Глава XI
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕВЫХ РАБОТ
47. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПУТЕВЫХ РАБОТ
На каждый самостоятельный объект строительства, реконструкции и капитального ремонта пути должны составляться проект (рабочая документация), проект производства работ, а также сметные материалы (объектовые и локальные сметы на строительство и реконструкцию, сметно-финансовые расчеты, сметы или покилометровые калькуляции на капитальный ремонт). На средний и подъемочный ремонты внутризаводского пути, а также на оба вида планово-предупредительного ремонта трамвайных путей должны составляться покилометровые (пообъектные) объемные ведомости работ и на их основе стоимостные калькуляции.
На все виды периодических путевых работ целесообразна, а для строительства, реконструкции и капитального ремонта обязательна разработка проекта производства работ. Проект производства работ обычно состоит из календарного графика выполнения работ, графиков движения рабочей силы, работы машин, механизмов и транспорта, поставки и использования основных материальных ресурсов, а также генерального плана строительного или ремонтного фронта работ (стройгенплан).
Объемы работ могут быть подсчитаны по рабочим чертежам, хотя обычно итоговая объемная таблица, по крайней мере, по основным путевым работам должна быть приведена в пояснительной записке проекта. При производстве ремонтов внутризаводских путей обычно используют таблицы типовых усредненных объемов, которые составляются на 1 км пути, находящегося в средних условиях эксплуатации. В зависимости от конкретных условий (тип рельса, шпальная эпюра, вид балласта и т. п.), а также с учетом запроектированных решений и данных натурного осмотра в таблицы вносят необходимые уточнения. Итоги подсчета объемов отдельных работ в последовательности, повторяющей технологический порядок их выполнения с учетом требований технической части соответствующих глав IV части СНиПа, сводятся в таблицу следующей формы:
№ п/п | Наименование работы | Измеритель | Объем | формула или расчетная схема |
|
|
|
|
|
Затем строится сам линейный график по календарной сетке. Обычно он является продолжением таблицы по горизонтали листа.
В ряде случаев, особенно при сооружении или ремонте крупных объектов, целесообразна разработка сетевого графика производства работ. Применение методов сетевого планирования дает возможность сосредоточить внимание руководителя на главных вопросах и возможных помехах, влияющих на сроки выполнения работ, а также помогает более рационально распределить и использовать материальные и трудовые ресурсы.
В системах сетевого планирования и управления (СПУ) вместо привычных форм представления плана (таблиц или линейных графиков) применяется пространственная сетевая схема, которая более наглядно отображает все внутренние взаимосвязи процесса, несет значительно больший объем информации, чем обычные календарные графики, упрощает работу по реализации принятого плана. Всем хорошо известны обычные графики производства работ: по горизонтали — графы времени (сутки, часы и т. д.), по вертикали — работы или отдельные операции. График такой весьма прост, достаточно ясно говорит о последовательности выполнения работ, составляющих технологический комплекс. Но вот определить связи между этими работами, влияние одной работы на другую, зависимость между сроками их осуществления и общей продолжительностью комплекса по такому графику невозможно.
При построении сетевого графика используется ряд специфических понятий: «работа», «зависимость», «событие», «путь». «Работой» называется всякий трудовой процесс, требующий затрат времени и различных ресурсов. Иногда возникают процессы, требующие только затраты времени, — это так называемое «ожидание». Бывает и так, что начало одной работы прямо зависит от результатов другой, когда между двумя или несколькими работами есть логическая связь, не требующая ни затрат труда или материалов, ни затрат времени. Такая связь называется «фиктивной работой» или «зависимостью». Начало и конец, результат работы — так называемые «события». Событиям на графике присваиваются номера, каждая работа также имеет номер, состоящий из номеров начального для этой работы и конечного события. Последовательность работ называется «путем», причем путь между исходным и завершающим событиями, имеющий наименьшую протяженность во времени, называется «критическим».
Рис. 121. Сетевой график капитального ремонта трамвайного пути
При построении сетевого графика необходимо соблюдать следующие основные принципы: соблюдение директивного срока и технологической последовательности выполнения работ; равномерное распределение рабочей силы и материально-технических ресурсов; параллельность выполнения совмещаемых работ; разукрупнение зависимых друг от друга работ для сокращения срока исполнения всего комплекса; каждая последующая работа начинается только после окончания предшествующей; направленность потока в сети слева направо; ввод дополнительных событий и зависимостей при изображении параллельных работ; простота формы графика, минимум пересечений, отсутствие замкнутых контуров, невозможность наличия на графике работ, не имеющих предшествующих или последующих, кроме начала и завершения сети; графическое выделение критического пути; общность начального и конечного событий группы работ при укрупнении, т. е. замене совокупности работ одной.
Сетевой график в каждом конкретном случае учитывает объем работ, их технологические и временные зависимости, резервы мощности для производства намеченных работ при каждом перерыве движения, затраты времени на приведение в рабочее состояние ремонтных машин и механизмов в начале работ и в транспортное положение в конце работ.
В качестве нормативных документов, используемых при разработке сетевых графиков на все виды ремонтов и текущее содержание трамвайного пути и спецчастей, используют Правила технической эксплуатации трамваев, Положение о проведении планово-предупредительных ремонтов трамвайных путей, Инструкцию по текущему содержанию трамвайного пути, Инструкцию по ограждению мест производства работ в условиях уличного движения, Правила техники безопасности на городском электротранспорте, типовые технологические карты и технические проекты.
Для разработки сетевого графика на капитальный ремонт трамвайного пути необходимо иметь характеристику ремонтируемого участка, сведения о технической оснащенности, технологии и организации работ при ремонте. На основании технологического процесса производства путевых работ при капитальном ремонте устанавливают перечень производимых работ и их взаимосвязи, что и является основой сетевого графика. График составляют на 1 км пути (рис. 121, табл. 53).
Цифры, расположенные над стрелкой (работой), означают продолжительность выполнения данной работы в часах и минутах и число рабочих в бригаде или звене (в скобках). Около кружка (события) проставляется суммарное время в часах и минутах, истекшее от начального до данного события. Над кружком ставится время раннего окончания, под кружком — позднего. Наконец, дробь над стрелками (работами) показывает наличие резервов времени: в числителе — полного, в знаменателе — свободного. Работы, лежащие на критическом пути, резервов времени не имеют.
Таблица 53. Определитель работ к сетевому графику на капитальный ремонт 1 км трамвайного пути
Рис. 122. Календарный график распределения рабочих
Календарный план распределения рабочих, дополняющий сводный график производства работ, позволяет осуществить более правильную расстановку и использование рабочих, оптимизируя на этой основе линейную или сетевую модель. В самом деле, без контроля по этому показателю может возникнуть такая схема, при которой количество рабочих в разные дни будет резко изменяться и если в одни дни рабочих будет не хватать, то в другие образуется их излишек. Такой план также может быть составлен в табличной форме или в форме графика- диаграммы, привязанного к календарной линейке (рис. 122). Количество рабочих в день или в смену определяется суммированием всех одновременно занятых на выполняемых в этот день работах и операциях.
Аналогично составляют графики работы машин, механизмов и транспортных средств. Продолжительность их работы рассчитывается по ведущему механизму исходя из его производительности, заданного объема, условий работы. В некоторых случаях количество и типы имеющихся в распоряжении ремонтно-строительного подразделения машин определяют продолжительность выполнения объема работ; в других случаях задается директивный срок, по которому рассчитывается потребное количество технических средств.
При необходимости графики можно составить не только по дням и сменам, но и по часам, а иногда даже и по минутам.
План обеспечения путевых работ материалами (также в табличной или графической форме) определяет когда, какие и в каком количестве должны быть доставлены непосредственно на объект путевые материалы. При разработке такого плана сначала устанавливают метод поставки, т. е. будут ли материалы завозиться на приобъектовый склад или укладываться непосредственно в путь, «с колес», потом определяют условную точность планирования (например: декада, неделя, сутки), затем период опережения, иначе срок, на который доставка материалов должна опережать назначенную графиком производства работ дату их укладки в путь.
В отдельных случаях составляют график предоставления «окон» для выполнения работ с закрытием движения поездов.
Стройгенплан или по аналогии с этим названием ремгенплан применительно к организации строительства или ремонта трамвайного (внутризаводского) пути представляет собой план участка улицы, проезда, территории, на котором, помимо трассы объекта, показывают зоны складирования новых и снимаемых с пути материалов, места стоянки, пути транспортного и рабочего перемещений машин и механизмов, временные коммуникации, изменения маршрутов движения городского и внутризаводского транспорта, места установки передвижных бытовок и т^ п. Обычно именно стройгенплан согласовывается с органами Госавтоинспекции и пожарного надзора, а также с санэпидемстанцией, инспекцией охраны труда и другими организациями.
Производство путевых работ, если оно в какой-то мере затрагивает нормальную жизнедеятельность города или функционирование производства, должно быть своевременно оформлено приказом директора предприятия-владельца подъездного пути или решением (распоряжением) исполкома соответствующего Совета народных депутатов.
Сметные материалы на строительство рельсового пути, как уже указывалось, разрабатывают в двух формах: смета по видам работ и смета на объект в целом. При их составлении следует пользоваться ранее установленными данными по составу и объемам основных и вспомогательных работ, указаниями по норме накладных расходов и плановых накоплений, разными для различных отраслей, районов и объектов строительства, а также необходимой нормативной литературы. Для расчетов следует использовать СНиП, Единые нормы и расценки ЕНиР, а также соответствующие выпуски Единых республиканских расценок (ЕРЕР).
При составлении калькуляции стоимость ремонта пути определяется как сумма прямых затрат и накладных расходов. В прямые затраты входят: основная заработная плата рабочих, стоимость материалов, стоимость эксплуатации машин и механизмов. Основная заработная плата подсчитывается на основе производственной калькуляции трудовых затрат по следующей форме:
№ | § ЕНиР | Описание работ | Состав бригад | Единица измерения | Объем | Затраты на единицу работ | Общие затраты | ||
труда, чел-ч | зарплаты, РУб- | труда, чел-ч | зарплаты, | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При подсчете общих затрат могут быть введены поправочные коэффициенты, учитывающие дополнительные затраты груда или потери времени, например, на пропуск поездов. При движении трамваев вводятся коэффициенты для пути, на котором производятся работы, и для смежного с ним, соответственно: 1,1 и 1,05 (до 20 поездов в час), 1,25 и 1,15 (от 21 до 30), 1,4 и 1,2 (более 30). Если норма времени не учитывает затрат на обслуживание рабочего места, подготовительно-заключительное время и т. д., к ней может быть добавлено дополнительное время (до 18%). При интенсивном автомобильном движении и невозможности устройства объездов норма времени может быть с составлением соответствующего акта увеличена на 20%.
Затраты на эксплуатацию машин определяют также в табличной форме:
|
| Затраты |
|
| Итого на объем | ||
№ п/п | Наименование машин и механизмов | машино-ч | машино- смен | Стоимость машино- смены | Зарплата машинистов в час | Стоимость машино- смен, руб. | Зарплата машинистов, руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В отдельной таблице рассчитывается и стоимость материалов. Затем составляется сводная калькуляция.
Накладные расходы исчисляют по отраслевым нормативам, которые выражаются в процентах от суммы прямых затрат. В калькуляциях стоимости капитального ремонта могут учитываться также непредвиденные расходы (в размере до 0,5% общей стоимости ремонта пути).