Содержание материала

3-3. РАЗЪЕДИНИТЕЛИ ГЛАВНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ЦЕПЕЙ И ОТКЛЮЧАТЕЛИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

а) Назначение и конструкция разъединителей и отключателей


Рис. 3-8. Главный разъединитель типа ГВ-10Е.
Разъединители главных и вспомогательных цепей предназначаются для получения надежного размыкания электрических цепей электрооборудования, установленного на подвижном составе как при профилактических работах и осмотрах вагонов, так и при аварийных режимах. Разъединители выполняют без дугогашения и размыкают ими только обесточенные цепи. Применение разъединителей облегчает управление вагонами и повышает безопасность обслуживающего персонала при работе с электрооборудованием.
Отключатели используют в аварийных случаях для отключения поврежденной группы тяговых двигателей. Это дает возможность продолжать движение вагона для следования в депо. Разъединители и отключатели  имеют небольшое число включений, поэтому их конструкция предусматривает только ручной привод и контакты клипового или скользящего типа.

Главный разъединитель типа ГВ-10Е (рис. 3-8) предназначен для отсоединения главной цепи вагонов серий Д и Е метрополитена от токоприемника и имеет два положения: «включено» и «отключено». Включение и отключение осуществляются съемной реверсивной рукояткой контроллера машиниста. При вращении вала 4 усилие передастся через изоляционную планку 2 на ножи 5, которыми и производят отключение или замыкание цепи. Давление подвижного контакта на стойку 6 обеспечивается двумя пружинящими шайбами, установленными на ноже. Разъединитель имеет блокировку 3, которая позволяет вынуть рукоятку из аппарата только в том случае, когда нож находится в рабочем положении, т. е. разъединитель полностью замкнут или разомкнут. Это исключает отключение аппарата под током.

Разъединитель смонтирован в металлическом ящике 1 и имеет уплотнение 8 от попадания в него влаги и пыли.

Рис. 3-9. Поперечный разрез разъединителя типа РУМ-11А.
Силовой провод вводится через специальные отверстия, уплотненные резиновыми втулками, и закрепляется в зажиме 7.
Разъединитель типа РУМ-11 А применяют на вагонах серин Д для ручного отключения и включения цепей управления и тяговых двигателей. Разъединитель имеет скользящие контакты барабанного типа. Барабан состоит из металлического вала 1 (рис. 3-9) с деревянной насадкой 2 и медных сегментов 3, представляющий собой подвижные контакты. Неподвижные контакты выполнены в виде пальцев 4 и установлены на держателе 5. В рабочем положении разъединителя медные сегменты замыкают накоротко два противоположных пальца, создавая замкнутую электрическую цепь. В случае поворота барабана в положение «отключено» его сегменты сходят с пальцев и последние оказываются изолированными друг от друга, т. е. цепь разомкнута. Пальцы, предназначенные для работы в силовой цепи, выполнены более массивными и рассчитаны на больший ток, чем  пальцы, работающие -в цепях управления. Поворот барабана осуществляется реверсивной рукояткой. Разъединитель собран в металлическом ящике и установлен в кабине водителя.
Отключатель электродвигателей типа ОМ-23 устанавливается на трамвайных вагонах серий РВЗ-6, ЛМ-68, КТМ-5М и ЛВС-66. 

Рис. 3-10. Отключатель электродвигателей типа ОМ-23.

Он предназначен для отключения одной из групп двигателей в случае выхода из строя одного из двигателей. Контактная часть отключателя имеет барабанную конструкцию. Барабан состоит из квадратной оси 1 (рис. 3-10), на которую насажены прессованные пластмассовые шайбы 2, имеющие гнезда под сегменты. С помощью винтов и гаек, закладываемых в специальные прорези, сегменты 3 укрепляются на шайбах. Контактные пальцы цепи управления 4 выполнены из стали. Палец силовой цепи состоит из контактного сухаря 9, стальной пружины 8 и шунта 7. Западание пальцев во включенном положении регулируется скобой 6. Пальцы установлены на изоляционных рейках 5. 
Таблица 3-5
Технические данные разъединителей и отключателей электродвигателей

Барабан вращается в подшипниках скольжения, запрессованных во фланцах. Переключение отключателя осуществляется реверсивной рукояткой и фиксируется храповиком. Отключатель имеет три фиксированные позиции.
Технические данные разъединителей и отключателей приведены в табл. 3-5.

б)        Обслуживание разъединителей и отключателей

Надежная работа электрических аппаратов в первую очередь зависит от состояния контактной поверхности и величины контактного нажатия. При уменьшении контактного нажатия происходит увеличение переходного сопротивления, а это приводит к нагреванию контактов и выходу их из строя. Поэтому при осмотре разъединителя и отключателя необходимо тщательно проверить контактное нажатие и состояние контактных поверхностей ножа и стойки. Усилие выключения ножа должно быть около 80—100 Н; при меньшем усилии надо обязательно подтянуть гайку, сжимающую пружинящие шайбы. Необходимо проверить состояние кабельных зажимов, гибкого кабеля заземления и надежность его крепления. Если при осмотре внутренние детали разъединителя окажутся покрытыми пылью, следует проверить уплотнение ящика. При наличии щели между вводным отверстием и кабелем рекомендуется произвести дополнительную обмотку кабеля изоляцией.
Нажатие пальцев проверяют динамометром. Ослабевшие пальцы следует заменить новыми. Необходимо осмотреть состояние всех винтов и болтов, ослабевшие подтянуть. С пальцев и сегментов жесткой проволочной щеткой счистить окись меди, а изоляционные части аппаратов протереть сухой тряпкой. Следует проверить также смазку трущихся частей.