Содержание материала

Для увеличения скорости движения подвижного состава городского электротранспорта широко применяется ослабление поля тяговых двигателей. Для ослабления ноля параллельно обмоткам последовательного возбуждения включают активно-индуктивные сопротивления - индуктивные шунты.
Величина активного сопротивления индуктивного шунта устанавливается исходя из условия обеспечения требуемого токораспределении между ним и обмоткой возбуждения в установившихся режимах работы тягового двигателя.
Величина индуктивного сопротивления шунта устанавливается исходя из условия обеспечения благоприятного токораспределении в обеих цепях при переходных режимах работы тягового двигателя, например при кратковременном отрыве токосъемника от контактного провода или рельса, при проезде участковых изоляторов контактной сети и т. п.
В случае ослабления поля тягового двигателя только активным сопротивлением вследствие значительной индуктивности цепи обмоток возбуждения в переходных режимах, например при восстановлении напряжения, основная часть тока пройдет по параллельной цепи с активным сопротивлением, магнитное поле окажется чрезмерно ослабленным, что затруднит условия коммутации и может привести к круговому огню на коллекторе.
На вагонах метрополитена применены индуктивные шунты типа ИШ-10А. Каждый индуктивный шунт состоит из стального шихтованного сердечника, на котором установлены четыре катушки, намотанные из медной шины в два слоя. Для уменьшения пределов изменения индуктивности из-за насыщения в шунтах применяют сердечники открытого типа.
Между катушками предусмотрены зазоры, создаваемые бобышками, приваренными к металлическим прокладкам, что улучшает охлаждение шунта. Катушки соединены по две последовательно и включены в каждую группу двигателей вагона. Катушки рассчитаны на длительный ток 80 А. Индуктивный шунт подвешивается к кузову вагона на изоляторах, установленных на его боковинах.
На троллейбусе серии ЗИУ-5Д применяют индуктивный шунт типа ИШ-12А, состоящий из двух узлов: фехралевого элемента сопротивления и собственно индуктивного шунта, смонтированных на общем стальном основании. Индуктивный шунт имеет две катушки из медной ленты, соединенные последовательно. Элемент сопротивления закрепляется на двух стальных изолированных шпильках и четырех угольниках.
Индуктивный шунт ИШ-14А, устанавливаемый на трамвайных вагонах КТМ-5М, ЛМ-68 и ЛВС-66, конструктивно подобен шунту ИШ-12А. Он имеет четыре  катушки, соединенные в две параллельные цепи по две катушки последовательно. В одном блоке с индуктивностью смонтированы два элемента сопротивления типа КФ.