Содержание материала

в)    Контроллеры для непосредственного управления подвижным составом

Таблица 3-6
- Технические данные кулачковых контакторов

Контроллер типа МТ-30
Рис. 3-23. Контроллер типа МТ-30.

При непосредственной системе управления все переключения в электрических цепях осуществляются контроллером управления с ручным приводом. Контроллеры для непосредственного управления типа МТ-27 А установлены на трамвайных вагонах МТВ-82Д и КТМ-1, контроллеры типа МТ-30Д — на вагонах ЛМ-57 и контроллеры типа МТ-30Г — на вагонах КТМ-2.
На рис. 3-23 показан общий вид контроллера МТ-30, основными частями которого являются: верхнее 1 и нижнее 4 основания, связанные между собой рейками 2; главный барабан 3, приводимый во вращение рукояткой: и кулачковые контакторы КЭ-40. Барабан состоит из квадратного стального сердечника, па котором насажены кулачковые прессованные шайбы различного профиля. Шаг между шайбами выдерживается дистанционными кольцами. Шайбы и дистанционные кольца стянуты корончатой гайкой.
Профили кулачковых шайб соответствуют диаграмме включения контакторов. При вращении главного барабана кулачковые шайбы замыкают и размыкают контакты кулачковых контакторов. Кулачковые контакторы укреплены на квадратной металлической рейке 5 болтами 6 (разрез Б-Б). Для исключения самопроизвольного открывания дугогасительных камер в контроллере установлена запирающая планка 7, которая прижимается к дугогасительной камере пружиной 8.
Контроллер типа МТ-30 в отличие от контроллера типа МТ-27А не имеет фиксации на пусковых позициях, что позволило уменьшить угол поворота главного барабана между позициями и осуществить многоступенчатый плавный пуск вагона. В контроллере МТ-30 фиксация позиций предусмотрена только для нулевой, маневровой, ходовых и тормозных позиций.
Помимо главного барабана контроллер имеет еще реверсивный барабан, который состоит из металлического сердечника 9 с изоляцией 10, прессованных шайб (сегментодержателей) 11, дистанционных колец, храповика и сегментов 12, закрепленных винтами 13. Неподвижный контакт реверсора имеет пальцевую конструкцию. На изолированной рейке 14 закрепляется планка 16 и пальцедержатель 17. На планке находятся шунт и ленточная пружина неподвижного контакта. Контактная часть выполнена в виде сухаря 15, который имеет овальную форму и установлен на ленточной пружине. Наконечник внешнего провода закрепляется болтом 18.


Рис. 3-24. Контроллер типа МТ-27.
В нулевом положении реверсивная шайба обращена к сухарю -впадиной и не касается его, а контакт упирается в пальцедержатель. В рабочем положении реверсивного барабана под неподвижный контакт подходит сегмент, который электрически соединяет два неподвижных контакта и образует замкнутую цепь.
Переводить реверсивный барабан из нулевого положения в рабочее можно только при отключенных от контактной сети тяговых двигателях. Для этой цели в контроллере предусмотрена механическая блокировка, связывающая главный барабан и реверсивный. Конструкция блокировки показана на рис. 3-23 (вид со стороны верхней крышки). На оси 20 установлены два рычага 19 и 21, поворачивающиеся против часовой стрелки под действием пружин 22 и 23. На правом плече рычаги имеют ролики, которые пружиной прижимаются к храповику реверсивного барабана 24. Храповик имеет впадины, соответствующие положениям: «пулевое», «вперед», «назад», «I группа двигателей» и «II группа двигателей». При этом впадина нулевого положения расположена от оси храповика дальше, чем впадины рабочих положений, т. с. в нулевом положении упор па левом плече рычага по сравнению с другими положениями подходит ближе к оси главного барабана.

Храповик 25 главного барабана имеет прилив, в котором предусмотрен узкий паз для верхнего рычага блокировки 21 и упор для нижнего рычага 19. В рабочем положении реверсивного барабана упор верхнего рычага выходит из паза храповика 25, что дает возможность вращать главный барабан. В то же время в рабочем положении главного барабана нельзя повернуть реверсивный барабан, так как упор рычага упирается в прилив храповика, не попадая в паз. Это исключает возможность поворота под током реверсивного барабана, не имеющего дугогасительного устройства.
После установки рукоятки главного барабана в нулевое положение (все электрические цепи разомкнуты) верхний рычаг блокировки поворачивается по часовой стрелке, заходит упором в паз храповика главного барабана, запирает его и дает возможность повернуть реверсивный барабан в нулевое положение. При выходе из строя тягового двигателя реверсивный барабан устанавливается в положение «I группа» или «II группа», причем рычаг блокировки оказывается на пути упора храповика главного барабана, делая невозможным электрическое торможение.

Таблица 3-7
Технические данные контроллеров для непосредственного управления

Контроллеры МТ-30Д оборудованы кулачковыми контакторами КЭ-40 главной цепи и контакторами КЭ-42 цепи управления, а контроллеры МТ-30Г имеют только силовые кулачковые контакторы КЭ-40. В отличие от контроллера МТ-30 контроллер МТ-27 (рис. 3-24) имеет меньше кулачковых контакторов и позиций и не обеспечивает служебного электрического торможения (имеет  только экстренное). Конструктивно эти контроллеры нс отличаются друг от друга (обозначения 1—4 — см. на рис. 3-23. Технические данные контроллеров приведены в табл. 3-7.