одностороннего поездного движения следует устанавливать на каждое 25-метровое звено 18 пар противоугонов при балласте из щебня или сортированного гравия и 20 пар при любом другом виде балласта. На путях двустороннего движения ставятся по 14 пар противоугонов на 25-метровое звено в каждом направлении движения. При длине звена в 12,5 м число противоугонов уменьшается вдвое. Противоугоны должны устанавливаться в средней части звена симметрично относительно рельсовых стыков. На малодеятельных путях закрепление от угона производится по мере необходимости.
На открытых путях трамвая с уклоном, превышающим 20% на длине более 200 м при железнодорожных рельсах и костыльном или шурупном скреплении, на подходах к мостам и путепроводам с жесткой (безбалластной) проезжей частью противоугоны устанавливаются в количествах, указанных в табл. 21.
Масса пружинных противоугонов для рельсов Р65, Р50 и Р43 соответственно составит 1,28; 1,15 и 1,01 кг, а самозаклинивающихся для рельсов Р50, Р43 будет соответственно в пределах 2,1—2,2; 1,3—1,4 кг.