Содержание материала

 Предохранители широко используются для защиты вспомогательных силовых цепей и цепей управления от перегрузок, и к. з. На рис. 3-67 показан главный предохранитель типа ЯП-13И-7, который применяют на вагонах метрополитена для защиты силовой цепи тяговых двигателей.

Рис. 3-67. Предохранитель типа ЯП-13Н-7.
В деревянном ящике 3, отделанном внутри асбоцементными досками, смонтированы клиновые зажимы 2, плавкая вставка 8, дугогасительное устройство и предусмотрена дугогасительная камера. Плавкая вставка плоской формы укрепляется в главном предохранителе в особых клиновых зажимах, приводимых в действие двумя надежно изолированными ручками 1. Клиновые зажимы способны развивать большое усилие, сдавливающее плавкую вставку, что является совершенно необходимым, так как при большой величине тока, проходящего через предохранитель, плохой контакт в месте крепления плавкой вставки может нарушить нормальную работу аппарата. Плавкая вставка, состоящая из медных пластин, большей своей частью располагается в треугольной дугогасительной камере 7. Дугогасительное устройство состоит из двух катушек 4, намотанных на ребро из шинной меди, и магнитной системы, включающей сердечники 5 катушек и полюсы 6. Один полюс находится под дугогасительной камерой, а другой размещен на крышке предохранителя. Дугогасительные катушки рассчитаны на длительный ток 700 А; номинальный ток плавкой вставки равен 500 А.


Для защиты вспомогательных силовых цепей и цепей управления обычно используют трубчатые предохранители (рис. 3-68). На фибровую трубку 3 надевают и закрепляют с помощью винтов 2 латунные колпачки 1. Плавкая вставка 4 припаивается к колпачкам в их торцовой части. Внутри трубка засыпается мелкой мраморной крошкой или кварцевым песком.


Рис. 3-68. Трубчатый предохранитель.
При определенной нагрузке плавкая вставка перегорает, что приводит к образованию электрической дуги и резкому повышению температуры внутри предохранителя. Для гашения дуги используется свойство фибры и мраморной крошки (или кварца) выделять при высокой температуре газ (водород, углекислый газ, водяные пары) и создавать повышенное давление в трубке. Наличие повышенного давления, водяных паров и охлаждающего наполнителя приводит к эффективному гашению электрической дуги.
Трубчатые предохранители монтируются па панелях или в ящиках на щитках. На вагонах серии Д метрополитена установлены ящик с предохранителями типа ЯП-24В-1 и щиток с предохранителями типа ГЩ-5А-1, а на вагонах серии Е - ящик типа ЯП-51 А-1 и щиток типа ГЩ-5Б.


Рис. 3-69. Ящик типа ЯП-24В-1.
Ящик ЯП-24В-1 (рис. 3-69) изготовлен из асбоцементных досок 1 и разделен перегородками 2 на ячейки,  в которых установлены девять предохранителей 3 высокого напряжения, предназначенных для защиты цепей освещения, мотор-компрессора, печей, нулевого реле и цепи заряда аккумуляторной батареи.
Ящик типа ЯП-51А с высоковольтными предохранителями служит для защиты цепей высокого напряжения: освещения, двигателя компрессора, печей, нулевого реле, заряда батареи, радиофикации и обмоток подмагничивания. Ящик состоит из одиннадцати трубчатых предохранителей.
Щиток типа ГЩ-5А-4 представляет собой изоляционную панель, на которой закреплены с помощью зажимов пятнадцать низковольтных трубчатых предохранителей, включенных во вспомогательные цепи низкого напряжения. Панель с предохранителями устанавливается в металлический ящик с открывающейся крышкой.
Трамвайные вагоны и троллейбусы серии МТБ-82 оборудуются распределительным щитком типа РЩ-38, имеющим металлический корпус с откидывающейся крышкой (рис. 3-70). Внутри корпуса 1 смонтирована изоляционная панель 2, на которой установлены трубчатые предохранители 4 высокого напряжения и пакетные выключатели 3. Предохранители отделены друг от друга перегородками 5.
На троллейбусе серии ЗИУ-5 применяется панель типа ТП-66А-1. На изоляционной доске панели установлено два трубчатых предохранителя высокого напряжения, три пакетных выключателя и пять элементов сопротивления типа ПЭ-75. Панель закрыта металлическим кожухом, в котором предусмотрены окна для управления пакетными выключателями.


Рис. 3-71. Блок предохранителей типа БП-2.
На троллейбусе серии ЗИУ-5Д установлена панель типа ТП-84Б (конструктивно подобна панели типа ТП-66А-1), на которой смонтированы три пакетных выключателя цепей стеклообогревателей и печи обогрева кабины водителя, два предохранителя, элемент сопротивления типа ПЭ-75 в цепи неоновой лампы, показывающей наличие напряжения в контактной сети. Панель закрыта металлическим кожухом, оклеенным изнутри асбестом.

Таблица 3-26
Технические данные предохранителей

Трамвайные вагоны серий КТМ-5М, ЛМ-68 и ЛВС-66 снабжены ящиком типа ГЩ-6А (по конструкции аналогичной ящику типа ГЩ-5А) с низковольтными предохранителями и блоком БП-2 с высоковольтными предохранителями. Блок предохранителей БП-2 (рис. 3-71) состоит из пластмассовых ячеек 1, собранных на двух металлических рейках 4. В каждой ячейке установлен один трубчатый предохранитель 3, закрепляемый в зажимах 2. В рабочем состоянии ячейка закрывается пластмассовой крышкой 5 и запирается замком 6.
Технические данные предохранителей приведены в табл. 3-26.