Технические характеристики паровых кранов, применяемых в восстановительных поездах, приведены в табл. 6.
Таблица 6
Технические характеристики паровых кранов
Показатели | Тип крана | |||
75 Т | Яз 45 Т | Пж 45 Т | 18,5 Т | |
Максимальная грузоподъемность в Т: | 75 | 45 | 45 | 18,5 |
Кран грузоподъемностью 75 Т (рис. 16, табл. 6) изготовлен Ленинградским заводом им. С. М. Кирова. Он состоит из основной нижней рамы, установленной на двух трехосных тележках, верхней поворотной рамы, на которой расположены силовая установка, состоящая из паровой машины и котла, механизмы крана и стрела. К нижней раме приварен зубчатый венец, являющийся одновременно опорным кольцом для верхней поворотной рамы.
Рис. 16. Общий вид парового крана грузоподъемностью 75 Т
Помимо основного противовеса, укрепленного в верхней раме, имеется два дополнительных съемных противовеса, которые в транспортном положении крана находятся на специальной четырехосной платформе. При работе допускается одновременно с поворотом крана производить подъем и опускание без груза крюков или стрелы. Другие виды совмещения операций не допускаются.
Таблица 7
Грузоподъемность крана в зависимости от вылета стрелы
Примечание. Подъем груза без установки крана на дополнительные опоры категорически запрещается.
Стрела крана представляет собой сварную коробчатую ферму. Следует отметить, что отдельные элементы стрелы пои подъеме груза максимального веса испытывают значительные напряжения, доходящие до 3150 кГ/см2. Во избежание излома стрелы при повороте крана нельзя допускать раскачивания груза.
Механизм подъема стрелы (червячная шестерня) при подъеме стрелы подвергается большим нагрузкам, а поэтому требует постоянного и тщательного ухода. Особенно необходимо следить, чтобы коробка передач была полностью залита чистым маслом. Нельзя допускать заедания червячной передачи и ее нагрева. Грузоподъемность крана зависит от вылета стрелы, применения опор и дополнительных противовесов (рис. 17, табл. 7).
Рис. 17. График изменения грузоподъемности, вылета стрелы и высоты подъема 75-т крана:
1 — на главном крюке на восьми опорах с двумя противовесами; 2 — то же с одним противовесом; 3 — то же на четырех внутренних опорах с одним противовесом; 4 — на вспомогательном крюке на восьми опорах с двумя противовесами; 5 — то же на четырех внутренних опорах с одним противовесом
Рис. 18. График изменения грузоподъемности, вылета стрелы и высоты подъема 45-т крана:
1 — на опорах; 2 — без опор
Коэффициент грузовой устойчивости равен 1,4, собственной устойчивости в сторону противовеса — 1,2.
Краны грузоподъемностью 45 Т, эксплуатируемые в восстановительных поездах железных дорог СССР, изготовлены тремя заводами: им. «Январского восстания» (г. Одесса), Ковровским заводом и заводом им. В. Пика (Венгрия).
Кран грузоподъемностью 45 Т, изготовленный отечественными заводами, имеет техническую характеристику, приведенную в табл. 6.
Кран имеет две двухосные тележки под основной рамой и две вспомогательные. Грузоподъемность крана зависит от вылета стрелы и применения дополнительных опор (рис. 18).
При работе разрешается совмещать следующие операции:
подъем или опускание груза и вращение поворотной части;
подъем или опускание стрелы и вращение поворотной части;
передвижение и вращение;
подъём крюка без груза и опускание стрелы;
опускание крюка без груза и подъем стрелы.
Нельзя совмещать операции при работе с грузами, близкими к предельным для данного вылета стрелы. Передвижение крана с подвешенным к крюку грузом разрешается только при положении стрелы вдоль пути с грузами, соответствующими указателю грузоподъемности «без дополнительных опор». Коэффициент грузовой устойчивости — 1,4, собственной — в сторону противовеса — 1,2.
При подготовке к транспортировке крана в составе поезда необходимо потушить котел, спустить воду из котла и баков, заднюю сторону поворотной части крана под котлом подпереть двумя домкратами и для предупреждения проворачивания поворотной рамы закрепить ее стопорными штырями. Стрелу крана опустить на козел, установленный на подстреловую платформу
до ослабления каната полиспаста подъема стрелы. Грузовой крюк должен свободно лежать на платформе. Паразитные шестерни самохода вывести из зацепления с шестернями ходового механизма, для предотвращения самопроизвольного включения шестерен необходимо после их выключения закрепить стопорные кольца. Все шесть дополнительных опор задвинуть до упора и развернуть упорные винты. При транспортировке кран должен сопровождаться проводником, знающим устройство крана, правила ухода за ним и инструкцию по сигнализации.
Рис. 19. Общий вид крана грузоподъемностью 45 Т производства завода им. В. Пика (Венгрия)
Паровой кран грузоподъемностью 45 Т типа ПЖ (рис. 19, табл. 7) производства завода им. В. Пика (Венгрия) состоит из основной нижней рамы сварной конструкции, которая опирается на две трехосные тележки, оборудованные автоматическими и ручными тормозами. В каждой тележке на одной оси закреплены разъемные шестерни для передвижения крана собственным ходом. На основной раме установлены четыре откидные дополнительные опоры и опорно-поворотный узел.
На поворотной раме смонтированы паросиловая установка, механизмы крана, а также выдвижная консоль, на которой закреплены постоянно два груза весом 6 Т; третий груз весом 4 Т, находящийся на подстреловой платформе навешивается при работе крана на дополнительных опорах. К поворотной раме крепится стрела сварной листовой конструкции с двумя грузовыми крюками.
Грузоподъемность крана зависит от вылета стрелы (табл. 8).
При транспортировке крана в составе поезда стрелу укладывают на козлы, установленные на подкрановой платформе.
Паровые краны грузоподъемностью 18,5 Т (см. табл. 6 и 9) изготовлены Кировским машиностроительным заводом. Кран состоит из основной нижней платформы, установленной на двух двухосных тележках типа «Даймонд», поворотной рамы, на которой расположена паросиловая установка и механизмы крана и стрелы.
Таблица 8
Изменение грузоподъемности крана типа ПЖ в зависимости от вылета стрелы
Варианты работы
Коэффициент грузовой устойчивости: при работе на опорах — 1,6, без опор — 1,4, и коэффициент устойчивости назад — 1,2.
Превышение грузоподъемности крана особенно опасно, когда стрела располагается вдоль оси пути, так как при этом положении на поперечные брусья рамы приходится максимальная нагрузка, что приводит к излому опорной коробки.
Лебедка крана имеет четыре механизма: для изменения вылета стрелы, подъема груза, поворота крана и передвижения крана самоходом. Все механизмы работают от главного вала. Стреловой механизм включается при помощи кулачковой муфты, все остальные — посредством фрикционных муфт, что делает кран легко управляемым. При эксплуатации крана нужно следить, чтобы фрикционные муфты были правильно отрегулированы и ленты феррадо дисков не замаслены.
Таблица 9
Грузоподъемность крана в зависимости от вылета стрелы
Вылет стрелы в м .. . | 4,5 | 5,5 | 6,5 | 7,5 | 8,5 | 10,5 | 12,5 |
Грузоподъемность в т при работе: | 18,5 | 14,0 | 11,0 | 9,0 | 8,0 | 6,0 | 4,5 |
без опор ... | 11,5 | 8,5 | 6,5 | 5,5 | 4,5 | 3,0 | 2,5 |
Нажатие подвижного диска на неподвижный осуществляется специальным устройством, состоящим из рычага включения, вилки, муфты включения, стальных и чугунных рычагов и тормозных колодок. Для увеличения трения между дисками устанавливается разъемный диск с приклепанной к нему лентой феррадо, который привертывается стопорами к неподвижному диску. Подвижной диск имеет шестерню, которая передает вращение последней шестерни соответствующего механизма.