Содержание материала

г)    Контроллеры для косвенного управления подвижным составом
При наличии косвенной системы управления различают главную (силовую) электрическую цепь и цепь управления. Контроллер при косвенной системе управления воздействует на цепь управления и заставляет включаться в определенной последовательности электрические аппараты, производящие переключения в силовой цепи. Эти контроллеры разрывают кулачковыми контакторами небольшие по величине токи и поэтому по сравнению с контроллерами непосредственного управления имеют меньшие размеры и небольшие усилия на ручке управления.
Контроллеры для косвенного управления применяют: на вагонах серии Д метрополитена — типа КВ-20Б-1; на вагонах серии Е — типа КВ-35; на троллейбусах серий ЗИУ-5, ЗИУ-5Д и МТБ-82Д — типа ΚΒΠ-20Е; КВП-22Б и КВП-13А соответственно; на трамвайных вагонах серии РВЗ-6 — типа КВ-33А и КВ-34А; на трамвайных загонах серий КТМ-5М, ЛЛ1-68 и ЛВС-66 — типа КВ-42В.
Контроллер типа КВ-20Б-1 имеет два кулачковых барабана — главный и реверсивный и каркас, который образуется двумя основаниями и рейками, связанными между собой.
Главный барабан рассчитан на семь положений: одно пулевое, три ходовых и три тормозных. Он вращается несъемной рукояткой, расположенной над верхним основанием контроллера. Переключение электрических цепей производится кулачковыми контакторами типа КЭ-35Г и КЭ-35Д.
Реверсивный барабан имеет три положения: «вперед», «назад» и «стоп» и приводится во вращение съемной рукояткой. Контроллер имеет механическую блокировку, обеспечивающую определенную очередность работы барабанов. Контроллер закрывается кожухом и устанавливается в кабине водителя.


Рис. 3-25. Контроллер типа КВ-35А.

Контроллер типа КВ-35А (рис. 3-25) включает в себя главный барабан, реверсивный барабан и разъединитель цепей управления. Каркас контроллера состоит из верхнего 2 и нижнего 14 оснований, связанных между собой угольниками 3. Конструкция предусматривает установку аппарата в пульт управления, т. е. рукоятки главного и реверсивного барабанов и разъединителя цепей управления вынесены на верхнее основание в отличие от контроллера КВ-20, где реверсивная рукоятка находится сбоку.
Кулачковые контакторы главного барабана приводятся в действие кулачковыми шайбами 8, которые укреплены на валу. На валу главного барабана непосредственно под верхним основанием на шариковых подшипниках укреплен реверсивный барабан, состоящий из чугунного цилиндра 4 и кулачков. При повороте реверсивной рукояткой барабана кулачки замыкают и размыкают контакты реверсивных кулачковых контакторов, которые находятся в цепи катушек пневматического привода реверсора. Цилиндр 4 имеет храповик 5, который с помощью рычага 6 и пружины 7 осуществляет блокирование главного барабана с реверсивным. В нижней части контроллера на валу главного барабана установлен цилиндр разъединителя 11 с кулачками 12, воздействующими на контакторы разъединителя. Включение и отключение разъединителя осуществляют реверсивной рукояткой, устанавливаемой в гнездо 1. При вращении рукоятки поворачивается вал 9, связанный системой рычагов 10 с цилиндром разъединителя.  Остановка разъединителя в заданном положении осуществляется фиксирующим приспособлением 13.
Кулачковые контакторы типа КЭ-42 и КЭ-44 укреплены на металлической рейке, привернутой к приливам оснований. 

Рис. 3-26. Общий вид контроллера типа КВП-20Б-1.
Отверстие 15 предназначено для ввода внешних проводов в контроллер. Главный барабан имеет семь положений: нулевое, три ходовых и три тормозных; реверсивный — «нулевое», «вперед», «назад», а разъединитель положения — «включено» и «отключено».
Контроллер типа КВП-20Б-1 (рис. 3-26) имеет две литые рамы 1 и 7, соединенные между собой шпильками 2.
В подшипниках, которые установлены в рамах, вращаются главный 6 и реверсивный барабаны. Режимы пуска тягового двигателя, регулирование скорости и рекуперативное торможение задаются кулачковыми контакторами 4 типа КЭ-42, приводимые в действие главным барабаном. Кулачковые контакторы установлены на рейках 5, закрепленных в пазах рамы 1 и 7. Главный барабан 6 (рис. 3-27,а) представляет собой квадратный вал 5, на котором закреплены изоляционные кулачковые шайбы. Каждая шайба производит включение и отключение двух кулачковых контакторов 7.

Главный барабан приводится в действие педальным (ножным) приводом. Усилие от педали через систему тяг передастся на зубчатый сектор 21 (рис. 3-27,в), который имеет зацепление с шестерней 20, находящейся на валу 8 главного барабана.

Рис. 3-27. Поперечный разрез контроллера типа КВП-20Б-1. а — главный и реверсивный барабаны; б — тормозной барабан; в — блокирующее устройство.
Реверсивный барабан (рис. 3-27,а) собирается из пластмассовых шайб, укрепленных на квадратном валу 12. Подвижные контакты выполнены в виде сегментов 13 и закреплены винтами на шайбах в специальных пазах. Неподвижные контакты реверсора имеют пальцевую конструкцию. На пластмассовой рейке 14 в пазах укреплены пальцедержатели 15. Через пальцедержатель пропущена шпилька 10, на которую надеваются контакт 16 и контактная пружина 11. Контактная пружина прижимает контакт к сегменту, создавая определенное контактное давление, причем регулирование контактного давления осуществляется гайками 9. Неподвижный контакт соединен с зажимом гибким проводником. При повороте рукояткой реверсивного барабана в рабочее положение два неподвижных контакта оказываются на одном сегменте, образуя замкнутую электрическую цепь.
Главный и реверсивный барабаны сблокированы между собой, при этом главный барабан нельзя перевести в пусковое положение, если реверсивный не установлен в положение «вперед» или «назад». Для этого па валу реверсивного барабана (рис. 3-27, в) находится храповик 22, который в нулевом положении поднимает рычаг 23 вверх, устанавливая его на пути упора 24, связанного с зубчатым сектором 21, т. е. в нулевом положении рычаг 23 препятствует вращению главного барабана. Впадины храповика, соответствующие рабочему положению реверсивного барабана, более глубокие, поэтому рычаг 23 опускается ниже упора зубчатого сектора. В этом случае главный барабан свободно вращается. Реверсивный барабан можно перевести из рабочего положения в нулевое только в том случае, если главный барабан установлен на нулевой позиции.
Электрическое реостатное торможение осуществляется при нажатии на тормозную педаль (рис. 3-27,б), при этом поворачивается рычаг 17, установленный на валу реверсивного барабана. Рычаг имеет на конце вилку, в которую входит палец тормозного барабана 18. Он заставляет повернуться тормозной барабан, а вместе с ним кулачки 19, закрепленные на барабане. Каждый кулачок приводит в действие два кулачковых контактора, укрепленных на общей рейке с другими контакторами.


Рис. 3-28. Контроллер типа КВП-13Л.
Главный и тормозной барабаны устанавливаются в нулевое положение под действием пружин, а вал реверсивного барабана выведен за кожух, это дает возможность переключать реверсор, не снимая кожуха. В контроллере имеется панель 3 (рис. 3-26) с конденсаторами и сопротивлениями помехоподавляющего устройства.
Контроллер типа КВП-22Б конструктивно подобен контроллеру КВП-20Б-1. Отличается от последнего меньшим количеством кулачковых шайб и кулачковых контакторов главного барабана.
Контроллер типа КВП-13А состоит из двух штампованных боковин 1 и 7 (рис. 3-28), связанных между собой шпильками 5. Кулачковые контакторы 4 собраны на панели 3, которая укреплена на угольниках, приклепанных к боковинам. Контакторы не имеют скольжения подвижного контакта по неподвижному, т. е, 
выключающая пружина непосредственно действует на рычаг, на котором припаян подвижный контакт. Главный 2 и реверсивный 6 барабаны по своей конструкции подобны соответствующим барабанам контроллера КВП-20Б-1.

Рис. 3-29. Тормозная блокировка контроллера КВП-13А.
Тормозная блокировка контроллера (рис. 3-29) имеет восемь неподвижных контактов 1, установленных на панели 2, и четыре подвижных контакта А, Б, В и Г мостикового типа. Подвижные контакты установлены на траверсе 3, свободно перемещающейся в подшипниках 5 и 8. Контактное нажатие подвижного контакта на неподвижный создается пружинами 4. Усилие от тормозной педали передается на траверсу блокировки, заставляя контакты включаться в определенном порядке.


Рис. 3-30. Контроллер типа КВ-34А.

Возвращение траверсы в исходное положение происходит под действием пружины 6. Последовательность замыкания и размыкания контактов зависит от положения держателей 7 подвижных контактов на траверсе.
Контроллер типа КВ-34А (рис. 3-30) состоит из главного барабана, который имеет девять фиксированных позиций: одна нулевая (все цепи разомкнуты), четыре ходовые и четыре тормозные (одна позиция включает рельсовые тормоза при экстренном торможении); реверсивного барабана; кулачковых контакторов 6 типа КЭ-42, расположенных на рейке; и каркаса. Каркас контроллера образуют два литых основания 2 и 11, скрепленных между собой угольниками 3. В основаниях установлены подшипники вала главного барабана 7, который имеет конструкцию, аналогичную с барабанами рассмотренных выше контроллеров.
Реверсивный барабан расположен в верхней части контроллера и состоит из кулачкового барабана 4 и двух кулачковых контакторов. Барабан вращается реверсивной рукояткой 1 на цилиндрическом валу главного барабана. Реверсивный и главный барабаны сблокированы между собой механической блокировкой 5.
В контроллере установлены две панели 9 с регулируемыми элементами сопротивления 10 типа ПЭ-75. На вагоне контроллер встроен в пульт управления и закрыт общим кожухом.
Контроллер типа КВ-33А используется как аварийный для передвижения вагона в случае выхода из строя контроллера КВ-34А или при обрыве цепи в схеме управления. Контроллер состоит из двух штампованных боковин, связанных между собой шпильками, барабана и кулачковых контакторов типа КЭ-42, укрепленных на рейке.

Рис. 3-31. Контроллер типа КВ-42В.
Контроллер типа КВ-42В (рис. 3-31) имеет главный 3 и реверсивный 2 барабаны, установленные в каркасе из литых оснований 1 и 5 и угольников 4. Привод барабанов конструктивно унифицирован с приводом контроллера КВ-35А. Главный барабан рассчитан на десять фиксированных положений (одно нулевое, четыре ходовых и пять тормозных). Он приводит в действие семнадцать кулачковых контакторов, из которых шестнадцать контакторов КЭ-42 и один контактор КЭ-48. Реверсивный барабан осуществляет переключения в цепи управления двумя кулачковыми контакторами КЭ-42. Технические данные контроллеров приведены в табл. 3-8.