При пересечении в одном уровне железнодорожных или трамвайных путей, а также при пересечении железнодорожного и трамвайных путей между собой применяются глухие пересечения.
Глухие пересечения могут быть прямолинейными и криволинейными, в свою очередь, прямолинейные делятся на прямоугольные и косоугольные. Любое пересечение состоит из четырех крестовин. В прямоугольном пересечении нее крестовины одинаковы. В косоугольном пересечении (рис. 72) независимо от величины угла две крестовины имеют острые, две крестовины — тупые углы. Особенность тупых крестовин состоит в том, что против них нельзя уложить контррельс и при проходе вредного пространства реборда может удариться в сердечник или усовик. В какой-то мере, тупые крестовины при проходе колесной пары выполняют друг для друга функции отсутствующего контррельса.
В тупых крестовинах пересечений на внутризаводских путях с большими углами глубина желоба постепенно от концов к середине уменьшается так, чтобы в месте разрыва рабочего канта колесо катилось на реборде. Внутренние усовики глухих крестовин продолжаются по всему периметру пересечения, образуя как бы сплошные по всей длине всех четырех направлений контррельсы с разрывами лишь для пропуска колесных реборд.
Иногда при пересечении достаточно напряженного внутризаводского пути с малодеятельным основное направление глухого пересечения выполняется без разрывов, а второй путь, укладываемый выше первого на высоту реборды, прерывается.
В трамвайных пересечениях тупые крестовины выполняются из желобчатых рельсов (сборные и сварные) или литые коробчатого сечения. Как и в острых крестовинах, в трамвайных пересечениях устраивается мелкий желоб, допускающий качение на реборде.
Рис. 72. Косоугольное глухое пересечение
Пересечения железнодорожного и трамвайных путей обычно делаются сборно-сварные из стандартных рельсов на сплошном листовом лафете со специальными уголковыми и обычными стыковыми накладками, вкладышами и удлиненными контррельсовыми болтами.
По трамвайному направлению укладываются желобчатые рельсы с повышенным наплавкой дном желоба, по железнодорожному направлению — рельсы железнодорожного типа и соответствующие им контррельсы (сборные или сварные крестовины) с уширенным (до 55 мм) и углубленным (до 50 мм) желобом.
Так же как и стрелочные переводы, глухие пересечения имеют свою расчетную эпюру, на которой приводятся значения углов и радиусов пересечения, длины рельсовых отрезков, характеристики тупых и острых крестовин, расстояния 'между осями брусьев или шпал. Брусья и шпалы в пределах пересечения могут располагаться по направлению, перпендикулярному к оси одного из путей или по биссектрисе угла пересечения.
Исходными данными для классификации железнодорожных пересечений являются угол пересечения и соответствующая ему марка крестовины (2/11, 2/9, 2/6). В связи с этим имеется ограниченное количество типовых углов, для которых выпускаются пересечения.
Исходными данными для трамвайных пересечений, применяющихся в основном в составе стрелочных узлов (двухпутных ответвлений) являются радиусы кривых (преимущественно 50, 30, 25 и 20 м) и некоторые данные, характеризующие ответвление в целом.
Пересечения железнодорожного и трамвайных путей обычно проектируются индивидуально.
Для соединения (пересечения) одного или нескольких направлений внутризаводских путей, если перевести с пути на путь нужно не целый состав или маневровую подачу, а одиночный вагон или локомотив, применяют механические устройства.
На узкоколейных путях применяется простейший поворотный круг, состоящий из плиты, к которой приварены отрезки рельсов, стыкующиеся с путевыми рельсами, и металлической рамы с неподвижной осью и круговыми катками. При необходимости плита с размещенным на ней вагоном поворачивается на неподвижной оси на 90 или 180°.
Более сложен поворотный круг, предназначенный для разворота локомотивов или вагонов большой грузоподъемности. Такой поворотный круг — это металлическая ферма мостового типа с уложенными по верхнему поясу фермы рельсами. Середина фермы опирается на центральную опору, вокруг которой и поворачивается круг. Вращение осуществляется на катках или подшипниках, а иногда при помощи гидравлического опирания. В некоторых конструкциях особо больших поворотных кругов на круговом фундаменте укладывается круговой рельс, по которому движутся опорные концевые колеса поворотной фермы. Поворотные круги приводятся в движение электродвигателями.
В заводских цехах, на крупных складах, а также в ремонтных заводах или мастерских (как локомотивных и вагонных, так и трамвайных) соединение параллельных путей может быть осуществлено с помощью передвижной траверзной тележки, на которую устанавливается вагон. Тележка вместе с вагоном передвигается на колесах по специальному рельсовому пути, уложенному перпендикулярно к соединяемым путям в поперечном корыте. Глубина корыта рассчитывается таким образом, чтобы головки рельсов, уложенных на тележке, и рельсов всех соединяемых путей находились в одном уровне.
Рельсовые пути трамваев - Глухие пересечения и механические соединительные устройства
- Подробности
- Категория: Железнодорожный путь
Содержание материала
Страница 26 из 55